Программа третьего года обучения основана на материале истории культуры православной Руси, имеющем несколько другую содержательную основу. Учащиеся весь этот год «путешествуют» по Святой Руси, соприкасаясь через театрализацию с основами русской православной культуры.
Непросто переложить «проживание» и «проигрывание» данной темы на язык театрального искусства. Литературный и исторический материал, отражающий «извечные» вопросы, которыми «дышат» библейские истории и легенды, осваивается через театральное действие.
На третьем году обучения особое внимание нужно уделять непрерывности, логике, последовательности, завершенности сценического действия. Необходимо постоянно тренировать память внутренних восприятий и эмоциональную память учащихся. Главная задача учеников - учиться умению общаться на сценической площадке, где главным является взаимосвязь партнеров, их взаимозависимость друг от друга и от предлагаемых обстоятельств. Дети должны учиться органично действовать в осложненных предлагаемых обстоятельствах, уметь оправдывать любое необычное физическое самочувствие. «Язык» театра еще более оживит, одухотворит, приблизит то, что живет в душе каждого человека, живущего «На Святой Руси».
Четвертый год обучения, «Россия в зеркале мировой культуры», нацелен на художественно-творческое восприятие учащимися истории и культуры театра в рамках мировой художественной культуры и русского театра в частности.
Постижение материала носит многофункциональный характер, предполагающий осмысление теоретико-интеллектуального пласта истории и культуры театра: повышение интереса у учащихся не только к истории театра, но и к историческим ценностям своего отечества, к мировому процессу развития человечества в целом; формирование свободной и общительной личности, способной художественно-творчески осмыслить духовный мир человека; знакомство «изнутри» с природой театрально-исполнительского искусства; приобретение навыков художественно-театрального мастерства.
Особенностью этого года обучения является многоплановое раскрытие тем через эмоционально-образные моменты и импровизационно-игровую деятельность детей в системе различных форм и методов обучения и воспитания. Это игры-дискуссии, сцены-импровизации, представления-драматизации, викторины, экскурсии, путешествия по лабиринтам, кроссворды, отдельные театральные постановки. Основной принцип - игра-драматизация как органический творческий процесс усвоения иллюстративно-познавательного материала.
В основе театральных программ лежат учебно-тренировочные упражнении, развивающие игры, формирование навыков коллективной работы и тренировка произвольного внимания, освоение детьми понятия о выразительном языке театрально-исполнительской деятельности и формирование представления об образе героя в театре.
Нам показалась интересной идея реализации всех этих и других задач через постижение младшими школьниками русской традиционной художественной культуры, ее художественных образов-архетипов.
Сквозные образы-символы природных стихий задают художественно-экологическую направленность курса и , одновременно, связывают его содержание с древнейшими пластами русской культуры и национальными образами мира.
Основное содержание курса
«Земля моих предков» (64 часа)
1 класс
Раздел 1 Земля-красавица (16 часов)
Тема 1. Про то, как волшебница Осень землю раскрасила (2 часа)
Осеннее многоцветье. Буйство красок. Многоликость осенней земли - в красках, звуках, формах, настроениях. Чудесная история о том, как осень раскрасила землю в золото.
Картина А. Грицая "Летний сад". Рассматриваем листья, в зависимости от их формы и цвета фантазируем: крепкий и кряжистый дуб, гордый и высокомерный клен, испуганная и трепетная осинка, добрая и щедрая рябина.
Музыкально-пластические импровизации: "Дубовые кроны", "Аллея кленов", "Осиновая рощица", "Рябины на опушке леса», "Осенний лес". Импровизируя, меняем обстоятельства места действия: светит солнце, дует холодный ветер, стоит густой туман, пошел дождь, спустилась ночь. Стихотворение И. Белоусова "Осень".
Подвижная игра «Ветерок и шаловливые листья».
Театральные игры-этюды: "Дворник и листья», «Девочка и букет», «Гербарий».
Театр рук. Превращение «волшебной руки» в разные цветы: астру, георгин, гладиолус, бархатец. Групповые этюды из волшебных рук "Букеты осени". Конкурс на самое интересное пластическое решение, яркий художественный образ, придумывание названия своего букета.
Веселая перекличка имен. Разноцветье среди нас. Изменения настроения в зависимости от цвета волос, глаз, одежд, обуви.
Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)
Осень - вкусное время года, кладовая Матушки-Осени. Образ Осени-хозяюшки, дарящей людям плоды земли: овощи и фрукты.
Отгадывание загадок о фруктах и овощах.
Игровая артикуляционная разминка «Попробуем дары осени». Стихотворение Н. Кончаловской "Про овощи".Пластические этюды-загадки: "Что выросло в саду?", "Что созрело на грядке?"Игра «Волшебный мешочек».Понятие трех видов ритмов: медленного, среднего, быстрого. Этюд: знакомство овощей на грядке друг с другом, когда все только что проснулись, днем, когда их поливает хозяйка, вечером, когда овощи неожиданно срывают с грядки дети.Музыкально-пластические этюды-импровизации на тему сказки Джанни Родари «Чипполино»: медленно и грустно кум Тыква таскает кирпичи для своего домика, принц Лимон командует парадом своих солдат, грузно передвигается после сытного обеда сеньор Помидор, весело шагает Чипполино, грациозно танцует симпатичная Редисочка.
Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)
Образ заботливой матушки Земли-кормилицы. Картина Т. Яблонской '"Хлеб".
Словесные игры-упражнения с поговорками о хлебе: найти вторую часть, закончить, начать, по-разному произнести (громко или тихо, утверждая, удивляясь, радуясь, грустя).
Массовые пластические импровизации: «прорастание зерна в хлебный колос». «Прорастание» из разных точек тела - от макушки, головы, лба, носа, затылка, кисти руки.
Картина И. Шишкина "Полдень".Массовый этюд «Золотые колосья пшеницы». Умение равномерно «распределить себя» в пространстве: «колосья растут» кругом, рядами, вразнобой, полукругом.
Понятие «рабочего» полукруга. На что это похоже (на банан, радугу, улыбку, полумесяц...)?
Игра "Соберемся все дружно в снопик". Упражнение на выполнение заданного ритма, чувство партнера, организованность, коллективность и законченность действия.
Стихотворение Ю. Жадовской "Нива".
Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)
Образ осеннего леса - щедрого, мудрого, рачительного Хозяина.
Массовая игра «Путешествие в лес поездом». Одновременное выполнение действий: едем медленно - в горку, быстро - под горку, змейкой -между деревьями, постепенно увеличивая скорость - набираем ход, резко тормозим - олень на дороге, подпрыгиваем - по кочкам, осторожно, чтобы не утонуть в болоте, тихо - не разбудить бы хозяина леса, медведя.
Этюд-импровизация «В солнечном осеннем лесу». Превращаемся в пещеры, коряги, горы, озера, ямы, болотные кочки, деревья, кусты.
Музыкально-пластические импровизации "В царстве грибов": крепкий, коренастый, уверенный в себе гриб-боровик, красавчик-красноголовик, гордо держащий свою шляпку, скромный и ранимый, прячущийся за пенек опенок, симпатичная и лукавая кокетка-сыроежка, воображала-лисичка, задавака-мухомор, ядовитая и глупая поганка.
Конкурс словесных портретов «Кого из грибов Хозяин-лес больше всего любит?»
Упражнения со стульями, Стулья-коряги. Распределение их в пространстве по заданному рисунку. Возле них "прорастают" кусты разных ягод.
Аукцион "Кто больше назовет осенних даров леса?"
Игра "Кто быстрее и больше соберет грибов в свою корзину?"
Стихотворение А. Акимцева "Дедушка-туман".
Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)
Капризы осенней природы. Дождь как слезы осени. По-разному пытаемся выразить два лика осени - веселой затейницы и грустной печальницы: через физические действия, пластику тела, с помощью «волшебных» рук, через мимику, голосовые импровизации. Понятие ритма.
Упражнение "Падающие капли дождя" в заданном ритме. Стихотворение Г. Сапгира "Тучи".Этюд-упражнение на оправдание места действия и предлагаемых обстоятельств: «Я заблудился в осеннем лесу. Смеркается. Страшно и жутко. Льет дождь». Поиски выхода из создавшейся ситуации.
Работа по картине Ф. Васильева "Перед дождем".
Поэтические образы дождя в стихах. Р.Седов "Дождик". Соединяем слово и движение.
Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)
Праздник Осени.
Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)
Образ леса - одинокого странника. Студеные ветры, серое небо.
Звуковые импровизации «В осеннем лесу»: легкий ветерок и ураган, шелест листьев и шум леса, ливень и капельки дождя, бульканье болота и чавканье кочек, грохот водопада, скрежет коряг и скрип деревьев, голоса животных, птиц, насекомых.
Работа с ритмом. «Эхо» повторяет «песню» лесных птиц: дятла, вороны, тетерева.
Пластические этюды на отгадывание по теме «Фантазии голых веток». Обнаженное дерево или куст - прообраз какого животного?