Видно их и сквозь пургу:
Словно яблоки в снегу.
В инструментовке детской песенки «Вьюга» наибольшую сложность при первом знакомстве с инструментом представляет партия свирели и аккомпанемент на сильные доли такта в партии домры-малой. Они, а также скачок на кварту при первом проведении темы у аккордеона, требуют отдельного разучивания. Не обязательно сразу сопровождать игру пением. Первый раз дети могут спеть песню под аккомпанемент руководителя ансамбля, а затем сыграть сами.
«Вьюга»
(см. нотное приложение 24)
Вьюга злится за дверями, То завоет меж кустами,
Окна снегом обдает. То в калитку запоет.
4. Полет фантазии
Русская народная песня «Как на тоненький ледок».
В русской народной песне «Как на тоненький ледок» (см. нотное приложение 25) партия балалайки-примы исполняется приемом бряцание (удар указательным пальцем правой руки вверх-вниз по всем струнам). Партия домры-малой – пиццикато или медиатром. Партию баяна можно разделить на два пульта по одному такту или левой рукой сыграет учитель, правой – ученик.
5. Душа народа
Русская народная песня «Лучина».
«Пойду ль я, выйду ль я».
Мелодию игровой, масленичной песни «Лучина» в предлагаемой инструментовке исполняют баян и струнные, аккомпанемент с различным ритмическим рисунком – группа ударных и шумовых инструментов.
Мелодию в партиях домры и балалайки правильнее сыграть на третьей закрытой струне: 35 34 35 34 35 30
Для быстроты разучивания очень удобна предлагаемая «перекличка» – поочередное прохождение темы у домр и балалаек.
Выделенный пунктирными линиями аккомпанемент на одной нотке можно доверить отдельной, начинающей группе исполнителей-струнников и играть с начала до конца произведения.
Партию каждого из ударных инструментов необходимо изучить сначала отдельно, а затем соединить с солирующей группой ансамбля.
Важно проследить, чтобы весь аккомпанемент не заглушал мелодии.
«Лучина»
(см. нотное приложение 26)
Лучина, лучина, я тебя сушила.
Гори, гори ярко, приедет Захарка.
На сивке, на бурке, на вещем каурке.
Сенька-везенька, вези меня на палке,
Сенька-везенька, вези меня на палке,
А сам иди пешком, перевертышком!
В инструментовке русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я» мелодию исполняют домра-малая и баян. У остальных инструментов – аккомпанемент на слабые доли такта. Самая простая партия – на одном звуке – у гармоники, написана для начинающего исполнителя. Более сложные – аккомпанемент терциями и квартами – у баяна, и двойными нотами – у балалайки-примы. Они требуют отдельного, внимательного разучивания.
При повторе всей пьесы тему можно «провести» в басу, исполнив ее левой рукой на баяне или домре-, балалайке-бас.
«Пойду ль я, выйду ль я»
(см. нотное приложение 27)
Пойду ль я, выйду ль я, да,
Пойду ль я, выйду ль я, да,
Во доль, во долинушку, да,
Во доль, во широкую.
Сорву ль я, вырву ль я, да,
Сорву ль я, вырву ль я, да,
С винограда ягоду, да,
С винограда винную.
То ли мне не ягода, да,
То ли мне не винная, да,
Я цветочек сорвала, да,
Я веночек совила.
6. Радость учения
Детская прибаутка «Про Лису».
В русской народной прибаутке «Про Лису» прием игры – глиссандо у ксилофона (быстрое скольжение палочкой вверх от указанной ноты) можно использовать как во вступлении, так и в окончании (по усмотрению педагога).
Вокальная партия полностью дублируется струнными (домрой, балалайкой, цитрами). Состав инструментов может быть изменен. Важно, что каждый ребенок имеет возможность контролировать собственную интонацию (играет и поет одно и то же секундовое соотношение).
Доступность музыкального материала позволяет вводить в ансамбль новые инструменты (например, цитры).
«Про Лису»
(см. нотное приложение 28)
Уж как шла Лиса по травке, Села Лиска на пенек
Нашла азбуку в канавке. И читала весь денек.
Раздел 3. Огонь
1. Святки. Зимние забавы
Святочные игры «Обруч круж», «Колокольцы-бубенцы».
В предлагаемой инструментовке считалочки «Обруч круж» домры и балалайки играют в унисон с аккордеоном основную тему.
С учетом быстрого темпа с постоянным ускорением и времени, необходимого для сыгранности ансамбля, партии можно упростить. Например, разделить мелодию между исполнителями по одному такту или в поддержку нескольких солистов, играющих мелодию, написать аккомпанемент из одной нотки(«ми») и доверить его начинающим музыкантам.
Для исполнения партий домр и балалаек есть 2 варианта: игра с использованием открытой струны «ля» и без нее («ля» - 35 , «соль-диез» - 34).
Правильнее играть на «закрытой» струне, но если для ребенка легче чередовать открытую и закрытую струну - предложите ему вариант игры «через такт» с другими детьми, так как технически этот прием сложнее исполнить в быстром темпе, чем при игре на одной струне.
Музыкантам ансамбля всегда очень хочется тоже принять участие в игре, поэтому последний раз игра может пройти под аккомпанемент одного педагога.
«Обруч круж»
(см. нотное приложение 29)
Обруч круж, обруч круж, Кто не хочет быть ужом
Кто играет будет уж. Выходи из круга вон.
Аналогичные рекомендации можно дать относительно другой святочной игры «Колокольцы-бубенцы». Простота мелодии и инструментовки позволяет всем детям чередовать участие в игре и в ансамбле (на струнных).
«Колокольцы-бубенцы»
(см. нотное приложение 30)
Колокольцы-бубенцы, Ди-ги, ди-ги, ди-ги, дон,
Раззвонились удальцы. Отгадай откуда звон.
2. Деревенские посиделки
Р. н. п. «Все мы песни перепели»
В инструментовке русской народной песни «Все мы песни перепели» (см. нотное приложение 31) партия балалайки-примы исполняется приемом бряцание (двойными нотами), а в партии баяна - интервалы и аккорды. И ту и другую можно, при необходимости, разделить по одной нотке для нескольких исполнителей.
Партия домры-малой дублирует мелодию. Если она окажется сложной, напишите для домристов, подголосок, используя нижний голос баянной партии.
Одна музыкальная фраза здесь повторяется четыре раза. Поэтому сначала следует разучить основную тему (из двух тактов), а затем связку между ее повторениями.
3. 4. Как огонь мастеру помог?
Русская народная песня «Во кузнице».
В инструментовке русской народной песни «Во кузнице» 1 часть построена на мелодических перекличках солирующих инструментов, а 2 – игра терциями в унисон (партия ксилофона дублируется гармоникой и баяном). В этой части мы предлагаем или одному ксилофонисту сыграть двумя палочками, или двум музыкантам по одной нотке. С каждым следующим куплетом можно менять октаву (играть то в первой, то во второй).
Особого внимания требуют партии ударных инструментов – с каждым исполнителем нужно разобрать ритмический рисунок и указать солирующий инструмент, вместе с которым он вступает (например, коробочка – гармоника).
«Во кузнице»
(см. нотное приложение 32)
Во куз- , во кузнице,
Во куз- , во кузнице.
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.
Они, они куют,
Они, они куют.
Они куют приговаривают,
Молотами приколачивают.
Пойдем, пойдем, Дуня,
Пойдем, пойдем, Дуня.
Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок,
Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок.
Сорвем, сорвем, Дуня,
Сорвем, сорвем, Дуня.
Сорвем, Дуня, лапушок, лапушок,
Сорвем, Дуня, лапушок, лапушок.
Сошьем, сошьем, Дуня,
Сошьем, сошьем, Дуня.
Сошьем, Дуня, сарафан, сарафан,
Сошьем, Дуня, сарафан, сарафан.
Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня.
Носи, Дуня, не марай, не марай,
По праздничкам надевай, надевай.
5. Мой род
Соколова Н. «Затопила мама печку»
В инструментовке детской песенки «Затопила мама печку» особое внимание следует уделить голосоведению – соблюдению лиг.
Мелодическая линия в первой части переходит от домр и первого аккордеона ко второму. При исполнении этого перехода необходимо добиться плавности в голосоведении – легато.
Если в вашем ансамбле есть полный состав струнных инструментов, всю пьесу можно построить как перекличку балалайки-примы и балалайки-секунды (или домры-малой и домры-альт) на фоне гитарных арпеджио (в исполнении педагога).
Напомним, что вокальная партия не должна заглушаться аккомпанирующим ансамблем.
«Затопила мама печку»
(см. нотное приложение 33)
Затопила мама печку, И пока мороз трескучий
Стало в комнате тепло, Не пускает нас гулять,
И сверкает снег на солнце Мы успеем много сказок,
Сквозь замерзшее стекло. Много сказок прочитать.
6. Я и мое имя
Маршак С., Вейсберг Ю. Детская песенка «Про Машу».
В инструментовке детской песенки «Про Машу» сольную партию баяна (или аккордеона) можно разделить на два пульта – партии правой и левой руки или по частям – на усмотрение педагога. Партия левой руки написана в упрощенном варианте и доступна первокласснику. Если при разучивании все-таки возникнут сложности, левой рукой должен сыграть педагог. При исполнении мелодии особое внимание следует уделить штриху легато и построению музыкальных фраз.
У домр и балалаек – очень легкий аккомпанемент. При исполнении этой песни мы использовали такой прием. После первой части несколько струнников (домристов или балалаечников) меняют свои инструменты на цитры. На сцене такой прием очень эффектен, но требует дополнительного времени на репетициях. Для исполнения приема глиссандо на цитрах детям необходимо подготовить медиаторы.