Смекни!
smekni.com

Сборник программ (стр. 28 из 37)

А утята подпевают: И ребята присмирели,

Кря-кря-кря, кря-кря-кря! Тишь-тишь-тишь, тишь-тишь-тишь!

Соловей лучше всех В небе крылья раскрыв

Разливается, хлопочет, Звонкий жаворонок вьется,

Словно ночью спать не хочет: Над полями раздается:

Цех-цех-цех, цех-цех-цех! Жив-жив-жив, жив-жив-жив!

Воробей-озорник

На рассвете все болтает,

Малым детям спать мешает

Чик-чирик, чик-чирик!

5. Судьба для древних славян

Подблюдная песня «Гадания»

Подблюдная песня «Гадания» построена на повторениях одной мелодической фразы. Некоторую сложность при разборе произведения может представлять размер (6/4). Поэтому целесообразно начать разучивание с вокальной партии под аккомпанемент педагога. После этого исполнить сольные подголосочные партии на инструментах будет значительно легче. Ритмический рисунок у всех инструментов (кроме ударных) идентичен. Это упрощает процесс разбора, но требует дополнительного времени для сыгранности ансамбля.

Партии ударных разберите отдельно, а затем многократно «пройдите» вместе с солистами. Половинные нотки в партии домры-малой исполняются приемом «тремоло».

Партию гармоники можно доверить начинающему исполнителю. Обратите внимание каждого музыканта на моменты вступления и паузы. Добейтесь слаженности звучания мелодии у солиста-вокалиста и аккомпанемента ансамбля. Припев могут подпевать все дети.

«Гадания»

Расворю я квашенку на донышке,

Покачу я колечко кругом города.

Кому поем – тому с добром.

Кому сбудется – не минуется!

За рекой мужики богатые,

Гребут золото лопатою (рефрен).

Раздел 3. Мифы об огне

1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда

Колядка-поздравление «Сею-вею, повеваю».

Для успешного исполнения рождественской колядки «Сею-вею, повеваю» солистам необходимо выучить мелодию из одного, многократно повторяемого такта. Сольная партия написана для баяна. В партиях балалайки и домры сольные фрагменты чередуются с аккомпанементом. Если игра двойными нотами сложна для исполнителей, распишите эти такты по одной нотке на 2 пульта или продублируйте мелодию.

На усмотрение руководителя мы предлагаем второй вариант подобной инструментовки. Заключается он в том, что один инструмент, например, домра, сначала до конца играет мелодию, а другой - аккомпанемент. Этот вариант легче и мы рекомендуем воспользоваться им, если в вашем ансамбле есть сильная, сложившаяся аккомпанирующая группа. Соедините их старания с четким ритмом ударных, и у ансамбля получится яркая, рождественская колядка для святочной недели.

«Сею-вею, повеваю»

Сею-вею, повеваю,

С Рождеством вас поздравляю!

На новый год, на новое счастье,

Уродись пшеничечка,

Горох, чечевичечка!

2. От магии к веселью

Игра ряженых «Свинья ходит побору».

Из числа ряженых кого-нибудь выбирают «Свиньей», на лицо надевают маску. «Свинья» находится в центре круга, во время исполнения песни выхватывает участников («рвет траву-лебеду») и образует из них малый хоровод. Постепенно из него собирается большой круг и все повторяется снова.

Инструментовка для ансамбля очень проста и не требует длительного разучивания. Мелодию исполняют баян и домра-малая. Педальную партию гармоники можно доверить начинающему исполнителю. Группу ударных инструментов дети могут составить сами, придумав для каждого из них, ритмический рисунок аккомпанемента.

«Свинья»

Свинья ходит по бору, рвет травушку-лебеду,

Она рвет, она рвет, и у дерева кладет.

3. Мир, населенный духами

Бойко Г., Ивенсен М., Филиппенко А. «На мосточке».

В инструментовке детской песенки «На мосточке» вокальную партию дублирует баян, у домры и аккордеона – подголосочные партии. Каждую из них следует разучить отдельно, а затем сыграть в ансамбле. Обратите внимание музыкантов на вольты (в I части), штрихи и динамику всей песни (mf и стаккато – в I части, mp и легато – во II части).

Для исполнения в спокойном темпе произведение не представляет никакой сложности. Проигрывая каждую часть многократно, постарайтесь сдвинуть темп до подвижного.

«На мосточке»

Через мост перейти надо нам, ребята.

Мы идем в дальний лес – там грибы, маслята.

А на мостик волк нас не пускает.

На мосту он серый отдыхает.

4. Огонь борьбы

Святочные игры «Баба-Яга», «Олень».

В инструментовке русской народной песни «Баба-Яга» особого внимания требуют партии ударных. Все остальные адресованы начинающим исполнителям и не представляют особой сложности для разучивания. У балалаек – аккомпанемент на слабые доли такта, у гармоники – простая подголосочная партия, ритмически повторяющая партию трещоток.

Ритмический рисунок мелодии у солирующего аккордеона будет меняться в зависимости от текста песни – обратите на это внимание исполнителя. При необходимости, спойте и сыграйте мелодию вместе с детьми с начала до конца несколько раз.

Одноименная игра относится к числу подвижных, поэтому после заучивания партии наизусть, постарайтесь добиться от исполнителей быстрого темпа.

«Баба-Яга»

Баба-Яга – костяная нога,

Нос крючком, волоса торчком.

За селом с помелом,

Печку топила, кашку варила,

С печки упала, ножку сломала.

Пошла в огород – рассмешила весь народ.

Пошла на улицу – раздавила курицу.

Святочная игра «Олень» – это один из вариантов игры в фанты. «Олень» выбирается по считалочке и отворачивается от всех остальных участников. Ведущий собирает фанты в шапку, после этого пропевается песня вокруг «оленя».

«Олень»

Сидит олень, сидит молодой,

Под кустичком, под березничком.

- Тепло ль те, олень?

Студено ль те, олень?

- Да не так тепло.

Да не так студено.

Приоденьте меня, приокутайте.

Что с девицы платок,

Что с красавицы платок,

С молодца-кудрявца – опоясочка.

- Олень, олень, что этому фанту сделать? (Выкуп фантов).

- Выкупай-ко да свои платки, да выручай-ко опоясочки!

После этой песни исполняются желания «оленя». Если «олень» доволен выкупом, он разрешает забрать свой фант (кольцо, поясок, платочек и т. д.).

В инструментовке святочной игры «Олень» одна музыкальная фраза, повторяясь многократно, походит у разных инструментов. В каждой партии сольные фрагменты чередуются с простым аккомпанементом на сильные доли такта. У баяна – «педальные аккорды», на фоне которых звучит мелодия.

Партии ударных инструментов можно исполнить в данном виде или изменить, исходя из возможностей музыкантов ансамбля. Предложите детям придумать собственные варианты аккомпанемента ударных и шумовых инструментов.

После разучивания партий и сводной репетиции, обратите внимание музыкантов на то, что они аккомпанируют вокальной группе и мелодию обязательно должно быть слышно на фоне играющего ансамбля. Посвятите этому отдельную репетицию. Петь могут как участники игры, так и сами музыканты.

5. Масленичные костры

Русская народная песня «Я на горку шла».

Инструментовка русской народной песни «Я на горку шла» построена на перекличках разнотембровых инструментов. В куплете соло исполняет балалайка-прима (приемом бряцание). В припеве мелодию подхватывают баян и домра. Каждый исполнитель должен четко знать за кем и когда он вступает.

Особое внимание обратите на партии ударных, «пройдите» их несколько раз вместе с солистами. Когда все участники ансамбля будут твердо знать свои партии по нотам, можно переходить к их заучиванию наизусть и репетициям с вокалисткой. При необходимости перетранспонируйте все произведение на любой интервал ниже.

«Я на горку шла»

Я на горку шла, решето несла.

Уморилась, уморилась, уморилася.

Знамо дело уморилась, уморилася.

В решете овса полтора зерна,

Уморилась, уморилась, уморилася.

Знамо дело уморилась, уморилася.

Я блинов напекла, не наелась досыта,

Уморилась, уморилась, уморилася.

Знамо дело уморилась, уморилася.

Вам я пела и плясала и совсем уж я устала,

Уморилась, уморилась, уморилася.

Знамо дело уморилась, уморилася.

6. Женские образы древнеславянской мифологии

Тиличеева Е. «Мама поет».

В инструментовке детской песенки «Мама поет» сольную партию исполняет баян (ученик – правой рукой), басовая партия (левой руки) написана для педагога. У аккордеона и гармоники – подголосочные партии. Особого внимания требует партия аккордеона, так как в ней встречаются случайные знаки, паузы, пунктирный ритм. По усмотрению руководителя эту партию можно разделить на несколько пультов (по частям, предложениям или тактам).

При разучивании партий и в дальнейшем, при игре в ансамбле, потребуйте от музыкантов соблюдать лиги и нюансировку. На репетиции с вокалистом (или вокальной группой) добейтесь необходимого динамического баланса между солистом и аккомпанирующим ансамблем (аккомпанемент должен быть фоном).

«Мама поет»

Светят звезды ласково над моим окном.

И поет мне песенку мама перед сном,

Самую любимую песенку мою:

«Спи, моя хорошая, спи, моя пригожая,

Баюшки-баю, баюшки-баю!»

7. Весенняя магия славян

Закличка «Жаворонки прилетали».

В детской песенке-закличке «Жаворонки прилетали» одна музыкальная фраза, многократно повторяясь, проходит у разных инструментов на фоне баянных аккордов. Если исполнение аккордов еще недоступно исполнителю, их следует разделить по 2 звука (на интервалы) для 2-3 баянистов-аккордеонистов.

После проведения основной темы у домр и балалаек ее можно доверить свирелям, цитрам, аккордеону и т.д. – до конца заклички.

Аккомпанемент на слабые доли такта у цитр необходимо сначала выучить отдельно, а затем сыграть вместе с солирующими инструментами.

«Жаворонки прилетали»