Смекни!
smekni.com

Сборник программ (стр. 7 из 37)

Программа учебного курса для учащихся 1-4 классов

общеобразовательной школы

Пояснительная записка

Учебный курс "Изобразительное искусство" (1-4 класс) основан на определенной структуре методов работы с различны­ми художественными материалами и будет способствовать формиро­ванию художественных и трудовых навыков у младших школьников, а также их творческих способностей и эстетического сознания. Понятие "эстетическое сознание" должно базироваться не только на понимании образного языка классического изобразительного искусства, но и на усвоении фундаментальных общественных нравственно-эстетических ценностей и идеалов, воплощенных в образах традиционного русского народного творчества.

Исходя из того, что активизация творческих способностей де­тей - одна из основных задач обучения изобразительному искусству в школе, программа строилась с опорой на следующие факторы, влияю­щие на развитие творческих способностей детей:

а) организация жизненных наблюдений учащимися, направлен­ных на художественное восприятие и способствующих образному ви­дению окружающих;

б) знакомство с произведениями классического изобразительно­го искусства и развитие способностей их эмоционально-чувственного восприятия;

в) создание в процессе занятий эмоциональной, радостной атмо­сферы творчества;

г) овладение изобразительно-выразительными средствами худо­жественных материалов и техникой их использования в зависимости от творческого замысла работы, то есть способами творческого решения изображения.

В основу предлагаемого курса начального обучения изобрази­тельному искусству, построенного с учетом интеграции ряда школьных предметов, на которых возможно детальное знакомство детей с тради­ционной русской культурой, легли следующие положения:

Во-первых, решение основных задач, стоящих перeд преподава­телем изобразительного искусства в начальной школе, должно осуществляться путем знакомства детей с изобразительным искусством как одной из сторон жизни человека.

В процессе уроков дети не только знакомятся с творчеством ху­дожников разных видов и жанров искусства, в том числе народных мастеров, но и сами периодически "становятся" этими художниками. Создавая по-своему оригинальные "продукты" творчества, дети осваивают способы работы различными художественными материалами, используемыми художниками разных видов изобразительного искусст­ва (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна), знакомятся с физическими и художе­ственно-выразительными свойствами этих материалов.

В процессе знакомства с творчеством профессиональных худож­ников и народных мастеров дети осваивают образный язык изобрази­тельного искусства, основные законы изображения, необходимые приемы правильного использования живописных, графических и пла­стических средств.

Во-вторых, основным способом подачи устной информации на уроке должна быть выбрана беседа. В процессе объяснения творческого задания, способов работы с художественным материалом, его изобразительно-выразительных свойств или особенностей объекта изображения детям задаются вопро­сы, способствующие активизации их мыслительной деятельности, памяти, поиску путей решения каких-либо творческих задач, выявляю­щие уровень их наблюдательности и помогающие ее развитию.

При правильной, четкой и понятной детям постановке вопроса, направляющей детей на самостоятельный поиск творческого решения, учителю остается только корректировать и дополнять ответы детей, чтобы сформировать у них новые понятия. Полученные таким путем знания кажутся детям естественными и совсем не сложными для запо­минания.

В-третьих, в процессе занятий изобразительным искусством не­обходимо руководствоваться учением о потребностях, согласно кото­рому к основным категориям потребностей в младшем школьном воз­расте относятся потребности в подражании, движении, игре и учении.

Занятие изобразительным искусством должно создавать благо­приятные условия для реализации каждой из названных потребностей. Потребность в познании может реализоваться в процессе знакомства детей с произведениями разных видов и жанров профессионального искусства и народного творчества и последующего выполнения определенного вида и жанра, а также в процессе освоения конкретных спо­собов изображения, демонстрируемых учителем,

Потребность в движении реализуется в процессе выполнения творческих заданий и упражнений.

Потребность в игре осуществляется на каждом уроке на этапе "преображения" учеников в художников того или иного вида искус­ства, а также при наличии интересного творческого задания, когда учителем моделируется игровая ситуация, при которой точный резуль­тат игры невозможно предугадать.

На каждом уроке дети узнают нечто новое, ранее неизвестное для них, об особенностях видов и жанров изобразительного искусства, ху­дожественных традиций, свойствах изображаемых предметов и явле­ний, правилах изображения, специфике художественных материалов и т.п., и, таким образом, удовлетворяется одна из ведущих потребностей в приобретении новых знаний (умений).

В-четвертых, особое значение в программе обучения детей изо­бразительному искусству должно придаваться формированию навыков работы различными художественными материалами, причем освоение навыков должно вестись системно, в соответствии с возрастными пси­хофизиологическими особенностями детей. Процесс усвоения навыков должен осуществляться через беседу, в процессе которой дети, направ­ляемые учителем, сами находят верный путь к воплощению художест­венного образа изобразительно-выразительными средствами, через удовлетворение ведущих потребностей в подражании, движении, игре и учении.

Кроме всех вышеперечисленных положений, на которые должна опираться программа обучения детей изобразительному творчеству, одним из наиболее важных является положение о формировании у младших школьников функциональных художественных навыков, по­зволяющих им не только на словах и образах осваивать изобразитель­ное искусство, но и привносить его, по мере возможностей, в свою жизнь. Это может быть оформление интерьеров школы (росписи, панно, выстав­ки и т.д.), выполнение декораций и костюмов для школьного театра, оформление школьных праздников, украшение собственной одежды (вышивка, аппликация), изготовление подарков и сувениров для своих близких и друзей к праздникам и других видов "полезной" творческой деятельности.

Выполнение подобных работ является, с одной стороны, средст­вом наиболее глубокого и сознательного усвоения изобразительных навыков, с другой стороны - средством наиболее адекватного усвоения художественно-образного и изобразительно-выразительного языка ис­кусства.

Перечисленные положения легли в основу предлагаемого курса обучения младших школьников изобразительному искусству, направ­ленного на активизацию творческих способностей детей в процессе знакомства с образами классического искусства и традиционной куль­турой русского народа и создание на этой основе художественных про­изведений с использованием различных художественных материалов.

Основной целью обучения младших школьников изобразитель­ному творчеству по данной программе является формирование эстети­ческого отношения детей к окружающему миру.

Определение цели включает в себя наличие эстетического созна­ния, базирующегося на понимании образного языка классического и народного изобразительного искусства, который невозможно усвоить без определенных художественных умений и навыков, сформирован­ных в процессе игрового «погружения» детей в работу творческой мас­терской художника, народного мастера, а также эстетически-дейст­венного отношения ребенка к миру вещей и явлений.

Для осуществления поставленной цели были определены сле­дующие задачи обучения:

1. Дать детям знания теоретических основ классического и на­родного изобразительного искусства.

2. Ознакомить учащихся с особенностями работы в разных видах и направлениях изобразительного искусства.

3. Формировать практические навыки в обращении с различными художественными инструментами и материалами.

4. Развивать изобразительные способности, включающие в себя:

а) художественный вкус,

б) наблюдательность,

в) зрительную память,

г) творческие способности,

д) творческое воображение,

е) ручную умелость.

5. Развивать эстетические чувства, основанные на понимании прекрасного в искусстве, природе и окружающем мире.

6. Воспитывать интерес ко всем проявлениям изобразительного искусства и любовь к искусству.

7. Воспитывать уважение к труду профессиональных художников и народных мистеров.

Реализация предложенной программы может осуществляться только на основе тематической интеграции с другими предметами ху­дожественно-эстетического блока, такими, как театрализация, музыка, поэзия, экология, русская традиционная культура и др., представленными в разра­ботке.

Такая интеграция осуществляется вокруг архетипических образов русского искусства, обладающих огромным потенциалом в формиро­вании и развитии универсальных творческих способностей личности и ее духовно-нравственном воспитании.

Архетипические образы Земли, Воздуха, Огня и Воды, вокруг ко­торых строится экспериментальный курс, концентрируют в себе глу­бинные смыслы традиционного русского искусства и способствуют бо­лее эффективному вводу учащихся в целостный мир русской художест­венной культуры как части мировой.

Содержание программы обучения изобразительному искусству выстраивалось следующим образом. Каждый творческий учебный год имеет свою ведущую тему, определенную единым названием и подчи­няющую себе темы остальных четвертей.