Смекни!
smekni.com

Сборник программ (стр. 9 из 37)

Аналогично тому, как реальная природная форма превращается в декоративную, стилизованную, удовлетворяя потребности художни­ка в создании определенного художественного образа, предметы и объекты, используемые людьми, изменяются в разные эпохи в зависимости от изменяющихся духовных, эстетических и материальных по­требностей.

В процессе различных видов изобразительной деятельности на уроках в 4-м классе дети не только закрепляют и углубляют знания и навыки в области языка изобразительного искусства, а вместе с тем ис­тории культуры вообще.

Отталкиваясь от четырех взятых за основу архетипов, можно ус­ловно делить историю мировой культуры на четыре основные вехи развития:

а) культура и искусство Древнего мира, зарождение культуры-архетипа Земли как родоначальницы, матери всего сущего;

б) эпоха средневековья, ориентированная на возвышение идеала безраздельного служения Богу, стремление ввысь, к небесам, так как земная жизнь считалась лишь подготовкой к жизни небесной - архетип Воздуха;

в) эпоха Возрождения в культуре и искусстве, эпоха возрождения из небытия средневековья. Появились новые идеалы, буйство творче­ского огня, искусство повернулось лицом к человеку, и человек немед­ленно занял в нем главенствующее место - архетип Огня;

г) быстрое течение времени, быстрая смена исторических собы­тий и художественных стилей - архетип Воды.

Задачи каждого последующего класса усложняются, поэтому учителю необходимо опираться на знания и навыки учеников, полу­ченные ранее на уроках изобразительного искусства. Заложенное в предлагаемой программе содержание должно способствовать активи­зации творческих способностей детей в процессе освоения традицион­ной русской культуры и в процессе использования различных художе­ственных материалов.

Темы, выбранные учителем для изучения, должны охватывать достаточно большой объем учебного материала, доступного понима­нию детей. В процессе уроков необходимо делать акцент на роли изо­бразительного искусства в повседневной жизни людей, используя для иллюстраций наряду с лучшими образцами профессионального и на­родного изобразительного искусства образы, не представляющие большой художественной ценности, как бы «провоцируя» детей на эстетический анализ тех и других.

Каждый художественный материал обладает набором не только ему присущих изобразительно-выразительных свойств и возможно­стей, поэтому художнику для создания художественного образа необходимо ориентироваться в этих возможностях (дети на занятиях представляют себя профессиональными художниками). Исходя из этого мы не разрабатываем систему последовательного использования различных художественных материалов и техники. В нашей программе они используются параллельно друг другу, и выбор определенного художественного материала зависит только от его изобразительно-выразительных возможностей, необходимых для наиболее адекватной передачи художественного образа.

Единственный принцип, которого мы старались придерживаться при выборе художественного материала – это универсальный дидактический принцип «от простого к сложному». Но в данном случае речь идет не о самом материале, а о характере упражнений с его использованием и степени сложности этих упражнений.

В процессе планирования уроков по предлагаемой программе необходимо опираться на основные этапы творческой работы с целью обеспечения успешного творческого решения конкретных изобразительных задач и развитию логического мышления:

а) осознание потребности, которая в художественном творчестве совпадает с потребностью самовыражения;

б) анализ потребности, освоение новой информации (овладение знаниями, умениями и навыками), необходимой для воплощения творческого замысла, и формирование предлагавшихся ранее решений, критический анализ этих решений;

в) рождение новой идеи;

г) претворение замысла в творческой работе;

д) подведение итогов урока как осознание результативности творческого поиска ребенка.

Каждое задание в 1-ом классе ориентировано на 1 урок в неделю продолжительностью 45 минут, во всех последующих классах – на два совмещенных урока в неделю (90 минут).

Перечень представленных тем условный. При необходимости он может быть изменен с условием сохранения структуры программы и при выполнении всех вышеизложенных требований.

Тематическое планирование по учебному курсу

«Изобразительное искусство»

Земля моих предков (32 часа)

1 класс

1 раздел. Родина любимая (8 часов)

Богатство родной земли, художник в щедром царстве Матушки-Осени

Тема 1. Путешествие в страну изобразительного искусства

Вводное занятие.

Знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства. Почему живописцы любят осень?

Выбор теплой осенней гаммы с помощью трех цветов. Выполнение мазковой композиции по сырому.

Бумага, акварель, кисть.

Тема 2. Нет художницы смелее и чудеснее, чем осень

Особенности графического искусства. Жанр портрета. Что помогает художнику усилить выразительность образа?

Доработка живописной композиции с помощью линейного рисунка. Создание образа художницы-Осени.

Живописная композиция, темная акварель, тонкая кисть.

Тема 3. Подарки Матушки-Осени

Натюрморт – жанр изобразительного искусства. Рисование – передача формы и цвета предметов.

Изображение с натуры овощей, фруктов, хлебных колосьев, осенних листьев, грибов и т. д.

Бумага, гуашь, кисть.

Тема 4. Золотая Хохлома

Народное декоративно-прикладное искусство. Искусство Хохломы, особенности промысла, технология изготовления изделий.

Живописный подмалевок под цвет золота.

Два листа бумаги, акварель, кисть.

Тема 5. «Волшебная ветка» и «Забавный барашек»

Особенности двух видов хохломской росписи – «травка» и «кудрина».

Выполнение свободной кистевой росписи в стиле Хохломы:

1) веточка с цветами и ягодами («травка»);

2) кудрявый сказочный барашек («кудрина»).

Тема 6. Целый месяц под дождем

Дизайн – вид искусства. Художник-дизайнер и художник-прикладник, совместное творчество.

Конструирование зонта (основа – круг, разрезанный по радиусу и склеенный). Украшение купола зонта декоративной росписью. Ручкой для готового макета может служить шпажка для сэндвичей.

Начерченный на бумаге круг (R=5 см), ножницы, клей, акварель, кисть, шпажка.

Тема 7. «Дождик, дождик, пуще!»

Скульптура – вид изобразительного искусства. Особенности скульптуры. Пропорции фигуры человека.

Скульптурное изображение фигуры человека под дождем. Передача характерного движения.

Глина, стеки.

Тема 8. «Лес обнажился, поля опустели»

Пейзаж – жанр изобразительного искусства. Форма и строение деревьев различных пород, особенности их изображения мягкими графическими материалами.

Графическое изображение пейзажа с обнажившимися деревьями и кустарниками.

Уголь, сангина, тонированная бумага.

2 раздел. Душа России (7 часов)

Тема 1. Художник в гостях у Матушки-Зимы. Первый снег

Пастель и ее изобразительно-выразительные возможности. Особенности пейзажа как жанра изобразительного искусства.

Изображение зимнего пейзажа с падающим снегом.

Цветные пастельные мелки, уголь, сангина, тонированная бумага.

Тема 2. Птицы на снегу

Строение и пропорции фигурок птиц. Понятие «силуэта» в графике. Особенности работы с тушью.

Изображение силуэтов зимующих птиц на фоне белого снега.

Бумага, тушь, кисть.

Тема 3. Узоры на зимнем окне

Восковые мелки и особенности работы с ними. Когда восковой мелок может прийти на помощь живописцу?

Изображение цветными восковыми мелками узоров, которые мог бы «нарисовать» мороз на зимнем окне. Заливка листа акварелью в холодном колорите.

Бумага, восковые мелки, акварель, кисть.

Тема 4. Зимний букет

Народное декоративно-прикладное искусство. Особенности гжельской росписи. Компоновка элементов росписи и их соотношение между собой.

Составление цветочного букета по мотивам гжельской росписи (свободная кистевая роспись).

Бумага, гуашь (белая, синяя), кисть.

Тема 5. «Ты катись, катись, яблочко, да по серебряному блюдечку…»

Конструирование посуды под гжельскую роспись (блюдце, тарелка). Техника папье-маше, особенности и возможности ее использования художниками. Технология изготовления изделий в технике папье-маше.

Изготовление блюдца или тарелочки в технике папье-маше.

Тонкая белая бумага, кусочки газет, клейстер.

Тема 6. Зимняя фантазия

Повторение особенностей гжельской росписи (основные элементы и их компоновка на изделии) Эскиз – один из этапов работы художника при создании художественного произведения.

Грунтовка изделия белой краской. Самостоятельное составление эскиза для росписи изделия. Роспись изделия по мотивам Гжели.

Водоэмульсионная краска, маленький лист бумаги, гуашь, кисти.

Тема 7. Новогодние сюрпризы

Новогодние традиции. Каким должен быть новогодний подарок? Какие художественные материалы может использовать художник для оформления новогоднего поздравления?

Создание поздравительной открытки или небольшого сувенира в подарок родным или друзьям к Новому году.

Разные художественные материалы по выбору учащихся, краски, кисти, ножницы, клей.

3 раздел. Огонь (10 часов)

Художник путешествует по сказочной стране

Тема1. Чудеса Нового года. Рождение солнца