Суть второй основы состоит в предотвращении нанесения вреда и умышленного причинения его другим, ибо пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Недопустимо вредить ни (без причины), ни (причинять) вред (в ответ)043"044, что касается всех видов причинения ущерба.
Причинение вреда влечет за собой одно из двух: либо лишение человека того, что приносит ему пользу, либо причинение ему какого-либо вреда. Необоснованное причинение вреда людям непозволительно, наоборот, человек должен стремиться к тому, чтобы никоим образом не причинять людям вред и не наносить им обиды.
К этому имеет отношение обман и мошенничество в торговых делах, сокрытие изъянов товара, применение всевозможных уловок и взвинчивание цены045, встреча каравана046 и стремление купить, продать или сдать в аренду что бы то ни было, если раньше этим уже начал заниматься кто-то другой, что относится и ко всем остальным сделкам. То же самое касается сватовства к той девушке, к которой уже посватался твой брат047, и стремления занять ту или иную должность, если она уже занята человеком, который способен справляться со своими обязанностями, поскольку все подобные действия являются ничем иным, как запретным нанесением вреда.
Аллах не благословит ни одной сделки такого рода, поскольку тому, кто наносит вред мусульманину, Аллах тоже нанесет вред, а того, кому Он нанесет вред, покинет благо и постигнет зло в наказание за то, что он приобрел.
То же самое относится и к нанесению вреда словом и делом своему партнеру или соседу, причем человеку не позволяется делать со своим имуществом ничего такого, что может причинить косвенный вред его соседу, не говоря уже о нанесении ему прямого ущерба.
То же самое относится к нанесению ущерба должником своему заимодавцу и к его попыткам заняться тем, что может повредить заимодавцу, причем должнику не позволяется ни подавать милостыню за счет долга без разрешения последнего, ни отдавать в залог свое имущество одному из заимодавцев в обход других, ни передавать свое имущество в вакф, ни отпускать на волю рабов, если это причинит ущерб его заимодавцу, ни тратить больше необходимого без его разрешения.
То же самое относится и к нанесению ущерба в завещаниях, относительно чего Всевышний сказал так:
"... после вычета по завещанию и выплаты долга, если это не приносит вреда...". ("Женщины", 12)
В данном случае имеется в виду выделение завещателем одному из наследников больше положенной ему доли, или, наоборот, обделение наследника, или же выделение доли тому, кто не входит в число законных наследников, с целью нанесения ущерба последним.
Точно так же во многих случаях мужу не позволяется причинять вред жене, например, намеренно поступать по отношению к ней несправедливо для того, чтобы выплатила ему деньги при разводе048, или вновь возвращать ее к себе с целью причинения ей вреда049, или относиться к одной из своих двух жен так, что от этого будет страдать другая, иначе говоря, ставить ее в положение женщины, с которой муж не общается, но в то же время и не разводится с ней.
То же самое относится и к несправедливым решениям, свидетельствам, разделам и прочим действиям, идущим на пользу одним людям за счет других, так как все это является причинением вреда, а виновный в совершении подобных действий заслуживает наказания и того, чтобы Аллах причинил вред ему самому.
В еще большей мере это касается злословия о людях в присутствии лиц, наделенных властью, и правителей, когда человек подстрекает их подвергнуть кого-либо наказанию, отнять его имущество или же лишить его принадлежащего ему по праву. Любой человек, который поступает так, является притеснителем, и ему следует ожидать наказания в обоих мирах.
К этому же имеет отношение и то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил больному заразной болезнью встречаться со здоровым050, так как это может принести здоровому вред.
Кроме того, пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил прокаженным и им подобным находиться среди людей051.
Обо всем этом и подобном этому Аллах Всевышний сказал так:
"А те, которые причиняют обиды верующим мужчинам и женщинам, не имея на то оснований, понесут на себе бремя клеветы и явного греха". ("Сонмы", 58)
Кроме того, пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил пугать мусульманина, даже если это делается в шутку052.
К этой же категории поступков относятся также высмеивание людей, издевательство над ними, злословие, задевающее их честь, и разжигание между ними розни, так как все это является причинением вреда и противодействием воле Аллаха, что неизбежно влечет за собой наказание.
Таким образом, смысл этого хадиса состоит в указании на то, что Аллах причинит вред тому, кто причинит его людям, и воспротивится тому, кто станет противиться Ему, подразумевается же в нем то, что если человек отвратит вред от мусульманина и поможет ему в трудном положении, то Аллах дарует ему благо и отвратит от него вред и всяческие напасти в качестве воздаяния за это.
042 Имеется в виду, что любые попытки так или иначе обмануть Аллаха ни к чему не приведут.
043 У алимов нет единого мнения относительно того, равнозначны ли друг другу слова "ад-дарару" и "ад-дирару", использованные в данном хадисе, или между ними есть разница. Большинство считает, что разница между ними есть, и на этот счет тоже высказывались различные мнения. То из них, которое, возможно, следует считать наиболее предпочтительным, сводится к следующему: слово "ад-дарару" подразумевает нанесение человеком вреда тому, кто не наносил ему никаких обид, тогда как слово "ад-дирару" подразумевает собой нанесение человеком вреда тому, кто незаконно нанес ему обиду первым. Нанесение вреда в обоих вышеупомянутых смыслах слова запрещается шариатом.
044 Здесь имеется в виду и нанесение вреда людям как таковое и стремление причинить другому больше вреда, чем он причинил тебе, из желания отомстить.
045 Это является запретным, если делается только для того, чтобы помешать другому.
046 Здесь имеется в виду встреча каравана с товарами за пределами города с целью покупки и дальнейшей перепродажи этих товаров.
047 Имеется в виду братство по вере.
048 Имеются в виду неправомерные действия мужа, направленные на то, чтобы при разводе получить от бывшей жены определенную сумму денег или какое-то имущество.
049 Имеется в виду такой случай, когда бывший муж оттягивает срок развода только для того, чтобы не дать ей выйти замуж за другого.
050 Сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Ни в коем случае не следует помещать больного (заразной болезнью) вместе со здоровым!". В данном случае речь идет как о животных, так и о людях. (Этот хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, приводят Аль-Бухари и Муслим).
051 Муслим приводит хадис, в котором сообщается, что Аш-Шарид ибн Сувайд, да будет доволен им Аллах, сказал:
Среди членов делегации племени сакиф был и один прокаженный, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел, чтобы ему сказали: "Поистине, мы приняли твою присягу, а теперь возвращайся назад".
052 В Муснаде Ахмада приводится хадис, в котором сообщается, что Абд ар-Рахман ибн Абу Ляйля сказал: "Сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывали нам, что однажды, когда они вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) находились в пути, один человек из числа их заснул, а другой подошел к его стрелам и взял их. И когда тот человек проснулся, он был напуган этим, а все остальные принялись смеяться. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: "Почему вы смеетесь?" Люди ответили: "Только потому, что мы забрали его стрелы, а он испугался", и тогда он сказал: "Не позволяется мусульманину пугать мусульманина!"
Иснад этого хадиса является достоверным, и его приводит также Абу Дауд.
ХАДИС ПЯТНАДЦАТЫЙ
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ БЛАГИЕ КАЧЕСТВА
Сообщается, что Абу Зарр Аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, сказал:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Бойся Аллаха, где бы ты ни был. Совершив дурное, сделай вслед за этим хорошее, и оно сотрет собой дурное. И придерживайся благонравия с людьми". (Ахмад, Ат-Тирмизи и Аль-Хаким)
В этом великом хадисе посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит как о праве Аллаха, так и о правах Его рабов. Право Аллаха, которое обязаны соблюдать Его рабы, состоит в том, что им следует бояться Его должным образом и страшиться Его гнева и Его наказания, что выражается в отказе от запретного и исполнении обязательного.
Эти слова заключают в себе наказ Аллаха первым и последним053, как заключают они в себе и наказ каждого Его посланника своему народу, ибо каждый из них говорил: "Поклоняйтесь Аллаху и бойтесь Его!"
О качествах, которые свидетельствуют о благочестии, Аллах Всевышний сказал так:
"Не в том благочестие, чтобы вы обращались лицами к востоку и западу, нет, благочестие (состоит в том, чтобы) уверовать в Аллаха, и в Последний день, и в ангелов, и в Писание, и в пророков, и в том, чтобы, несмотря на свою любовь к (имуществу), расходовать его на близких, и сирот, и неимущих, и путников, и просящих подаяние и на (освобождение) рабов, и совершать молитву, и давать закят; (благочестивы) верные заключенному ими договору и проявляющие терпение в нужде, в беде и во время опасности. Это — те, которые правдивы, и это — богобоязненные". ("Корова", 177)
И Аллах Всевышний также сказал: