Несправедливость бывает трех видов, а такой несправедливостью, которую Аллах не простит, является многобожие.
Об этом Аллах Всевышний сказал так:
"Поистине, Аллах не простит поклонения другим наряду с ним...". ("Женщины", 48)
Вторым видом несправедливости, ни одно из проявлений которой Аллах не оставит без внимания, является несправедливость рабов в отношениях между собой, а свидетельством совершенства справедливости Аллаха является то, что положение Его рабов по отношению друг к другу будет определяться степенью допущенных ими несправедливостей.
Если же говорить о третьем виде несправедливости, то здесь все будет зависеть от воли Аллаха, и если Он пожелает, то покарает виновных в противном же случае Он простит их. Здесь речь идет обо всех грехах рабов перед их Господом за исключением греха многобожия.
054 Иначе говоря, жизнь.
055 Речь идет о Мекке и прилегающей к ней территории, которая является харамом, то есть священной территорией, где запрещается убивать и наносить вред не только людям, но и вообще всему живому, а также и растениям. Естественно, что в особой мере это касается периода хаджа. Таким образом, пророк (мир ему и благословение Аллаха) подчеркивает, что неприкосновенность личности является одним из основных принципов ислама в области взаимоотношений (му'амалят) между людьми.
056 Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими.
057 Имеется в виду, что добрые дела, совершавшиеся несправедливыми, будут отданы обиженным им людям, которые и получат за них награду.
058 То есть недостаточно, чтобы рассчитаться с тем, кому человек нанес обиды при жизни.
ХАДИС СЕМНАДЦАТЫЙ
СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ БЛАГОДАРНОСТИ
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто над вами, ведь лучше всего будет, если не станете вы пренебрежительно относиться к милостям, которые оказал вам Аллах!"059 (Ахмад и Муслим)
Какое полезное наставление и сколь убедительные и целительные слова! Они побуждают человека благодарить Аллаха за Его милости, говорить о них, воспринимать их как напоминание о необходимости повиноваться Дарующему блага и не упускать ничего из того, что могло бы помочь выразить Ему свою благодарность. Поистине, выражение благодарности Аллаху является главным видом поклонения, основой блага и тем, что Он назвал первоочередной обязанностью Своих рабов, ведь все благое, что приходит к рабам, исходит от Аллаха. Это Он дарует благо и все хорошее, это Он отвращает зло и все дурное, и Он достоин того, чтобы Его рабы прилагали все свои силы для выражения Ему своей благодарности. Следовательно, раб должен использовать все средства, которые могут помочь ему выразить эту благодарность.
И пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал людям на удивительный и действенный способ выражения благодарности Аллаху. Суть его состоит в том, что раб Аллаха должен постоянно обращать внимание на тех, кто стоит ниже него по своим умственным способностям, происхождению, материальным возможностям и уровню благополучия во всех иных отношениях. И если он действительно будет размышлять об этом постоянно, это обязательно заставит его часто благодарить своего Господа и прославлять Его, ведь он постоянно будет видеть многих людей, которые во всех отношениях стоят ниже него и многие из которых желают хотя бы приблизиться к нему в том, что касается состояния здоровья, благополучия, внешности и нравственных качеств. И поэтому он будет часто воздавать хвалу Аллаху, говоря: "Хвала Аллаху, облагодетельствовавшему меня и отдавшему мне предпочтение перед многими из тех, кого Он сотворил!"060
Он будет смотреть на многих людей, лишенных разума, и воздавать хвалу своему Господу за то, что сам он обладает совершенным разумом. И он увидит многих людей, у которых нет ни запасов еды, ни жилищ, где бы они могли найти для себя убежище, в то время как он спокойно живет в своем доме, в полном достатке.
И он увидит множество людей, страдающих всевозможными болезнями, тогда как он не знает этого и наслаждается здоровьем. И он увидит также и многих других, пораженных еще более страшным недугом, каковым является отклонение от религии и погруженность в скверну грехов, в то время как его Аллах уберег от них или от многих из них.
И он увидит множество озабоченных, опечаленных, поддавшихся искушениям и недовольных людей, а потом заметит, что он избавлен от подобных напастей и что Аллах даровал ему душевное спокойствие, и ведь часто бывает так, что этого блага, то есть удовлетворенности и безмятежности, у иного бедняка куда больше, чем у многих богачей.
Далее, человек, которого постигло что-нибудь из подобных испытаний, увидит множество людей, испытавших нечто еще более тяжкое, и воздаст Аллаху хвалу за свое благополучие и за облегчение своих тягот, поскольку, какая бы неприятность ни случилась, всегда выясняется, что с другими случаются еще более неприятные вещи.
Чувство благодарности человека, которому посчастливилось встать на путь, указанный людям пророком (мир ему и благословение Аллаха) будет постоянно увеличиваться и усиливаться, что же касается милостей Аллаха, то они будут ниспосылаться ему одна за другой. Что же касается поступающего наоборот и взирающего на таких людей, благополучие и богатство которых превосходят собой имеющееся у него, то такой человек обязательно будет недооценивать милости Аллаха, оказанные ему, и не станет благодарить Его. Однако, если человек прекратит благодарить Аллаха, он лишится того, что имеет, на него обрушатся всевозможные бедствия, он все время будет испытывать озабоченность и печаль, ему не будет нравиться то благое, чем он располагает, и он станет проявлять недовольство Аллахом как Господом и Управителем, что причинит ему вред в религиозных и в мирских делах и обернется явным ущербом.
Знай, что тот, кто станет размышлять о многочисленных благодеяниях Аллаха и думать о Его явных и тайных милостях, о том, что все это происходит только благодаря милости Аллаха, и о том, что раб не в состоянии исчислить того, что относится даже к одному из видов милостей Аллаха, не говоря уже обо всех, как не в силах он воздать Ему благодарность за это; итак, тот, кто поразмыслит обо всем этом, — неизбежно признает эти милости полностью, станет часто прославлять Аллаха и устыдится своего Господа, если у него возникнет желание использовать что-либо из Его милостей для совершения того, что Он не любит и что не угодно Ему. Господь Его вменил стыдливость, являющуюся одной из наилучших ответвлений веры, ему в обязанность, и поэтому он устыдится того, что Аллах может увидеть его занятым тем, что Он запретил ему, или же не выполняющим того, что Он повелел ему делать.
И поскольку возможность обретения блага находится в прямой зависимости от выражения благодарности, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Му'азу ибн Джабаль:
"Поистине, я люблю тебя..., так никогда не забывай после каждой обязательной молитвы говорить: "О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе"061. (Ахмад, Ан-Наса'и, Абу Дауд и другие мухаддисы)
Что же касается самого пророка (мир ему и благословение Аллаха), то сообщается, что он часто произносил такие слова:
"Господь мой, сделай так, чтобы я постоянно благодарил Тебя, постоянно поминал Тебя!" (Ат-Таджалиси, Ахмад, Ат-Тирмизи и Аль-Байхаки)
И даже пророк (мир ему и благословение Аллаха), являвшийся величайшим изо всех тех, кто выражал свою благодарность Аллаху, признал, что он не в силах возблагодарить Аллаха за Его милости в полной мере, и сказал: "Не счесть мне славословий Тебе и не восславить Тебя так, как Ты Сам восславил Себя"062, а Аллах знает об этом лучше!
к оглавлению
059 Аль-Бухари приводит близкий по смыслу хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Если кто-нибудь из вас посмотрит на того, кому было даровано больше богатства и кто был наделен более привлекательной внешностью, пусть посмотрит и на того, кто ниже его (в этом отношении)".
060 Эти слова являются частью хадиса, передаваемого со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, и приводимого Ат-Тирмизи.
061 Этот хадис, передается со слов Му'аза ибн Джабаля.
062 Этот хадис, передаваемый со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, приводят Муслим, Абу Дауд и другие мухаддисы. Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), процитированные здесь автором, являются частью того, что пророк произносил во время совершения земного поклона.
ХАДИС ВОСЕМНАДЦАТЫЙ
НЕТ МОЛИТВЫ ВЕЗ ОМОВЕНИЯ
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Не будет принята молитва от осквернившегося, пока он не совершит омовение". (Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд и Ат-Тирмизи)
Очевидный смысл этого хадиса указывает на то, что если после осквернения человек не совершит омовения, то его молитва не будет принята. Иными словами, она окажется недействительной. Подразумевается же в нем то, что молитва совершившего омовение будет принята, конечно, если он выполнит и все прочие необходимые условия, поскольку Аллах многие Свои установления связывает с некоторыми иными вещами, а это значит, что некоторые веления Аллаха невозможно выполнить до тех пор, пока не будут соблюдены все необходимые условия и пока не будут устранены все препятствия для выполнения этих повелений должным образом. Между алимами нет расхождений во мнениях об этой основе шариата, поскольку установления шариата относительно поклонения, включающего в себя многие вещи, например молитву, не обязательно приводятся в каком-либо одном аяте Корана или хадисе. Они включают в себя все то, что было об этом сказано, и, в совокупности своей, должны извлекаться из различных аятов Корана и хадисов. Это является одним из важнейших методов, который применяют факихи при разработке и классификации различных ветвей фикха, а также при объединении между собой того, что относится к разным родам и видам для того, чтобы это было понятно другим людям063. Заслуги факихов в этом велики, и да воздаст им Аллах благом за то, что они сделали для ислама и мусульман!