Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Пять (ежедневных) молитв, пятничная молитва до пятничной молитвы, и (пост в) рамадан до рамадана — искупают прегрешения081 (совершенные) между ними, если не было тяжких грехов". (Муслим)
Этот хадис указывает на великую милость и щедрость Аллаха, проявившуюся в том, что Он отдал предпочтение трем вышеупомянутым великим религиозным обязанностям. В нем указывается также и на то, что Аллах отводит им высокое положение, а плоды их — неисчислимы.
Так, например, Аллах сделал исполнение этих обязанностей средством совершенствования религии раба и тем, что способствует росту древа веры и орошает его собой. Поистине, Аллах наделил сердца верой в соответствии с той степенью искренности, которая им присуща. Кроме того, по милости Своей, Он определил те обязанности и обычаи, исполнение которых способствует увеличению веры и отвращает от нее всевозможные бедствия, чтобы она достигала совершенства и все время давала свои плоды по соизволению Господа. Кроме того, Он сделал так, что все это служит защитой от бедствий.
Известно, что грехи наносят огромный ущерб человеку и приводят к уменьшению веры. Если раб не совершал тяжких грехов, то за исполнение трех вышеупомянутых обязанностей Аллах простит ему мелкие прегрешения и ошибки, что и является важнейшим смыслом слов Всевышнего, Который сказал:
"Поистине, добрые дела устраняют дела дурные". ("Худ", 114)
Кроме того, по милости Своей Аллах сделал недопущение тяжких грехов средством искупления прегрешений мелких. Аллах Всевышний сказал:
"Если вы будете избегать тяжких грехов, которые вам запрещены, Мы простим ваши дурные дела и введем вас (через вход) почетный". ("Женщины", 31)
Что же касается тяжких грехов, то обязательным условием их искупления является покаяние.
Таким образом, из данного хадиса мы узнаем о том, что, когда в каком-нибудь аяте Корана или хадисе говорится, что некоторые благие дела искупают собой дурные, то подразумеваются мелкие прегрешения. С другой стороны, если даже такие важнейшие виды поклонения не служат искуплением тяжких грехов, то что же говорить о менее значительных видах поклонения?
Кроме того, данный хадис ясно указывает на то, что грехи подразделяются на тяжкие и мелкие. О том, какие различия существуют между тяжкими и мелкими грехами, было сказано очень много, наилучшим же определением можно считать следующее: тяжким является такой грех, который влечет за собой установленное шариатом наказание (хадд) в этом мире, или такой, за который совершившему его угрожает наказание в мире ином, или такой, за совершение которого виновный заслуживает удаления от милости Аллаха, или такой, грех совершение которого навлекает на виновного гнев Аллаха. Мелкими же являются все прочие грехи.
Можно сказать и так: тяжкими грехами являются такие, запретность которых касается самой цели определенных действий, что же касается мелких, то их запретность распространяется на средства достижения подобных целей. Примером вышеупомянутых средств могут служить запретные взгляды на постороннюю женщину, с которой человек оказывается наедине, примером же тяжкого греха является совершение прелюбодеяния как такового, или ростовщичество как таковое, или получение процентов за предоставление отсрочки, или иные подобные действия, а Аллах знает об этом лучше.
081 Имеются в виду всевозможные мелкие прегрешения.
ХАДИС ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ
МОЛИТВА, АЗАН И ИКАМАТ082
Сообщается, что Малик ибн Аль-Хувайрис, да будет доволен им Аллах, сказал:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Молитесь так же, как видели молящимся меня, а когда настанет время молитвы, пусть один из вас призовет вас к молитве и пусть имамом вашим будет старший из вас".083 (Аль-Бухари и Муслим)
Сказанное пророком (мир ему и благословение Аллаха), состоит из трех частей, важнейшей из которых является первая.
Первой частью следует считать слова: "... когда настанет время молитвы, пусть один из вас призовет вас к молитве...". Эти слова указывают на то, что произнесение азана является одним из требований шариата, что азан обязателен, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел произносить его, и что произносится он сразу после наступления времени молитвы. Исключением из этого правила является утренняя молитва, так как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
"(Когда) Биляль станет произносить азан ночью084, (продолжайте) есть и пить085, пока призыв не начнет возглашать Ибн Умм Мактум!"086
Произнесение азана является такой обязанностью, выполнять которую должны хотя бы отдельные члены общины (фард аль-кифайа)087, а не всеобщей обязанностью (фард аль-'айн), так как всеобщей обязанностью это было бы в том случае, если бы пророк (мир ему и благословение Аллаха) адресовал данное веление каждому взрослому и дееспособному человеку, но этого не было. А поскольку он потребовал только, чтобы этот призыв произносился, не указав на конкретных исполнителей, мы и говорим, что это — фард аль-кифайа. Кроме того, в этом хадисе сообщается, что он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "... пусть один из вас призовет вас к молитве...", что же касается слов, из которых состоит азан, то они общеизвестны.
Муаззин должен обладать хорошим голосом, быть достойным доверия человеком, знать об установленном времени наступления молитв и стараться точно определять такое время, поскольку для достижения цели это является наилучшим, но, как правило, достаточно будет, если он просто станет своевременно объявлять о наступлении времени молитвы.
Данный хадис служит указанием на обязательность азана как в обычных обстоятельствах, так и во время поездок, что же касается икамата, то он дополняет собой азан, поскольку азан является объявлением о наступлении времени молитвы, а икамат — объявлением о начале молитвы как таковой.
Известно множество хадисов, в которых указывается на достоинство азана, большую награду, которая полагается за его произнесение, и желательность повторения за муаззином слов азана, то есть повторения всего того, что говорит муаззин, за исключением его слов: "Спешите на молитву, спешите к спасению!" — вместо которых человеку следует обратиться к Аллаху с просьбой о помощи в совершении молитвы и достижении спасения, к чему Аллах его призывает и в чем заключается все благо. В этом случае человеку следует произнести слова: "Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха" — (Ля хауля уа ля куввата илля би-Ллях)088, после чего вознести мольбы за пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сказать: "О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к аль-уасиля089 и высокому положению090 и направь его к месту достохвальному091, которое Ты обещал ему!"092, а затем обратиться к Аллаху с мольбами за себя, поскольку на мольбы, обращаемые к Аллаху в это время, будет дан ответ, и человеку следует стремиться возносить их.
Второй частью являются слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): "... и пусть имамом вашим будет старший из вас". Эти слова указывают на обязательность совместной молитвы, которая считается таковой в том случае, если в ней принимают участие по меньшей мере двое: имам и тот, кто совершает молитву, следуя за ним. Здесь есть также и указание на то, что имамом должен быть наиболее подходящий для этого человек, а в другом хадисе сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
"Пусть имамом для людей будет тот, кто лучше всех знает Книгу Аллаха093, если же в этом отношении они равны, то — лучше всех знающий сунну, а если они равны и в этом, то — раньше всех совершивший хиджру094или раньше всех остальных принявший ислам". (Муслим)
Таким образом, если люди близки друг к другу с точки зрения того, о чем говорится в приведенном нами хадисе, лучше будет, чтобы имамом стал старший из них. Выдвижение вперед старшего по возрасту в каждом деле, которое требует упорядоченности, узаконено шариатом, если только младший не обладает каким-либо преимуществом, так как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "(Уступи) старшему, (уступи) старшему!"095
Таким образом, совместная молитва предполагает участие в ней имама и того, кто совершает молитву, находясь за ним. Во время совместной молитвы имам нужен для того, чтобы другие молились, следуя ему, и когда он произносит слова "Аллах велик", все остальные должны повторять их вслед за ним. Кроме того, они должны повторять за имамом его движения, когда он совершает поясные и земные поклоны или поднимается, совершать же все это одновременно с ним — запрещается. Что же касается опережения его во всех без исключения действиях, совершаемых во время молитвы, то это не только является запретным, но и делает молитву недействительной. Итак, всем стоящим за имамом предписано следовать ему и запрещено совершать любые движения одновременно с ним, опережать его и намного отставать от него. Когда молящихся двое или больше, будет лучше всего, если они встанут в ряд позади имама, но допускается также, чтобы они становились справа от него или же и справа, и слева. Если помимо имама в молитве принимает участие только один человек, то ему следует встать справа от имама, а женщина должна занять свое место позади мужчины или же мужчин. Если на молитве присутствует только одна женщина, то она должна стоять в своем ряду в одиночестве, а если женщин несколько, им следует выстраиваться в ряд так же, как это предписывается делать мужчинам. В том случае, когда позади имама или позади выстроившихся в ряд мужчин стоит один мужчина, не имеющий на то никаких веских оснований, молитва его является недействительной.