121 Таслим — произнесение слов "Мир вам и милость Аллаха" — (Ас-саляму 'аляй-кум уа рахмату-Ллах) в конце каждой молитвы.
ХАДИС ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЙ
НЕСПЕШНОСТЬ И ОБЛЕГЧЕНИЕ
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Поистине, религия эта легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его122, так придерживайтесь же правильного123, и приближайтесь124, и радуйтесь125, и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром, вечером и в некоторые часы ночи126".
В одной из версий этого хадиса сообщается, что пророк, (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: "... и мало-помалу вы достигнете (своей цели)". (Аль-Бухари)
Сколь важен этот хадис и сколь много блага, полезных наставлений и всеобъемлющих основ он содержит в себе!
В начале его посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит: "Поистине, религия эта легка...", и эти слова являются великой основой. Это значит, что для людей облегчено усвоение догматов этой религии, следование ее нравственным принципам и исполнение религиозных обязанностей, как облегчено и понимание всего, что следует делать и от чего необходимо воздерживаться. В основе догматов этой религии лежит вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его писания, в Его посланников, в Последний день, а также в предопределенность всего дурного и хорошего. Эти догматы — верны, и сердца уверены в них, а тех, кто им следует, они приведут к достижению высшей и наилучшей цели. Нравственные принципы этой религии являются наиболее совершенными, а дела, к которым она побуждает, — самыми благими. Совершение этих дел приводит к обретению блага в религии, в мире этом и в мире вечном, а если они не совершаются, то блага не будет ни в чем. Совершение этих дел также облегчено, и каждый человек, обязанный исполнять предписания религии, видит, что он может делать это без особых затруднений. Эти догматы являются правильными и простыми, люди, обладающие здравым умом и сохранившие свои врожденные свойства в неприкосновенности, признают их, а обязанности, исполнения которых требуют эти догматы, совершенно несложны.
ПЯТИКРАТНАЯ МОЛИТВА. Пять молитв совершаются ежедневно в соответствующее для каждой из них время. Милосердный и Всезнающий Аллах сделал совершение этих пяти молитв еще более легким, вменив людям в обязанность принимать участие в общей молитве и собираться в мечетях ради этого. И действительно, встречи с целью исполнения религиозных обязанностей придают людям силы и облегчают их задачу. Подобные встречи являются таким благом для религии и веры и сулят столь великую награду Аллаха в обоих мирах, что это просто обязывает верующего наслаждаться ими и воздавать Аллаху хвалу за то, что Он предписал Своим рабам участвовать в них, ведь обойтись без этого они не в состоянии.
ЗАКЯТ. Выплата закята необязательна для бедного, который не располагает достаточным количеством имущества или денег. Закят следует выплачивать только обеспеченным людям, что способствует совершенствованию их ислама, увеличению их средств и улучшению нравственных качеств, защите их самих и их имущества от различных бедствий, очищению от дурных дел, удовлетворению потребностей нуждающихся и обеспечению интересов всего общества в целом, хотя все эти выплаты составляют лишь малую часть удела, дарованного им Аллахом.
ПОСТ. Соблюдать пост обязательно ежегодно в течение одного месяца, и это объединяет между собой всех мусульман. В этот период, в дневное время они отказываются от удовлетворения своих основных желаний, связанных с едой, питьем и супружескими отношениями, но взамен этого Аллах, по милости Своей, помогает им достигать совершенства в их религии и вере и совершенствоваться самим, предназначает им Свою великую награду и проявляет по отношению к ним Свое всеохватывающее благоволение, а также делает для них многое иное, и все это связано с теми многочисленными благами, которые приносит пост. Кроме того, пост становится причиной обретения благочестия, которое лежит в основе совершения всего благого и отказа от всего порицаемого.
ХАДЖ. Аллах вменил в обязанность совершение хаджа один раз в жизни тем, кто сможет это сделать. Исполнение этой обязанности становится столь полезным для религии и мирских дел, что перечислить все виды выгоды, которую человек получает от хаджа, — невозможно, а подробно мы коснулись этого вопроса в другом месте. Аллах Всевышний сказал:
"... чтобы они сами приняли участие в том, что принесет им пользу...". ("Хадж", 28)
Здесь имеется в виду то, что является полезным как для религии, так и для мирских дел.
Существуют и другие законоположения ислама. Все они крайне легки, а в основе их лежит необходимость соблюдения прав Аллаха и прав Его рабов; кроме того, исполнение их в определенных обстоятельствах облегчается, ведь Аллах Всевышний сказал:
"Аллах желает для вас облегчения и не желает для вас затруднения...". ("Корова", 185)
Болезнь, путешествие и некоторые иные обстоятельства, в которых может оказаться человек, являются законным основанием для облегчения определенных обязанностей, прекращения их исполнения или же исполнения их в неполном объеме, что общеизвестно127.
Далее, если раб Аллаха обратит внимание на всевозможные обязательные и добровольные дела, исполнение которых возлагается на него в течение дня и ночи, например молитва, пост, садака и так далее, и если он пожелает следовать во всем этом примеру самого совершенного из людей и их имама — Мухаммада, то он увидит, что это для него нетрудно и не мешает ему заниматься своими мирскими делами. Более того, совершая все это, человек может легко соблюдать и все права в целом, а именно — права Аллаха, права собственной души, права членов своей семьи и друзей, а также права всех тех, перед кем у него есть те или иные обязанности.
Если же кто-нибудь станет заставлять себя делать что-нибудь через силу, не удовлетворяясь тем, что считал достаточным пророк (мир ему и благословение Аллаха), и тем, чему он учил и к чему направлял членов своей общины, и будет проявлять чрезмерность в делах поклонения, то эта религия обязательно одержит над ним верх и дело закончится тем, что человек ослабеет и вообще перестанет делать что бы то ни было. Вот почему пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "... но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его...". Иными словами, если человек противодействует этой религии128, проявляет чрезмерность и не придерживается умеренности, то религия побеждает его и он утомляется и отступает. Именно поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел придерживаться умеренности и побуждал к ней людей, сказав: "... и мало-помалу вы достигнете (своей цели)".
Кроме того, пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал наказ придерживаться правильного, приближаться, укреплять души радостной вестью о благе и не отчаиваться. Придерживаться правильного — значит говорить правильные слова, правильно действовать и следовать правильным путем, то есть быть благоразумным во всех отношениях. Если же человек не в состоянии действовать правильно всегда и во всем, пусть боится Аллаха по мере своих возможностей и стремится приблизиться к этой цели. Таким образом, если кто-нибудь не сумеет неизменно придерживаться правильного, пусть удовлетворится стремлением приблизиться к этому, а тот, кто не сможет сделать всего, пусть делает то, что он в состоянии делать.
Исходя из всего вышеупомянутого, можно сформулировать полезный принцип, правильность которого подтверждается двумя указаниями. Первым из них являются слова Всевышнего:
"Бойтесь же Аллаха, как только можете...". ("Взаимный обман", 16)
Вторым указанием служат слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:
"Если я повелел вам делать что-нибудь, делайте из этого то, что вам по силам"129. (Аль-Бухари и Муслим)
Этот принцип лежит в основе неисчислимого множества вопросов.
Можно привести и другой хадис, в котором сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
"Облегчайте, а не создавайте затруднения, возвещайте благое, а не внушайте отвращение (к исламу)"130. (Аль-Бухари)
Завершается же обсуждаемый хадис, легким для человеческой души и вместе с тем крайне полезным, наказом: "... и обращайтесь (к Аллаху) за помощью рано утром, вечером и в некоторые часы ночи".
Дело в том, что, если человек, находящийся в пути, станет передвигаться именно в эти три периода времени, он сможет покрывать малые и большие расстояния и достигать цели, не слишком утруждая ни себя, ни свое верховое животное. Однако то же самое относится и к осуществляемому должным образом следованию по прямому пути и стремлению к Аллаху. Это значит, что если человек станет заниматься благими и праведными делами в наиболее подходящие периоды времени, которыми являются начало и конец дня, а также некоторые часы ночи, особенно последней ее части, то он сможет обрести наибольшее количество блага и совершить больше всего праведных дел. И благодаря этому он достигнет счастья, успеха и спасения, не прилагая излишних усилий и сохраняя спокойствие, и вместе с тем сумеет достичь своих личных мирских целей. Все это убедительно свидетельствует о том, что, даровав Своим рабам эту религию, являющуюся средством достижения вечного счастья, Аллах Всевышний оказал им милость. Поскольку Он вменил ее в обязанность Своим рабам, разъяснил ее через Своих посланников, облегчил ее, оказал всемерную помощь, проявил доброту по отношению к тем, кто действует согласно установлениям этой религии, и уберег их от всего того, что может им помешать.