Закят в размере одной овцы взимается в том случае, если в стаде их не менее сорока, начиная со ста двадцати одной он будет составлять две овцы, начиная с двухсот одной — три, а если их больше, то — по одной с каждой сотни; что же касается неполной сотни, то с этого закят не взимается.
Не взимается закят также и с остальных видов скота, например с лошадей, мулов и ослов, если только они не предназначаются для продажи147.
Что касается закята с денежных средств, то он выплачивается начиная с пяти окий серебра, а каждая окийа соответствует сорока дирхемам. Если сумма достигает двухсот дирхемов, то закят будет составлять одну сороковую ее часть148. То же самое относится и к товарам, предназначенным для купли или продажи с целью получения прибыли. Все необходимые выплаты производятся в конце года, а если дело касается зерна или фиников, то — по завершении сбора урожая, а Аллах Всевышний сказал:
"...и отдавайте с них должное в день сбора урожая149...". ("Скот", 141)
Таковы виды имущества, с которых следует выплачивать закят.
Что же касается расходования собранных в качестве закята денежных средств, продуктов и скота, то об этом Аллах Всевышний сказал так:
"Милостыня150 (предназначается) только для бедных и неимущих, и тех, кто занимается ее (сбором), и тех, чьи сердца были приведены к согласию, и (для освобождения) рабов, и (для несостоятельных) должников, и (на дела) на пути Аллаха, и (для) путника в качестве предписанного Аллахом, а Аллах — Знающий, Мудрый"151. ("Покаяние", 60)
142 На первых этапах существования ислама закят именовался также и садакой. В данном случае имеется в виду именно обязательный закят.
143Окийа — мера веса, равная 37,44 г.
144 Один васк равняется 252,342 литра или же 194,3 килограмма пшеницы.
145 Один са' равен 3,25 килограмма.
146 В разные периоды времени и в разных мусульманских странах меры веса, объема и длины, обозначавшиеся одинаковыми названиями, могли значительно отличаться друг от друга.
147 Имам Абу Ханифа считал, что выплачивать закят с этих животных следует, тогда как Абу Йусуф и Мухаммад ибн Аль-Хасан полагали, что делать это необязательно. (См.: Аль-Хидайа, т. 1, стр. 108).
148 Иначе говоря, 2,5 процента.
149 Имеется в виду либо закят, либо добровольные подаяния неимущим в виде части собранного урожая.
150 Здесь речь идет об обязательном закяте.
151 Под "бедными" в данном аяте подразумеваются неимущие, которые ни о чем не просят людей, под "неимущими" — те, кто просит подаяния, под "теми, чьи сердца хотят приручить", — неверные, которых пророк (мир ему и благословение Аллаха) хотел склонить к исламу. Что же касается расходования собранных средств на пути Аллаха, то прежде всего они предназначались для участников боевых походов.
ХАДИС ТРИДЦАТЬ ПЕРВЫЙ
РЕШИМОСТЬ И ВОЗДАЯНИЕ
Сообщается, что Абу Са'ид Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Того, кто будет стремиться к воздержанию, Аллах сделает воздержанным, того, кто будет обходиться (тем, что имеет), Аллах обогатит152, а того, кто будет стараться проявлять терпение, Аллах сделает терпеливым, и никто еще не получал дара, более хорошего и щедрого, чем терпение". (Аль-Бухари и Муслим)
Данный хадис состоит из четырех многозначных и полезных фраз.
Первую составляют слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): "Того, кто будет стремиться к воздержанию, Аллах сделает воздержанным...".
Вторая состоит из слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): "...того, кто будет обходиться (тем, что имеет), Аллах обогатит...".
Две вышеупомянутые фразы тесно связаны между собой по смыслу. Суть их состоит в том, что совершенство раба проявляется в его преданности Аллаху, которую он должен хранить по собственной воле и из страха, а также в поддержании рабом Аллаха связи только с Ним и свободе его от зависимости от людей. Человеку необходимо стремиться к подобному совершенству, используя для осуществления этого все средства, чтобы он стал настоящим рабом Аллаха и перестал быть рабом людей. Этого можно добиться с помощью борьбы с собственной душой ради достижения двух целей.
Первой из них является отказ от зависимости от людей, что подразумевает воздержание от принадлежащего людям, когда человек не просит у них этого ни прямо, ни косвенно153. Именно поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал Умару, да будет доволен им Аллах:
"Возьми это. Если достается тебе что-нибудь из этого имущества, (завладеть) которым ты не стремишься и которого не просишь, бери его, что же касается всего прочего, то не подчиняй этому свою душу". (Ахмад, Аль-Бухари, Муслим, Ан-Наса'и и Ад-Дарими)
Таким образом, действенным средством, помогающим прийти к воздержанности, является отказ от устремлений сердца и просьб, когда человек старается проявлять воздержанность и считает, что надежда на милости людей и устремление сердца к этим милостям – вещи недостойные.
Высшим проявлением этого становится борьба с собственной душой ради достижения второй из вышеупомянутых целей, а именно — способности обходиться лишь тем, что дает Аллах, и убежденности в том, что вполне достаточно полагаться на Аллаха. И действительно, тому, кто уповает на Аллаха, бывает этого достаточно, но это и является желанной целью. Если же говорить о первой цели, то она служит лишь средством достижения второй. Старание человека воздерживаться от всего того, что принадлежит другим и что он может получить от них обязательно укрепляет его связь с Аллахом, его надежду на Всевышнего и его стремление к благодеяниям и милостям Аллаха, и он начинает хорошо думать о своем Господе и доверять Ему. Что же касается Аллаха Всевышнего, то по отношению к Своему рабу Он будет таким, каким тот будет Его себе представлять, и если представления раба будут благими, то он получит благое, если же представления его об Аллахе будут иными, то он и получит иное. Каждое из рассмотренных нами дел питает и укрепляет собой другое, а поэтому чем больше укрепляется связь раба с Аллахом, тем слабее становится его связь с людьми, и наоборот.
Сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Аллаху Всевышнему с нижеследующей мольбой:
"О Аллах, поистине, я прошу Тебя о руководстве, благочестии, воздержанности и богатстве"154. (Муслим)
В этих словах посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) объединил все благое, так как под "руководством" здесь имеется в виду полезное знание, а под "благочестием" — праведные дела и отказ от всего запретного, в чем и заключается смысл понятия благочестия в религии.
Высшим проявлением подобного благочестия становится благочестие сердца, его спокойствие, достигающееся благодаря воздержанию от обращений с просьбами к людям, и отсутствие потребности в чем бы то ни было, кроме Аллаха. Истинно богат лишь тот, кто не нуждается ни в чем, кроме Аллаха, даже если достается такому человеку немногое, а богатство не определяется обилием имущества. Богатством следует считать только богатство сердца, и лишь благодаря воздержанности и такому богатству раб Аллаха может прийти к благой жизни, благополучию в этом мире и удовлетворенности тем, что даровал ему Аллах.
Далее посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "...а того, кто будет стараться проявлять терпение, Аллах сделает терпеливым...", после чего упомянул о том, что если Аллах наделяет Своего раба терпением, это становится самым лучшим, щедрым и великим даром и помощью во всех делах раба.
Аллах Всевышний сказал:
"Обращайтесь за помощью к терпению и молитве". ("Корова", 45)
Здесь имеется в виду, что за помощью к этому следует обращаться во всех делах.
Если говорить о терпении, то для выработки его, как и для выработки любых иных достойных нравственных качеств, необходимо бороться с собственной душой и приучать ее к этому. Вот почему посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "...кто будет стараться проявлять терпение...". Здесь "проявлять терпение" значит бороться с собственной душой в стремлении обрести его. Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "...Аллах сделает терпеливым". Это значит,
что Он поможет человеку. Терпение и в самом деле является величайшим из всех даров, ибо оно имеет отношение ко всем благим делам и достойным качествам раба Аллаха, который нуждается в терпении в любых обстоятельствах.
Так, терпение необходимо ему для того, чтобы повиноваться Аллаху и исполнять свои религиозные обязанности, и для того, чтобы отказываться от ослушания ради Аллаха, и для того, чтобы не роптать, когда предопределенное Аллахом причиняет ему боль. Но еще более необходимо проявлять терпение в тех случаях, когда Аллах оказывает человеку Свои благодеяния и он получает то, что любит его душа, чтобы не позволять ей предаваться достойной порицания чрезмерной радости, а вместо этого обращаться к Аллаху со словами благодарности. Таким образом, человек нуждается в терпении всегда, и только благодаря терпению он может достичь успеха. Вот почему, упоминая о тех, кто окажется в раю, Аллах Всевышний сказал:
"... райские сады, куда войдут они вместе с праведными из числа своих отцов, жен и детей. И войдут к ним ангелы через все врата (со словами): "Мир вам за то, что вы были терпеливы!" И прекрасно воздаяние этой обителью!" ("Гром", 23-24)