Смекни!
smekni.com

Объяснение кратких, но полных смысла, слов пророка (стр. 23 из 50)

Таким образом, начало этого будет трудным, а завершение легким и благоприятным, о чем поэт сказал так:

Проявляя терпение, ты ощущаешь горечь,
но плоды терпения будут слаще меда.

И Аллах Всевышний также сказал:

"Такие получат в награду наивысшее место (в раю) за то, что они проявляли терпение...". ("Различение", 75)

Из этого ясно, что они войдут в рай, познают его блаженство и займут в раю высокое положение благодаря терпению. Однако это не значит, что раб не должен молить Аллаха об избавлении от испытаний, исход которых ему неизвестен. Просто, если он столкнется с чем-либо подобным, ему надо будет проявлять терпение; что же касается стремления к избавлению от всевозможных испытаний и бедствий, то оно является естественным и само собой разумеющимся, но если человека постигнет какое-нибудь несчастье, необходимо проявлять терпение, а за помощью следует обращаться к Аллаху.

В Своей Книге и через Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха) Аллах пообещал терпеливым высокое положение и огромную награду. Он пообещал, что будет помогать им во всех делах, что будет проявлять о них заботу, содействовать им и направлять их, что Он будет любить их и укреплять их сердца и стопы, что Он дарует им спокойствие, облегчит для них исполнение их религиозных обязанностей и убережет их от ослушания и что по милости Своей Он ниспошлет им Свои благословения, проявит Свое милосердие, первым обратится к ним в часы испытаний и бедствий и возвысит их до высших пределов в обоих мирах.

И Он обещал им оказать Свою поддержку, облегчить им путь к легчайшему и избавить их от затруднений, и Он обещал им счастье и успех, и Он обещал им награду без счета, и обещал им, что уже в этом мире Он даст им взамен больше того, что возьмет у них, и что награда за все перенесенные ими невзгоды будет огромной.

Таким образом, начало этого будет трудным, а завершение – легким и благоприятным:

Проявляя терпение, ты ощущаешь горечь,
но плоды терпения будут слаще меда.

152 То есть сделает так, что этот человек не будет испытывать нужды ни в ком и ни в чем.

153 Например, всем своим видом показывая другому, что он нуждается, или жалуясь в его присутствии на свои трудности, и т.д.

154 Это хадис, передается со слов Абдуллы ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах.

ХАДИС ТРИДЦАТЬ ВТОРОЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МИЛОСТЫНИ, ПРОЩЕНИЯ И СМИРЕНИЯ

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Посланник Аллаха, (с.г.с), сказал: «Милостыня (никак) не уменьшает богатства1; Аллах не добавит (Своему) рабу (, прощающему других,) ничего, кроме славы2, а любого (из тех), кто проявляет смирение ради Аллаха, Аллах неизменно возвыша­ет». (Муслим)

В этом хадисе говорится о пользе милостыни, прощения и смирения и разъясняется, какие плоды всё это приносит в мире доль­нем и в мире вечном. Таким образом, ясно, что представления о том, что милостыня уменьшает богатство и что прощение несовместимо с достоинством, а смирение - с возвышением, являются ошибочными и ложными.

Милостыня не уменьшает богатства, поскольку если даже до­пустить, что она уменьшает его, с одной стороны, то не надо забы­вать, что она увеличивает его - с другой, ведь милостыня привле­кает благословение на достояние человека, отвращает от него все­возможные бедствия, способствует его росту и открывает перед теми, кто подаёт её, такие возможности для получения дополни­тельного удела, которые остаются недоступными для всех прочих, так разве может сравниться незначительное уменьшение богатства со столь великими плодами?

Милостыня, подаваемая ради Аллаха, ни в коей мере не уменьшает богатства, на что указывают не только слова посланни­ка Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует) но и общеизвестные факты, а кроме того, для подающего её Аллах уготовил огромную награду, благо и возвышение.

Что же касается прощения поступков людей, причиняющих другим зло своими словами и делами, то не следует думать, что такое прощение унижает прощающего. Наоборот, способность прощать указывает на то, что прощающему оказана честь, ибо воз­вышение пред Аллахом и людьми прощающего, который обладает большей силой, чем его соперники и враги, является честью.

Хорошо известно, что люди воздают благом и испытывают чувство благодарности по отношению к человеку, способному прощать, его враги становятся его друзьями, а другие изменяют своё отношение к нему и помогают ему словом и делом в борьбе против его соперников. Что же касается Аллаха, то Он поступает с человеком так же, как поступает сам человек, а поэтому Аллах прощает того, кто и сам прощает рабов Аллаха. То же самое отно­сится и к тому, кто проявляет смирение пред Аллахом и Его раба­ми, ибо Он возвышает такого человека, о чём Аллах Всевышний сказал так:

«Аллах возвысит (на много) ступеней тех из вас, которые уверовали и которым даровано знание, и Аллаху ведомо о том, что вы творите». («Препирательство", 11)

Смирение становится одним из важнейших результатов знания и веры, поскольку оно предполагает собой полное подчинение истине и повиновение велениям Аллаха и Его посланника. Это подразумевает не только выполнение велений и удаление І запретного, но и проявление смирения по отношению к раб Аллаха а также уделение должного внимания малым и старь знатным и незнатным Противоположностью смирения является1! высокомерие, выражающееся в несоблюдении прав других и презрении к людям.

Три качества, о которых упоминается в данном хадисе, явля­ются предпосылками к обретению качеств чистосердечных1, по­скольку дающий милостыню проявляет чистосердечие в том, что имеет отношение к его богатству, и помогает удовлетворять по­требности нуждающихся; прощающий дурные поступки людей проявляет своё чистосердечие по-своему, а чистосердечие смиря­ющегося и кроткого проявляется в том, что он придерживается благонравия в отношениях со всеми людьми. Такие люди придер­живались чистосердечия и благонравия в отношениях со всеми, за что Аллах возвысил их, и они заняли достойнейшее место среди Его рабов, но помимо этого их ждёт ещё и награда, уготован им Аллахом.

Слова пророка, (да благословит его Аллах и приветствует) «...а если кто-нибудь проявит смирение ради Аллаха...» указывают на необходимость придерживаться добрых намерений и искренности смирения перед Аллахом, поскольку подчас многие люди проявляют смирение перед богатыми и влиятельными людьми ради достижения своих мирских целей или делают то же самое напоказ людям, чтобы прославиться, все это будет тщетным. Смирение может принести пользу рабу лишь в том случае, если оно проявляется ради Аллаха, с целью приближения к Нему и в стремлении к Его награде, а также тогда, когда оно становится следствием проявления чистосердечия по отношению к людям, высшим же проявлением чистосердечия и его духом является не что иное, как искренность по отношению к Аллаху.

_______________

1 Это значит, что человек, оказывающий помощь неимущим, получит благословение свыше и его затраты будут так или иначе компенсированы ] уже в этой жизни, или же, что за это он получит награду Аллаха в мире вечном.

2 Речь идёт либо о том, что благодаря этому человек приобретёт добрую | славу и уважение среди людей, либо о том, что в мире вечном он займёт более высокое положение.

1"Мухсинун". Это слово образовано от глагола "ахсано" - "делать добро; оказывать благодеяний'. Другим производным от этого же глагола является слово "ихсан" ("чистосердечие; искренность"), по­нятие, противопоставляемое совершению благих дел напоказ другим ("рий'а"). В известном хадисе, передаваемом со слов Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Суть искренности (ихсан) в том, чтобы поклоняться Господу так, будто ты видишь Его, а если ты Его не видишь, (то, помня о том» что) Он видит тебя».

ХАДИС ТРИДЦАТЬ ТРЕТИЙ

НАГРАДА ЗА ПОСТ

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

"Каждое благое дело сына Адама будет увеличено (по меньшей мере) в десять раз158 (а иные станут больше) в семьсот раз. Аллах Всевышний сказал: "Кроме поста, ибо, поистине, он — для Меня, и Я воздам за него, (ибо человек) отказывается от своих желаний и от своей еды ради Меня". Постящийся порадуется дважды: один раз при разговении, а второй — когда встретит своего Господа. Поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса". (Муслим)

В другой версии этого хадиса сказано также: "...а пост послужит щитом159, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть не сквернословит и не повышает голоса, а если кто-то станет поносить его или нападать на него, пусть скажет: "Поистине, я — постящийся!"160

Важность этого хадиса весьма велика. Сначала пророк (мир ему и благословение Аллаха) упоминает обо всех благих делах вообще, а потом особо выделяет пост, указывая на его достоинства и особенности, а также на то, какая награда ждет постящегося в мире этом и в мире вечном. Кроме того, он разъясняет, в чем состоит суть поста и чего следует придерживаться соблюдающему пост, и обо всем этом говорится в данном хадисе.

Здесь разъясняется общий принцип, суть которого состоит в том, что все праведные, явные и тайные, слова и дела независимо от того, совершаются ли они с целью соблюдения прав Аллаха или соблюдения прав Его рабов, будут приумножены по меньшей мере в десять раз, а некоторые увеличатся в семьсот раз и намного более того.

Эти слова представляют собой одно из важнейших указаний на то, сколь велики милости и благодеяния Аллаха, которые Он оказывает Своим верующим рабам, ведь за каждый грех и за каждое проявление ослушания человеку записывается один грех, а прощение Аллаха Всевышнего покрывает собой все грехи.