Что же касается каждого доброго дела, то воздаяние за него будет по меньшей мере десятикратным, но может увеличиться в еще большей степени, чему способствует целый ряд факторов.
К числу их относится сила веры и степень искренности человека, совершающего то или иное доброе дело, и чем сильнее будет его вера и больше искренность, тем выше окажется награда.
К числу их относится также и степень важности совершаемых дел, примером чего могут служить расходы на распространение и приобретение знания или на осуществление того, что имеет отношение к религии и делается в общих интересах161. Увеличивается награда и за такое дело, которое привело к особенно благоприятным результатам и в ходе осуществления которого пришлось приложить особенно много усилий для преодоления собственных страстей. О подобных делах упоминается в том хадисе, где приводится рассказ пророка (мир ему и благословение Аллаха) о трех людях, оказавшихся в пещере162, а также и во многих других хадисах. То же самое относится и к такому делу, которое влечет за собой другие дела, когда люди начинают поступать таким же образом или принимают в нем непосредственное участие, а также к таким делам, совершение которых было обусловлено крайней необходимостью, или было связанное с активной благотворительной деятельностью, или было совершено в особое время или в особом месте163, или же, наконец, если оно по тем или иным причинам заслуживает особой награды Аллаха.
Действие вышеупомянутых факторов, способствующих увеличению награды, распространяется на все благие дела.
Единственное исключение делается в этом хадисе для поста, так как в дополнение к сказанному пророк (мир ему и благословение Аллаха) указывает, что награда за пост исчисляется не так, как во всех иных случаях, то есть не путем умножения, а будет зависеть только от милости и щедрости Аллаха, что невозможно ни выразить, ни описать, и это значит, что Аллах вознаградит постившихся тем, чего не видели глаза, о чем не слышали уши и что даже не приходило на сердце никому из людей.
Кроме того, в этом хадисе содержится указание на то, почему именно пост был выделен среди всех прочих дел.
Причина заключается в том, что постящийся отказывается от всего того, любовь к чему для его души является естественной и без чего он обойтись не в состоянии, и отдает предпочтение иному. Он предпочитает всему вышеупомянутому — любовь к своему Господу и отказывается от этого ради Аллаха, о чем не знает никто, кроме Аллаха. Таким образом, его любовь к Аллаху выходит на первое место и подчиняет себе все устремления его души, а сам он прежде всего стремится снискать благоволение Аллаха и Его награду, а уже потом думает об осуществлении устремлений своей души. Вот почему Аллах заявил о том, что Сам наградит того, кто будет соблюдать пост164.
Так что же ты думаешь о том, какой окажется награда и воздаяние, гарантированные тем Милостивым, Милосердным и Щедрым, дары Которого уже излились на все сущее и Который предназначил для Своих праведных рабов нечто еще большее и совершенное, проявив по отношению к ним особую доброту и предоставив им все возможности и средства для достижения того, что невозможно даже вообразить? И что ты думаешь о том, что сделает Аллах с теми, кто постился только ради Него?
Сердце готово улететь от радости при одной мысли о том, что Аллах связал награду и воздаяние за это только со Своими милостями и благодеяниями, которые Он оказывает, кому пожелает, ведь Аллах — Обладатель великой милости!
Этот хадис служит указанием на то, что совершенным является такой пост, соблюдая который человек отказывается от двух вещей: во-первых, от еды, питья, половых сношений и всего того, что сопутствует этому и приводит к нарушению поста, а во-вторых, от таких дел, которые уменьшают достоинство поста. Последнее означает, что постящийся не должен сквернословить и повышать голос, как не должен он ни делать, ни произносить ничего запретного, избегая любых прегрешений, любых ссор и распрей, которые порождают ненависть между людьми. Вот почему посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "...пусть не сквернословит...". Это значит, что постящемуся не следует произносить ничего непристойного. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: "...и не повышает голоса ...". То есть пусть не говорит ничего такого, что может привести к искушениям и спорам. И с этим перекликаются другие слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:
"Если (человек) не прекратит лгать и поступать по лжи, то Аллаху не нуждается165 в том, чтобы он отказывался от своей еды и питья!"166 (Аль-Бухари)
Если человек выполнит оба этих необходимых условия, то есть не будет нарушать пост и откажется от совершения всего запретного, он сполна получит награду, причитающуюся постящимся, а тот, кто не сделает этого, пусть пеняет только на самого себя.
Далее пророк (мир ему и благословение Аллаха) дает наставление постящемуся, указывая, что если кто-нибудь захочет затеять с ним ссору или станет поносить его, то ему надо будет сказать: "Поистине, я постящийся!"
Имеется в виду, что в эти слова он должен вложить следующий смысл: "Знай, что я могу ответить тебе тем же, но я пощусь, не хочу нарушать совершенство своего поста и следую велению Аллаха и Его посланника! Знай также, что пост призывает меня к отказу от противостояния и побуждает меня хранить терпение, и то, как поступаю я, лучше и выше того, что делаешь ты, о затевающий ссору!"
И в этом хадисе говорится также о необходимости уделять должное внимание как посту, так и всем остальным религиозным делам, о необходимости доводить их до конца и избегать всего того, что уменьшает их достоинство, о необходимости помнить о том, без чего их осуществление станет невозможным, и что следует сделать в случае обнаружения того, что может им повредить.
Слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): "...пост послужит щитом..." означают, что благодаря ему раб сможет уберечься от грехов в мире этом, приучить себя к благому и защититься от мучений в мире вечном.
Это и является одним из наиболее веских оснований, позволяющих говорить о полезности поста, ведь Аллах Всевышний сказал:
"О те, которые уверовали! Вам предписан пост подобно тому, как был он предписан тем, кто жил до вас, чтобы стали вы богобоязненными...". ("Корова", 183)
Тот факт, что пост служит щитом и приводит к богобоязненности, объясняется целым рядом причин, которые подробно разбирались, когда речь шла о смысле поста и его пользе, ведь пост либо полностью препятствует совершению запретного, либо в значительной степени уберегает от него, и он побуждает человека к исполнению многих религиозных обязанностей.
Кроме того, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "...постящийся порадуется дважды: один раз при разговении, а второй — когда встретит своего Господа".
Здесь имеются в виду две награды: награда в мире этом и в мире вечном.
Награду в мире этом постящийся получит при разговении, ибо он порадуется милости, оказанной ему Аллахом за завершение поста, как порадуется и тому, что сможет удовлетворить свои желания, чего он не мог делать в течение целого дня.
Что же касается награды в мире вечном, то ею станет радость, которую постящийся ощутит при встрече со своим Господом, когда увидит проявление Его благоволения и убедится в Его щедрости. Награда в мире этом станет подобием награды в мире вечном, а Аллах Всемогущий и Великий дарует ему и то, и другое.
В этом хадисе указывается также и на то, что, когда приближается момент разговения и постящийся получает возможность порадоваться ему, это становится для него возмещением за те трудности, которые он претерпел в течение дня, подавляя свои желания, придает ему новые силы и побуждает к совершению благого и в дальнейшем.
Кроме того, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса...".
Здесь имеется в виду запах, появляющийся во рту человека, желудок которого остается пустым. Несмотря на то что этот запах и неприятен другим людям, не печалься из-за этого, о постящийся, ведь, поистине, для Аллаха он приятнее благоухания мускуса, так как возникновение этого запаха является следствием поклонения и стремления приблизиться к Аллаху Всевышнему, но все трудное и неприятное, что является следствием поклонения, Аллах любит, а все, что любит Аллах должно быть для верующего на первом месте.
158 Имеется в виду, что за совершение каждого доброго дела человеку запишется по меньшей мере десять дел, за каждое из которых он получит соответствующую награду Аллаха.
159 То есть защитой от пламени ада.
160 Этот хадис в несколько ином виде приводят Аль-Бухари и Муслим.
161 Здесь имеются в виду, например, расходы на строительство мечетей или выделение средств на всевозможные общественно-полезные дела — прокладку дорог, сооружение каналов, помощь бедным и т.д.
162 В этом хадисе, передаваемом со слов Абдуллы ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, и приводимом Аль-Бухари и Муслимом, рассказывается о том, как выход из пещеры, где находилось трое путников, оказался заваленным обломком скалы, после чего они стали взывать к Аллаху с мольбами об освобождении в качестве награды за дела, совершенные ими прежде ради Аллаха.
163 Например, если что-то благое было сделано в ночь предопределения, которая лучше тысячи месяцев, или если это было сделано в каком-либо особом месте и т.д.
164 Имеется в виду, что за любое иное дело человеку будет записываться от десяти до семисот добрых дел, а за соблюдение поста Аллах обещал намного более щедрую награду.