Таким образом, тот, кому причитается что-нибудь, должен требовать это с должника в соответствии с тем, что одобряется шариатом, а также обычаями и разумом, что же касается должника, то должным образом следует поступать и ему.
Сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Аллаху с мольбой за тех, кому было присуще это прекрасное качество, с такими словами:
"Да помилует Аллах человека, который проявляет великодушие, продавая, покупая и требуя возврата (своих денег)". (Аль-Бухари и Ибн Маджа)
Таким образом, мы видим, что человеку, проявляющему великодушие в человеческих взаимоотношениях, в частности, в таких делах, как уплата и истребование долга, желают всяческих благ в религиозных и мирских делах, поскольку эта благословенная мольба, которая, несомненно, будет принята, распространяется и на него.
Подтверждение этому каждый может увидеть своими глазами. Так, например, ты сам видишь, что если торговец отличается подобным качеством, то Аллах щедро одаривает его и ниспосылает ему благо, тогда как с создающим затруднения для тех, с кем он имеет дело, все происходит наоборот, поскольку воздаяние соответствует поступку, а поэтому воздаянием за облегчение станет облегчение.
Если затягивание уплаты со стороны богатого является притеснением, это значит, что в случае подачи жалобы от заимодавца такого человека следует заставить уплатить, а если он будет продолжать отказываться, тогда его необходимо подвергнуть назидательному наказанию (та'зир), чтобы он уплатил положенное, от чего он освобождается, если заимодавец простит его.
Этот хадис служит основой для действий, связанных с переводом долгов, и это значит, что если долг кого-либо будет переведен на богатого человека, то ему следует согласиться с этим, а не отказываться.
Сказанное подразумевает и обратное, а именно: если долг будет предложено перевести на несостоятельного человека, то с этим не следует соглашаться, так как это нанесет ущерб интересам заимодавца.
Что касается долгов, которые можно переводить, то к ним относятся долги, подтвержденные договорами, например ссуды, деньги за проданный товар и так далее.
Если долг будет переведен на богатого, то человек, который перевел свой долг, освобождается от ответственности, возмещать же возможный ущерб должен будет тот, на кого этот долг переведен, а Аллах знает об этом лучше.
188 Комментируя данный хадис в Фатх Аль-Бари, Ибн Хаджар указывает, что, поскольку затягивание выплаты долга богатым человеком является проявлением несправедливости, кредитору следует соглашаться на предложение о переводе долга на него, так как взыскать долг с богатого может оказаться легче, а кроме того, это поможет богатому избавиться от греха совершения несправедливого поступка.
189 То есть в соответствии с установлениями шариата.
190 То есть с одобряемым шариатом. Имеется в виду, что следует войти в положение должника, который испытывает затруднения и предоставить ему отсрочку.
ХАДИС ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ
УСТАНОВЛЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО ПРАВА ПОКУПКИ
Сообщается, что Джабир ибн Абдулла, да будет доволен им Аллах, сказал: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) установил, что преимущественное право покупки191 распространяется на все то, что еще не поделено; если же границы192 установлены, а улицы размечены, тогда преимущественного права на покупку не имеет никто". (Аль-Бухари)
Этот хадис является основой для всех установлений относительно преимущественного права покупки и касается как тех видов собственности, на которые это право распространяется, так и всех прочих.
Преимущественное право покупки распространяется только на те виды собственности, которые находятся в совместном владении. Такая собственность бывает двух видов: движимая и недвижимая.
В данном хадисе о преимущественном праве покупки говорится применительно к недвижимой собственности и указывается, что на движимое имущество это право не распространяется. Таким образом, когда кто-нибудь из владельцев продает принадлежащую ему долю общего имущества, каковым может быть скот, мебель или любые иные виды движимого имущества, его совладельцы его преимущественным правом покупки не пользуются.
Что же касается недвижимости, то после отделения, установления границ, разметки улиц и выбора каждым из партнеров своей доли, преимущественным правом покупки воспользоваться не может уже никто, на что и указывается в этом хадисе, поскольку в этом случае партнеры становятся соседями, а сосед не имеет такого права на собственность соседа.
Если же границы не установлены и улицы не размечены, а кто-нибудь из партнеров пожелает продать свою долю, то его партнер или партнеры будут пользоваться преимущественным правом покупки и могут купить эту долю за цену, обусловленную условиями договора, причем каждый из совладельцев может претендовать на долю, соответствующую той части имущества, которая ему принадлежит.
Из явного смысла этого хадиса следует, что никакого различия между теми видами недвижимого имущества, которое поддается разделу, не существует, и это правильно, ибо смысл преимущественного права покупки состоит в том, чтобы никто из партнеров не понес никакого вреда, и это касается обоих видов недвижимого имущества, в то время как данный хадис носит общий характер.
Если же говорить о том, что используется как довод в пользу разделения двух этих видов, то подобные доводы являются безосновательными.
Мнения улемов разделились по вопросу о преимущественном праве одного соседа на покупку собственности другого, если они совместно владеют чем-либо, например частью улицы, колодцем или чем-нибудь еще.
Некоторые из них считали преимущественное право покупки в подобных случаях неотъемлемым, заявляя, что в данном случае оно подобно праву совместного владения собственностью, а это значит, что нанесение ущерба в одном подобно нанесению ущерба в другом, на что имеется множество указаний
Другие, например представители ханбалитского мазхаба, не признавали за соседями такого права на имущество друг друга.
Третьи, к числу которых относятся ханафиты, считают, что сосед пользуются абсолютным преимущественным правом покупки.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предоставил такое право партнеру, который имеет возможность воспользоваться или не воспользоваться им по своему усмотрению. Это право относится к числу неотъемлемых прав, которого человек может лишиться только в том случае, если сам откажется от него, или если ему можно будет отказать в этом праве на основании определенных указаний шариата.
Что же касается выдвижения такого условия, в силу которого кому-либо следует сразу же воспользоваться этим правом, когда человеку не дают возможности хорошо подумать или собрать необходимые средства, то для этого никаких оснований нет.
191 Имеется в виду преимущественное право покупки которым пользуется один из партнеров, совместно владеющих каким-либо имуществом.
192 Речь идет о границах участка земли, находящегося в совместном владении.
ХАДИС СОРОКОВОЙ
НАГРАДА ЗА ПОЛЕЗНЫЕ ДЕЛА В МИРЕ ЭТОМ И В МИРЕ ИНОМ
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
"Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются193, за исключением трех: непрерывной милостыни194, знания, которым могут пользоваться (другие люди)195, и праведных детей, которые будут обращаться к Аллаху с мольбами за него". (Ахмад и Муслим)
Аллах предназначил мир этот для деятельности, и в нем рабы Его запасаются благим или дурным для мира вечного, который является обителью воздаяния. Это значит, что, когда нерадивые, которые не запасутся для мира вечного тем, что принесет им счастье, будут покидать этот мир, они станут раскаиваться, но тогда ничего исправить уже будет нельзя. После смерти раб Аллаха не сможет ни увеличить количество своих благих дел, ни уменьшить количество дел дурных, и все они прекратятся, за исключением трех вышеупомянутых дел, которые будут результатом того, что он совершал прежде.
ВО-ПЕРВЫХ, это садака, которая продолжает приносить пользу. Здесь подразумеваются такие вещи как завещанное в вакф196 недвижимое имущество, доход с которого может приносить пользу людям, или сосуды, которыми можно пользоваться, или животные, на которых можно ездить верхом или использовать как-то иначе, или книги и свитки Корана, использование которых идет на пользу людям, или мечети, медресе, дома и все прочее, что можно использовать.
За все это раб Аллаха будет получать свою награду все то время, пока этим его имуществом так или иначе будут пользоваться другие люди, и это является одним из величайших достоинств вакфа, что в особой мере относится к таким его видам, которые предназначены для оказания помощи в религиозных делах, например в приобретении знания, посвящении себя поклонению Аллаху и так далее.
Вот почему улемы указывают, что необходимым условием завещания имущества в качестве вакфа является использование его в благих целях.
ВО-ВТОРЫХ, это знание, которым будут пользоваться после смерти человека, например то знание, которое он передал ученикам, готовым к его восприятию, или то знание, распространению которого среди людей он способствовал, или те книги, имеющие отношение к полезным областям знания, которые были им написаны.
То же самое касается и всего того, чему он непосредственно научил других или что он написал, так как за это он также будет продолжать получать награду. И действительно, сколько людей, обладавших знаниями и направлявших других к правильному пути, умерло за сотни лет, а книги их продолжают использоваться и ученики их продолжают приносить благо, и это является милостью Аллаха.