Так, если кто-нибудь заслуживает смерти, этого человека следует казнить, не мучая его.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: "... а если станете закалывать животное, то проявляйте милосердие и (при выборе) способа закалывания...", и здесь речь идет о том, как именно будет проходить умерщвление, в связи с чем пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: "... и пусть каждый из вас хорошо наточит свой нож, чтобы не доставлять животному мучений".
Но если рабу Аллаха велено проявлять милосердие даже по отношению к заслуживающему смерть человеку и к животному, которое он собирается заколоть, то что же говорить о всех тех, кто в подобном положении не находится?!
Знай, что проявление доброты и милосердия, которого человеку велено придерживаться, бывает двух видов.
Первый из них является обязательным и заключается в проявлении справедливости и соблюдении всего того, чего ты должен придерживаться по отношению к людям.
Второй относится к области желательного и состоит в совершении чего-либо сверх этого, что связано со стремлением человека, совершающего те или иные действия, или оказывающего помощь другим, или занимающегося обучением, или направляющего других к тому, что принесет им благо в их религиозных или мирских делах, принести пользу людям. Награда за совершение всего одобряемого шариатом равна награде за садаку, а поэтому садакой и благодеянием является все, что приносит людям радость, и все, что устраняет ненавистное им, и все, что ограждает их от того, что им не нравится.
Таким образом, ихсан — есть совершение любых действий, приносящих пользу любому живому существу, что же касается различий между совершающими подобные действия, то они определяются степенью важности действия, тем, насколько оно было полезным, степенью веры и искренности человека, который совершил это действие и мотивами, побудившими его к совершению этого.
К числу величайших видов ихсана относится оказание благодеяния тому, кто сказал или сделал тебе что-нибудь дурное, ведь Аллах Всевышний сказал:
... отражай же (дурное) тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет как близкий друг. Не будет наделен этим никто, за исключением проявлявших терпение, и не будет наделен этим никто, кроме обладающих великим уделом. («Разъяснены», 34-35)
Старающийся творить добро получит от Аллаха доброе воздаяние, ведь Аллах Всевышний сказал:
Разве станет воздаянием за благо что-нибудь, кроме блага? (Милостивый, 60)
Аллах Всевышний также сказал:
Тем, которые совершали благие дела, — благое и с придачей231... («Йунус», 26)
Аллах Всевышний также сказал:
Тем, которые творили добро в мире этом, (уготовано) добро (в мире вечном)... («Толпы», 10)
И Аллах Всевышний также сказал:
Поистине, милость Аллаха близка к творящим благое! («Преграды», 56)
Под чистосердечными (мухсинуна) здесь понимаются и люди, искренне поклоняющиеся Аллаху, и те, кто оказывает благодеяния рабам Аллаха.
Кроме того, Аллах Всевышний обязывает Своих рабов к такому проявлению ихсана, как справедливость, и побуждает их быть более милосердными друг к другу.
Аллах Всевышний сказал:
И не забывайте о благожелательности друг к другу. («Корова», 237)
Это значит: сделайте основой взаимоотношений между собой милосердие и добро и не добивайтесь того, что положено вам по праву с излишней настойчивостью; облегчайте, а не создавайте затруднения, и проявляйте снисходительность, покупая и продавая, выплачивая долги и требуя их выплаты. Тому, кто будет неуклонно придерживаться этого, уготовано великое благо, а Аллах знает об этом лучше.
228 Понятие "ихсан" является многозначным, а поэтому в зависимости от контекста переводится по-разному. Если речь идет об Аллахе, то под этим подразумевается чистосердечное и искреннее поклонение Аллаху, противопоставляемое поклонению лицемерному, по отношению же ко всему прочему понятие "ихсан" подразумевает совершение благодеяния, доброе отношение, проявление милосердия и т.д.
229 Например, тому, кто является спутником во время путешествия, работает или учится вместе с человеком и т.д.
230 То есть вашим невольникам.
231 Здесь имеется в виду, что в раю этим людям будет дарована возможность взирать на лик Аллаха.
ХАДИС ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТЫЙ
ЗАПРЕТНОЕ МЯСО
Сообщается, что Джабир ибн Абдулла, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "(В день Хайбара232) посланник Аллаха запретил (употреблять в пищу) мясо домашних ослов, мулов, тех диких зверей, у которых есть клыки, и тех птиц, на лапах которых имеются когти". (Ат-Тирмизи и Ахмад)
В основе того, что имеет отношение ко всем видам еды, лежит дозволенность, ибо Аллах позволил Своим рабам употреблять в пищу все злаки, плоды и всевозможные растения, которые порождает земля, и Он позволил им употреблять в пищу всех обитателей моря, как живых, так и мертвых. Из животных, передвигающихся по земле, Аллах разрешил употреблять в пищу тех, мясо которых приносит людям пользу, например восемь видов домашних животных, подобных им диких животных, а также диких животных и птиц, добытых на охоте.
Аллах запретил только мерзких из них, о чем говорится в соответствующих установлениях. Что же касается пророка, то иногда он указывает на некоторые запретные вещи, как, например в рассматриваемом хадисе, где сообщается, что он упомянул о запретности мяса домашних ослов и мулов. Сообщается также, что он (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Поистине, это — скверна!233 (Аль-Бухари и Муслим)
Что же касается мяса диких ослов, то его употреблять можно. Запретно употреблять в пищу мясо диких животных, у которых есть клыки, например мясо волка, льва, тигра, лисы, собаки и так далее. То же самое касается и мяса птиц, добывающих себе пропитание с помощью когтей, например мяса ястреба, сокола и так далее.
Запретно употреблять в пищу и тех животных и птиц, которых запрещается убивать, например, сорок, а также тех, которых убивать повелено, например ворон. Этот запрет распространяется и на всевозможных мерзких тварей наподобие змей, скорпионов, мышей и разных насекомых, а также на дозволенное к употреблению мясо животных, умерших своей смертью, и на тех из них, которые были зарезаны не в соответствии с установлениями шариата, а Аллах знает об этом лучше.
232 Имеется в виду день завоевания оазиса Хайбар в 628 г.
233 Это хадис передаётся со слов Анаса, да будет доволен им Аллах.
ХАДИС ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТЫЙ
ЗАПРЕТНОСТЬ ПОДРАЖАНИЯ МУЖЧИН ЖЕНЩИНАМ И НАОБОРОТ
Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял мужчин, подражающих женщинам, и женщин, подражающих мужчинам". (Аль-Бухари)
Дозволенность принимается за основу в том, что касается всех обычных дел людей. Запретным же является только то, что Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) объявили запретным для всех, например захваченное у другого силой, приобретение чего является запретным как для мужчин, так и женщин, либо то, что было объявлено дозволенным для одних и запретным для других, что относится, например к дозволению шариата женщинам носить золотые украшения, а также шелка, тогда как мужчинам это запрещается.
Запрет шариата на подражание мужчин женщинам и женщин мужчинам распространяется на одежду, манеру говорить, а также и на все остальное. Здесь следует различать три случая.
Если говорить о смысле запрета на подражание, то стремление мужчин подражать женщинам в манере говорить, одеваться и тому подобных вещах является одной из причин того, что мужчины становятся женоподобными, что приводит к нарушению приличий и падению нравов, а стремление мужчин, подражающих женщинам, к общению с представителями противоположного пола может привести к совершению того, чего следует остерегаться.
Вот что говорит об этом шариат, однако не только с точки зрения шариата, но и с точки зрения разума предпочтительно, чтобы мужчины и женщины продолжали занимать те места, которые отведены им Аллахом.
Если же ты захочешь узнать о великом вреде, наносимом подражанием такого рода и отказом людей занимать подобающие им места, то можешь посмотреть на нынешнее порочное общение мужчин и женщин между собой, с появлением чего исчезли и ревность в религиозных делах, и мужество, и достойные нравы, место которых заняли дурные нравственные качества.
Все это подобно подражанию мусульман неверующим в их делах, которое, возможно, отличается даже еще большими масштабами, о чем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Тот, кто подражает каким-нибудь людям, — сам из них. (Ахмад)
Дело в том, что подражание во внешнем побуждает и к подражанию внутреннему, а Аллах желает исключить все то, что ведет к дурному.
ХАДИС ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ
ДЛЯ КАЖДОЙ БОЛЕЗНИ СУЩЕСТВУЕТ ЛЕКАРСТВО
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Не ниспосылает Аллах какую-либо болезнь, не ниспослав и средство ее исцеления. (Аль-Бухари)
В данном случае под "ниспосланием" подразумевается предопределение.
В этом хадисе подтверждается существование предустановления и предопределения, как подтверждается и наличие причин, которые приводят к определенным следствиям.