И обрати внимание на сновидения Абдуллы ибн Зайда и Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен Аллах ими обоими, увидевших во сне азан и объявление о начале молитвы (икама). В результате этого и азан, и икама, относящиеся к числу величайших символов ислама, были узаконены шариатом.
Известно множество случаев, когда сновидения пророков, близких к Аллаху (аулийа), праведников, и прочих людей приносили пользу и давали благие плоды. Такие сновидения относятся к числу благодеяний Аллаха, оказываемых Им Его рабам, и становятся радостными вестями для верующих, предупреждениями для небрежных, Его напоминаниями для отворачивающихся и доводом для упорствующих.
Что же касается бессвязных сновидений, то они исходят от шайтана, и цель их состоит в том, чтобы привести дух человека в расстройство, или внушить ему страх, озабоченность или печаль, или внушить ему радость и высокомерие, или побудить его к злу и нечестию и вызвать в нем пагубные устремления.
В подобных случаях пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел каждому прибегать к тому, что позволит отвратить зло. Он велел трижды сплюнуть налево и никому не рассказывать о таком сновидении, что лишит его силы. Кроме того, в подобных случаях человеку необходимо обратиться к Аллаху с просьбой о защите от проклятого шайтана, от которого и исходят эти бессвязные сны, после чего его сердце обязательно ощутит уверенность в том, что это не повредит ему, что послужит подтверждением правильности слов Его посланника и внушит ему уверенность в том, что подобные средства приносят успех.
Если же говорить о благом сновидении, то за него следует воздать Аллаху хвалу, попросить Его дать этому сновидению сбыться и рассказать о нем тому, кого человек, увидевший подобное сновидение, любит, и о любви кого к себе он знает, чтобы такой человек порадовался за него и обратился к Аллаху с мольбами за него. Рассказывать же о нем тому, кого он не любит, не следует, чтобы такой человек не сумел расстроить этого, истолковав этот сон сообразно своим желаниям, или из зависти не постарался бы лишить его этого благодеяния.
Вот почему, когда Йусуф увидел во сне, как солнце, луна и одиннадцать планет склонились перед ним в поклоне, и рассказал об этом своему отцу, тот сказал ему:
О, сынок мой! Не рассказывай об этом сне твоим братьям, ибо они станут устраивать против тебя козни. Поистине, шайтан — явный враг человека! («Йусуф», 5)
Ввиду этого благодеяния, по возможности, лучше скрывать от недругов, если только не выяснится, что рассказать им об этом было бы полезнее.
Знай, что иногда раб Аллаха видит, как подлинные сновидения получают свое воплощение, примером чего могут служить сны, в которых отдельные сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) увидели азан, а также и другие сновидения. Иногда же они посылаются человеку в качестве постигаемых чувствами примеров, чтобы он принял их во внимание, столкнувшись с какими-либо реальными или же воображаемыми их подобиями, как было в случае со сновидением фараона и в иных случаях. И все это меняется в зависимости от того, кто именно, в какое время и при каких обстоятельствах видит тот или иной сон.
242 Здесь речь может идти как о сновидениях, так и о том, что видит бодрствующий человек.
243 Сообщается, что перед тем как отправиться в умру, пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел во сне, что он и его сподвижники обрили себе головы или укоротили волосы, и рассказал об этом своим сподвижникам, которые обрадовались, так как решили, что они войдут в Мекку.
ХАДИС ПЯТЬДЕСЯТ ВОСЬМОЙ
ИСПОВЕДАНИЕ ИСЛАМА ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ
Передают со слов Али бин Хусайна, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Отказ человека (заниматься) тем, что его не касается, свидетельствует о том, что он исповедует ислам должным образом.244
В целом составными частями ислама являются вера (иман) и чистосердечие (ихсан), и он представляет собой совокупность религиозных законов, которым следует подчиняться явно и тайно. По отношению к исламу мусульмане делятся на две группы, на что указывает содержание данного хадиса.
Некоторые из них исповедуют ислам должным образом, о других же этого сказать нельзя, а чистосердечным является тот, кто следует установлениям ислама внешне и внутренне.
Аллах Всевышний сказал:
Кто же (исповедует) религию лучше (человека, полностью) предавшегося Аллаху, творящего добро и следующего религии Ибрахима, (который был) ханифом? (Ведь) Аллах избрал Ибрахима Своим возлюбленным. («Женщины», 125)
Такой чистосердечный человек занимается тем, что имеет к нему отношение, уделяя внимание грехам и дурным делам, от которых он должен отказаться, порицаемому, а также дозволенному, но излишнему, что не приносит никакой пользы и от чего необходимо отказаться, поскольку из-за этого он упускает благо.
Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: "Отказ человека (заниматься) тем, что его не касается, свидетельствует о том, что он исповедует ислам должным образом", охватывают собой все то, о чем было упомянуто нами выше.
В этом хадисе подразумевается, что человек, не переставший заниматься тем, что не имеет к нему отношения, плохо исповедует ислам, и это включает в себя те слова и дела, которые объявлены запретными или нежелательными.
Данный хадис относится к числу хадисов универсальных и всеохватывающих, поскольку его слова делят всех мусульман на две группы и указывают на то, благодаря чему человек получает возможность исповедовать ислам должным образом. Этого человек может достичь, занимаясь тем, что имеет к нему отношение, и отказываясь от таких слов и дел, которые его не касаются, тогда как все противоположное приводит к тому, что раб Аллаха исповедует свою религию плохо, а Аллах знает об этом лучше.
244 Этот хадис приводят Малик и Ахмад. Ибн Маджа приводит его со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, а Ат-Тирмизи приводит его со слов Абу Хурайры и Али ибн Аль-Хусайна, да будет доволен Аллах ими обоими.
ХАДИС ПЯТЬДЕСЯТ ДЕВЯТЫЙ
ВЫБОР ДРУЗЕЙ
Сообщается, что Абу Муса Аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Поистине, праведный товарищ и дурной подобны продавцу мускуса и (человеку) раздувающему кузнечные меха. Что касается продавца мускуса, то он либо подарит тебе (что-нибудь из своего товара), либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь от него аромат. Что же касается раздувающего меха, то он либо прожжет твою одежду, либо ты ощутишь от него зловоние. (Аль-Бухари и Муслим)
Этот хадис побуждает к выбору праведных друзей и предостерегает от общения с неправедными.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) привел два вышеупомянутых примера, поясняя, что общение с праведным товарищем при всех обстоятельствах приносит тебе выигрыш и благо, так как он подобен продавцу мускуса, и ты получишь пользу от того, чем он обладает, либо получив это в подарок, либо купив его товар. По меньшей же мере ты будешь радоваться все то время, пока сидишь с ним, ощущая аромат мускуса.
Что же касается блага, которое раб Аллаха может получить благодаря праведному товарищу, то оно лучше благоуханного мускуса, так как он либо научит тебя тому, что принесет тебе пользу в религиозных и мирских делах, либо даст тебе искренний совет, либо предостережет тебя от того, что может тебе повредить, если ты не откажешься от этого, и он будет побуждать тебя повиноваться Аллаху, делать добро родителям и поддерживать связи с родственниками, станет указывать тебе на твои недостатки и призывать тебя к благонравию, давая тебе пример собственными словами и поступками. Человеку свойственно брать пример со своего собеседника и друга, а присущие людям от рождения свойства и их души ведут друг друга либо к благому, либо к дурному.
Наименьшая польза, которую может принести тебе праведный товарищ и которой ни в коем случае не стоит пренебрегать, состоит в том, что благодаря ему ты будешь удерживать себя от дурного и прегрешений из уважения к дружбе, желания превзойти его в благих делах и стремления возвыситься над злом. И ты будешь стремиться делать это, чтобы он продолжал защищать тебя и в твоем присутствии и в твое отсутствие, чтобы его любовь и его обращения к Аллаху с мольбами за тебя при жизни и после твоей смерти приносили тебе пользу.
От всего дурного, что было упомянуто нами, ты окажешься не в состоянии защититься самостоятельно, а кроме того, благодаря хорошему товарищу ты станешь поддерживать связь с людьми, общение с которыми принесет тебе пользу, и ты будешь заниматься полезными делами.
Всего полезного, что приносит дружба с праведными товарищами, невозможно даже перечислить, но каждому достаточно помнить, что о нем судят по тому, с кем он водит дружбу, и что он будет брать пример с того, кого любит.
Если же говорить о дружбе с дурными людьми, то результаты ее прямо противоположны тому, о чем мы упоминали выше. Они всегда приносят вред тем, кто дружит и общается с ними, и очень многих они привели к гибели либо сознательно, либо даже сами не подозревая об этом.
Вот почему одно из величайших благодеяний, которые Аллах оказывает верующему рабу, состоит в том, что Он помогает ему поддерживать общение с хорошими друзьями; а если Аллах подвергает человека испытанию дружбой с дурными людьми, то это становится наказанием.
Хорошие друзья приводят раба Аллаха к самым высоким вершинам, а плохие приводят его к нижайшему. Благодаря хорошим друзьям он приобретает полезные знания, достойные нравственные качества и совершает праведные дела, что же касается друзей дурных, то они лишают его всего этого.