Что касается побуждения к одобряемому шариатом и удержания от порицаемого им, то для человека, имеющего возможность делать это с применением силы1, подобное является обязательным, если же у него нет такой возможности, то он должен делать это своим языком, а если он не в состоянии делать и этого, тогда он должен сделать это своим сердцем1.
Если слепой, хромой или больной не выполняет такие религиозные обязанности, которые он выполнять не в состоянии или же выполнение которых сопряжено для него с невыносимыми трудностями, он не совершает никакого греха.
Если какие-нибудь расходы являются для человека обязательными, но он не в состоянии нести их в полной мере, то, расходуя свои средства, он должен прежде всего расходовать их на свою жену, детей, родителей и так далее по мере близости к нему тех, на кого он обязан расходовать свои средства, и так же следует раздавать садаку разговения (садакат аль-фитр).
То же самое относится и ко всему тому, что шариат объявляет обязательным или желательным. Иными словами, если человек в состоянии выполнить что-нибудь из этого только частично, то обязательным для него будет являться лишь то, что ему по силам, а то, на что он не способен, обязательным для него не является, и на всё это имеются указания в данном хадисе.
К этой же основе имеет отношение и всё относящееся к бросанию жребия. Если в каких-нибудь делах возникают сомнения и трудно сказать, кому принадлежит что-либо или кто имеет больше прав на это, мы пытаемся найти нечто такое, что даст преимущество одной из сторон. Если же ничего такого найти невозможно, то это становится необязательным, и тогда следует обратиться к жребию, поскольку в подобном положении ничего больше сделать нельзя. Все эти вопросы хорошо известны и изложены в трудах по фикху.
К этой же основе имеют отношение и все проблемы, связанные с делами управления, поскольку вручать бразды правления над чем-либо следует лишь человеку, обладающими такими качествами, которые обеспечат достижение поставленной цели. Если же это окажется невозможным в полной мере, то необходимо подобрать наиболее близкого к этому.
Указанием на рассматриваемую нами основу может служить не только данный хадис и цитированный выше аят, но и другие аяты Корана и хадисы, содержание которых свидетельствует о том, что Аллах и Его посланник, (да благословит его Аллах и приветствует), не желают создавать для членов исламской общины никаких затруднений. Так, например, Аллах Всевышний сказал:
«Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме того, что ей по силам». («Корова», 286)
Аллах Всевышний также сказал:
«Пусть обладающий достатком расходует1 сообразно своему достатку, а ограниченный в средствах пусть расходует из того, что даровал ему Аллах. Аллах ни на кого не возлагает (больше того, что) Он даровал ему». ("Развод", 7)
Аллах Всевышний также сказал:
«... и не создал Он для вас в религии никаких затруднений». ("Хаджж", 78)
Аллах Всевышний также сказал:
«Аллах не хочет создавать для вас затруднений. . .» («Трапеза», 6)
Аллах Всевышний также сказал:
«Аллах желает для вас облегчения и не желает для вас затруднения.» ("Корова", 185)
Аллах Всевышний также сказал:
«Аллах хочет облегчить ваше (бремя)...» («Женщины», 28)
И к рассматриваемой нами основе имеют отношение все те случаи, когда шариат облегчает для людей выполнение ими религиозных обязанностей. Подтверждением тому являются и соответствующие имена и атрибуты Аллаха, имеющие отношение к хвале, мудрости, широте милосердия, доброте, щедрости и проявлению милости. Воздействие этих великих и прекрасных имён распространяется не только на всё сотворённое и на управление этим, осуществляемое Аллахом, но и на Его законы, причём даже в большей степени, поскольку человек был создан для выполнения им установлений шариата, и это является наиболее действенным средством для достижения вечного счастья.
Аллах Всевышний создал людей для того, чтобы они поклонялись Ему, сделав это поклонение и соблюдение Его шариата путём к Его благоволению и проявлению Его щедрости. Обязав людей совершать все виды очищения, Аллах Всевышний сказал:
«Аллах не хочет создавать для вас затруднений, но хочет очистить вас и завершить милость Свою для вас, чтобы вы были благодарными». («Трапеза», 6)
И следы Его милостей и благодеяний проявляются в законоположениях, в том, что является обязательным, дозволенным, да и во всём сущем вообще.
Наивысшая хвала Аллаху, ибо лишь Аллах оказывает содействие!
1 Эти слова были сказаны пророком, (да благословит его Аллах и приветствует) в связи с тем, что во время одной из его встреч с людьми они стали настойчиво расспрашивать его о несущественных вещах.
1 То есть не спрашивайте пророка, (да благословит его Аллах и приветствует) несущественном и о том, что не касается вашей религии, так как подобные вопросы могут привести к тому, что вам будет вменено в обязанность то, что прежде было необязательным.
2 Этот хадис, передаётся со слов Са'да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах.
1 Здесь имеется в виду либо веление Аллаха пророку Мухаммаду, (да благословит его Аллах и приветствует), обратиться с этим вопросом к другим посланникам во время ночного путешествия, либо веление спросить об этом тех людей, к которым были направлены эти посланники.
2 Этот хадис, передаваётся со слов Джабира бин Абдуллаха, да будет доволен им Аллах.
1 Аллах Всевышний сказал:
«Поистине, Господь ваш - Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней. Потом Он утвердился на престоле». («Преграды», 54)
2 Имам Малик имел в виду, что при жизни посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует) люди не задавали подобных вопросов, следовательно, пророк не одобрял этого.
1 Речь идёт о таких случаях, когда мусульманин может силой положить предел нарушению того или установления шариата, например, защитить слабого от притеснения со стороны сильного.
1 Имеется в виду, что если человек не может удержать другого от порицаемого или побудить его к одобряемому с помощью слов, то ему следует по крайней мере осудить его действия своим сердцем.
1 Здесь речь идёт о выплатах разведённой жене.
ХАДИС СЕМЬДЕСЯТ ПЕРВЫЙ
МИЛОСЕРДИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ
Сообщается, что Джарир бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:
- Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всемогущий и Великий Аллах не помилует того, кто не проявляет милосердия к людям». (Аль-Бухари и Муслим)
Прямой смысл данного хадиса указывает на то, что Аллах не помилует такого человека, который сам не проявляет милосердия к людям, подразумевается же в нём то, что Аллах помилует проявляющего к ним милосердие, о чём посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), прямо говорит в другом хадисе:
«Милосердный помилует милосердных, так будьте же милосердны к тем, кто на земле, и вас помилует Тот, Кто на небесах. ». (Аль-Хумайди, Ахмад, Абу Дауд и ат-Тирмизи)
Таким образом, проявление рабом Аллаха милосердия по отношению к людям является одной из основных причин проявления милости Аллаха по отношению к нему самому и приносит ему много блага и в мире этом, и в мире вечном, в то время как отсутствие милосердия становится одним из основных препятствий для проявления милости Аллаха. А между тем раб Аллаха крайне нуждается в Его милости и не может обойтись без неё ни единого мгновения, поскольку лишь благодаря этому он имеет возможность благоденствовать и избегать всевозможных бедствий.
Если же он хочет сохранить и увеличить её, пусть делает всё то, благодаря чему он сможет снискать милость Аллаха, и что объединяется в словах Всевышнего, который сказал:
«Поистине, милость Аллаха близка к творящим благое!!» ("Преграды", 56)
Имеются в виду творящие добро среди рабов Аллаха и творящие добро для рабов Аллаха, ибо благодеяния, оказываемые людям, являются одним из проявлений милосердия раба Аллаха по отношению к ним.
Милосердие, присущее рабу Аллаха, бывает двух видов.
Первым видом его является милосердие врождённое, которым Аллах наделил некоторых своих рабов изначально, сделав их сердца сострадательными, милостивыми и ощущающими жалость по отношению к людям, в силу чего они по мере своих> возможностей старались приносить им пользу. За свои дела они заслужили похвалу и награду, а за то, чего они не сумели сделать, они заслуживают оправдания, и может быть так, что Аллах за их искренние намерения записал им совершение тех дел, совершить которые на самом деле они оказались не в состоянии.
Вторым видом является то милосердие, которое рабы Аллаха вырабатывают в себе различными путями. В результате это качество становится присущим его сердцу, а раб Аллаха узнаёт, что оно является одним из величайших и совершеннейших нравственных качеств и борется со своей душой, стараясь выработать его в себе. И он узнаёт о той награде, которую Аллах назначил за это, узнавая и о том, что в случае отсутствия милосердия он лишится этой награды. Вследствие этого у него возникает желание снискать милость своего Господа и он обращается к тому, что позволит ему достичь этого. И он узнаёт о том, что воздаяние будет соответствовать делам и что Аллах связал верующих между собой узами религиозного братства и любви, повелев им быть любящими друг друга братьями и отвергнуть несовместимые с этим ненависть, вражду и отсутствие согласия.
И раб Аллаха продолжает узнавать о том, что может помочь ему обрести это великое качество, и старается придерживаться его до тех пор, пока сердце его не наполняется милосердием и жалостью к людям, и сколь же превосходной является эта достойная черта и это великое и совершенное качество!
Милосердие, скрытое в сердцах, проявляется также в поступках и речах человека, что находит своё выражение в его стремлении делать людям добро, приносить им пользу и отвращать от них всё вредоносное и неприятное.