Признаком наличия милосердия в сердце раба Аллаха является то, что он желает блага всем людям вообще, но особенно верующим, и не желает того, чтобы их постигло зло или чтобы что-нибудь причинило им вред, а степень его милосердия определяется тем, насколько сильно он желает одного и не желает другого.
И если случается так, что у человека умирает кто-нибудь из тех, кого он любит, или же любимого постигает какое-нибудь несчастье, в результате чего чувство милосердия заставляет любящего скорбеть, то это достойно похвалы и не противоречит ни необходимости проявлять терпение, ни удовлетворённости решением Аллаха. Сообщается, что, когда пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) заплакал из-за смерти сына его дочери, Са'д, да будет доволен им Аллах, спросил его: "Что же это, о посланник Аллаха2?!" И тогда пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), дал ему ответ, который должен служить назиданием людям. Он сказал:
«Это - милосердие1, которое вложил в сердца рабов Своих Аллах, Который помилует только милосердных из числа рабов Своих! ». (Аль-Бухари и Муслим)
А когда умер его сын Ибрахим3 , пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:
«Глаза плачут, а сердце скорбит, но мы не говорим ничего, кроме угодного Господу нашему, (хотя,) поистине, мы опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!»4 (Аль-Бухари и Муслим)
То же самое относится и к проявлению жалости и нежности по отношению к малым детям. Желание порадовать детей объясняется милосердием, тогда как отсутствие внимания и нежности по отношению к ним говорит о чёрствости, грубости и жёсткости. Сообщается, что, когда однажды один из таких чёрствых бедуинов увидел, как пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), и его сподвижники целуют своих маленьких детей, он сказал: "У меня есть десять детей, но я никогда не поцеловал ни одного из них!" В ответ ему пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:
«Что же я могу сделать, если Аллах лишил твоё сердце милосердия?»5 (Муслим)
Подтверждение всего этого каждый может увидеть и в повседневной жизни. Так, например, если человек хорошо ухаживает за своим скотом, Аллах ниспосылает ему в этом благо, что же касается тех, кто что-либо делает плохо или совершает грехи, то они будут наказаны и в этой жизни, и в жизни будущей.
Это объясняется тем, что в сердце первого скрываются чёрствость, жёсткость и зло, а в сердце второго - милосердие нежность и сострадание, в силу чего он готов спасти каждого, кого только может, в то время как из-за своего жестокосердечия второй готов погубить всех людей.
И мы просим Аллаха даровать нашим сердцам милосердие, которое позволит нам снискать милость Аллаха во всех её проявлениях и ощутить жалость ко всем созданиям Аллаха и приведёт нас к проявлению Его щедрости, поистине, Он - Великодушный, Щедрый!
_________________________________________
1 Это хадис, передаётся со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен им Аллах. Ат-Тирмизи, считал его достоверным.
1 Са'д, да будет доволен им Аллах, был удивлён тем, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) всегда говоривший своим сподвижникам о необходимости проявлять терпение и смиряться с предопределённым, плачет.
1 Слово "рахма" (милосердие) образовано от глагола "рахима" - проявлять милосердие; проявлять жалость; щадить; прощать. Таким образом, в зависимости от контекста это слово может переводиться по-разному.
2 Этот хадис передаётся со слов Усамы бин Зайда, да будет доволен им Аллах.
3 Последний сын пророка, (да благословит его Аллах и приветствует) от египетской наложницы Марии, умерший в младенческом возрасте.
4 Этот хадис передаётся со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах.
5 Этот хадис, передаётся со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах.
ХАДИС СЕМЬДЕСЯТ ВТОРОЙ
ПОДДЕРЖАНИЕ СВЯЗЕЙ С РОДСТВЕННИКАМИ
Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
- Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Пусть тот, кто желает, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни продлён, поддерживает связи с родственниками1». (Аль-Бухари и Муслим)
Рассматриваемый нами хадис побуждает людей поддерживать родственные связи и разъясняет им, что это позволяет снискать благоволение Аллаха и получить Его награду в мире вечном. Однако это же становится причиной получения награды и в мире дольнем, так как благодаря поддержанию родственных связей рабу Аллаха достаётся то, что он любит больше всего: это становится причиной увеличения его удела и продления жизни. Сказанное является истиной, не требующей доказательств, поскольку Всевышний является Творцом как причин, так и причин этих причин,
Согласно установлению Аллаха, к любой цели ведёт свой путь, и это указывает на одну из великих основ. Суть этой основы состоит в том, что Аллах по мудрости Своей уподобил воздаяние действию. И поэтому если человек оказывает своим родственникам всевозможные благодеяния, проявляет по отношению к ним доброту и вселяет в их сердца радость, то Аллах поддерживает его жизнь, продолжает даровать ему средства к существованию и дарует ему такой удел и такое благо, которые без этого не достались бы человеку.
Известно, что хорошее здоровье, хороший воздух, хорошее питание и использование того, что укрепляет тело и сердце, относятся к числу причин долголетия, однако по воле Аллаха причиной этого становится и поддержание связей с родственниками. Таким образом, средства, позволяющие добиваться желаемого в этом мире, бывают двух видов. К первому относится всё то, что можно постичь чувствами и разумом, а ко второму - всё то, что связано с промыслом Божьим и Его предопределением, ведь Аллах всё может, и все причины и дела мира этого подчинены Его воле, и Он поручился за то, что обеспечит уповающих, и пообещал, что даст средства к существованию богобоязненным и укажет им путь выхода из трудного положения, ибо Аллах Всевышний сказал:
« А тому, кто боится Аллаха, укажет Он выход О и даст ему средства к жизни, откуда он и не ждёт. И кто станет уповать на Аллаха, тому будет Его достаточно». («Развод», 2 -3)
И если пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), говорит, что «садака1не уменьшает достояния (человека)»2 , но, наоборот, увеличивает его, то что же сказать о помощи и подарках родным и близким?
Этот хадис служит указанием на то, что стремление человека, совершающего что-либо, к получению награды в этом мире не повредит ему, если при этом он проявляет искренность по отношению к Аллаху и стремится также и к миру вечному. Таким образом, Аллах по мудрости и милости Своей назначил людям награды в обоих мирах, пообещав, что совершающие благое получат их. Дело в том, что надежда на такую награду воодушевляет действующих и побуждает их к благому, тогда как угрозы, имеющие отношение к различным преступлениям, и упоминания о наказании за них являются тем, с помощью чего Аллах устрашает Своих рабов, побуждая их отказываться от совершения грехов и преступлений.
Что бы ни совершал истинно верующий человек и от совершения чего бы он ни отказывался, он всегда проявляет искренность по отношению к Аллаху. В своих делах он прибегает к помощи различных средств, побуждающих его к достижению этой высшей цели, к успеху же приводит один лишь Аллах Всевышний.
____________________________________
1 Содержание данного хадиса не противоречит ни Корану, где сказано: «...а когда наступит срок их, они не смогут ни оттянуть его ни на час, ни опередить» ("Преграды", 34), ни содержанию другого хадиса, где говорится о том, что через сто двадцать дней после начала формирования человеческого эмбриона к нему является ангел, который вдувает в него дух и среди прочего записывает его удел и срок его жизни. Согласно одному из комментариев, в вышеупомянутом аяте речь идёт о знании Аллаха, а в хадисе - о том, что известно ангелу, записывающему минимальный срок жизни человека. Таким образом, речь может идти о том, что, если человек не станет поддерживать связей с родственниками, то ему будет суждено прожить, скажем, шестьдесят лет, если же он будет делать это, то срок его жизни может быть продлён, например, до восьмидесяти лет. То же самое относится и к уделу человека, а Аллаху Всевышнему изначально известно, каков срок и удел каждого. Кроме того, в Коране сказано: «Стирает Аллах, что пожелает, и утверждает (что пожелает), и у него - мать Книги*». («Гром», 39)
* Имеется в виду либо Сохраняемая Скрижаль, либо знание Аллаха.
1 То есть подаяние материальная помощь нуждающимся.
г Этот хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, приводит Муслим.
ХАДИС СЕМЬДЕСЯТ ТРЕТИЙ
Побуждение к проявлению любви по отношению к посланникам и праведникам.
Сообщается, что Абу Муса аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, сказал:
- Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Человек (будет) с теми, кого он любил». (Аль-Бухари и Муслим)
Этот хадис побуждает людей с большой любовью относиться к посланникам и следовать им в соответствии с занимаемым ими положением. С другой стороны, он предостерегает людей от проявления любви по отношению к тем, кто являет собой противоположность посланникам. Причиной является то, что любовь указывает на силу связи любящего с тем, кого он любит, а также на то, что он отличается такими же нравственными качествами и следует его примеру. Таким образом, любовь служит указанием на существование этого и побуждает к этому.
Кроме того, если человек любит кого-либо ради Аллаха Всевышнего, эта любовь становится тем, что в наибольшей мере способствует его приближению к Аллаху, ведь Аллах Всевышний является Благодарным и Он дарует человеку, стремящемуся приблизиться к Нему, намного больше того, чем человек ради этого жертвует. Одним из проявлений благодарности Всевышнего станет то, что Он соединит человека с теми, кого он любил, даже если такой человек и сделает меньше, чем они. Аллах Всевышний сказал: