«А повинующиеся Аллаху и посланнику Его будут с теми, кого Аллах облагодетельствовал из числа пророков, правдивейших, павших за веру и праведников. Прекрасные это товарищи!» ("Женщины" 69)
Вот почему Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: - Ничему не радовались мы так, как радовались словам пророка, (да благословит его Аллах и приветствует)»: «Человек (будет) с теми, кого он любил».
И Анас, да будет доволен им Аллах, сказал также: "И я люблю посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует) и люблю Абу Бакра и Умара, и надеюсъ, что буду с ними ". (Аль-Бухари и Муслим)
Аллах Всевышний сказал, что им уготованы
« ...сады, куда войдут они вместе с праведными из числа своих отцов, жён и детей» («Гром», 22 -23)
Аллах Всевышний также сказал:
«...а к тем, которые уверовали и за которыми в вере последовали их потомки, Мы присоединим потомство их, ничуть не убавив (награды) за их дела» («Гора», 21)
И всё сказанное Аллахом подтверждается опытом, так как, если раб Аллаха любит хороших людей, ты видишь, что он находится с ними и стремится быть такими же, как и они, если же он любит людей дурных, то он водится с дурными и поступает так же, как и они.
Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:
«Человек будет придерживаться тех же обычаев, что и его близкий друг, так пусть же посмотрит каждый из вас, с кем он водит дружбу!» (Ахмад, Абу Дауд и ат-Тирммзи)
И посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), также сказал:
«Праведный товарищ и дурной товарищ подобны продавцу мускуса и человеку, раздувающему кузнечный мех. Продавец мускуса может либо подарить тебе его, либо ты купишь у него (мускус), либо же ощутить его аромат. Что же касается раздувающего мех, то он либо прожжёт твою одежду, либо ты ощутишь (исходящее) от него зловоние». (Аль-Бухари и Муслим)
Но если так обстоит дело с проявлением людьми любви друг к другу, то что же сказать о том, кто любил Аллаха и ставил любовь к Нему и страх перед Ним превыше всего остального?! Поистине, такой человек будет вместе с Аллахом и достигнет полной близости к Нему, которая станет уделом любящих, и Аллах будет вместе с ним, ведь Аллах будет вместе с богобоязненными и чистосердечными.
Наивысшим же проявлением искренности и чистосердечия является такая любовь к Милосердному, Щедрому и Милостивому, которая сочетается с познанием Его.
И Мы просим Аллаха даровать нам возможность любить Его, и любить тех. кто любит Его, и любить делать то, что приближает к любви к Нему. Поистине, Он - Великодушный и Щедрый, и лишь Аллах приводит к успеху.
________________________________________
1 Этот хадис передаётся со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
ХАДИС СЕМЬДЕСЯТ ЧЕТВЁРТЫЙ
СЛОВА МОЛЬБЫ, ОБРАЩАЕМОЙ К АЛЛАХУ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПУТЕШЕСТВИЯ
Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
- Когда посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует) усаживался на своего верблюда, отправляясь куда-нибудь, он обычно трижды произносил слова: «Аллах велик» (Аллаху акбар), а потом говорил: «Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу! Поистине, мы к Господу нашему возвращаемся!1 О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благочестии и богобоязненности в этом нашем путешествии, а также о совершении тех дел, которыми Ты останешься доволен! О Аллах, облегчи нам это наше путешествие и сократи для нас его дальность! О Аллах, Ты будешь спутником в этом путешествии и Ты останешься с семьёй, о Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от трудностей пути, от уныния, в которое я могу впасть от того, что увижу, и от неприятностей, касающихся имущества и семьи!» (Субхана-Ллязи саххара ля-на хаза ва ма кунна ля-ху мукринин, ва ин-на иля Рабби-на ля-мункалибун! Аллахумма, инна нас^алю-кя фи сафари-на хаза-ль-бирра ва-т-таква, ва мин аль-'амали ма тарда! Аллахумма, хаввин 'аляй-на сафара-на хаза, ва-тви 'анна бу'да-ху! Аллахумма, Анта-с-сахибу фи-с-сафари ва-ль-халифату фи-ль-ахли, Аллахумма, инни а 'узу би-кя мин ва^саи-с-сафари, ва каабати-ль-манзари ва су'и-ль-мцнкаляби фи-ль-мали ва-ль-ахли!). А когда посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), возвращался, он произносил те же слова и добавлял к ним следующее: «Мы возвращаемся, каемся, поклоняемся и воздаём хвалу Господу нашему!» (Айибуна, та'ибуна, 'абидуна ли-Рабби-на ха-мидун!). (Муслим)
Этот хадис содержит в себе много полезного из того, что имеет отношение к путешествиям и поездкам.
Вышеупомянутые обращения к Аллаху заключают в себе просьбы о даровании того, что приносит человеку пользу в делах религии, являющихся важнейшими из всех дел, а также и в его мирских делах, о достижении желаемого, об отвращении неприятного и вредоносного, о даровании человеку возможности благодарить Аллаха за Его милости и помнить о Его благодеяниях и Его щедрости, а также о том, чтобы во время путешествия человек проявлял повиновение Аллаху и делал то, что поможет ему приблизиться к Нему.
Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
- Когда посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), усаживался на своего верблюда, отправляясь куда-нибудь, он трижды произносил слова: «Аллах велик».
Таким образом, пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), начинал свои путешествия с возвеличивания Аллаха и воздавания Ему хвалы, и точно так же он завершал их.
Слова посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует)• «Слава Тому, кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу! Поистине, мы к Господу нашему возвращаемся!1», заключают в себе благодарность Аллаху за то, что Он подчинил Своим рабам средства передвижения, которые перевозят грузы и людей в далёкие страны, и признание этого благодеяния Аллаха.
Под средствами передвижения подразумеваются все сухопутные, морские и воздушные транспортные средства.
Вот почему Нух, (мир ему), сказал тем, кто вместе с ним находился в ковчеге:
« Салитесь в (ковчег)! С именем Аллаха поплывёт он и остановится». («Худ», 41)
Все эти средства передвижения, все их принадлежности и всё то, что делает их совершенными, являются результатом благодеяний Аллаха, подчинившегося людям всё это, а поэтому рабам Аллаха следует признавать эти благодеяния, особенно в те моменты, когда они непосредственно пользуются ими.
В словах «ведь нам такое не под силу!»2содержится указание на то, что стало возможным только благодаря Творцу. Иначе говоря, если бы Аллах предоставил всё нашим собственным силам, то мы оказались бы наиболее невежественными, бессильными и безвольными созданиями. Однако Аллах подчинил людям животных, и научил их делать средства передвижения, и облегчил им путь к созданию доспехов для защиты, о чём Всевышний сказал так:
«И Мы научили его3 изготовлять для вас доспехи, чтобы они защищали вас в сражениях ваших (, но) станете ли вы благодарить». («Пророки», 80)
Таким образом, людям следует благодарить Аллаха, ибо Он научил их делать одежду, прикрывающую их наготу, и роскошную одежду, и доспехи, и всевозможное военное снаряжение. И Он научил их создавать средства передвижения по воде, по суше и по воздуху, и научил их делать всё то, в чём они нуждаются, и создал железо, в котором заключено для них и великое зло, и много полезного1. Однако по большей части люди забывают благодарить Аллаха, более того, по отношению к Аллаху они ведут себя заносчиво и превозносятся над теми милостями, которые оказаны рабам Аллаха Всевышнего.
В этом хадисе упоминание о земном путешествии перекликается с упоминанием о путешествии духовном в мире ином, так как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, мы к Господу нашему возвращаемся!» Эти слова указывают на то, что Аллах снова создаст всё точно так же, как Он создал всё в первый раз. Он сделает это для того, чтобы по заслугам воздать творившим дурное и воздать тем, кто совершал благое, лучшим.
Далее посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благочестии и богобоязненности в этом нашем путешествии, а также о совершении тех дел, которыми Ты останешься доволен!»
Таким образом, пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), просил Аллаха о том, чтобы во время путешествия иметь возможность совершать все благие дела, о сохранении богобоязненности, которая представляет собой не что иное, как боязнь гнева Аллаха, и выражается в отказе от всех явных и тайных слов и дел, которые ненавистны Аллаху, и он просил Аллаха о том, чтобы иметь возможность совершать такие дела, которыми Он останется доволен.
Это включает в себя все виды поклонения Аллаху и все средства приближения Нему. Когда путешествие станет таким, это значит, что оно станет успешным, и надо сказать, что все поездки, путешествия и походы посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), были именно такими.
Далее пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к Аллаху с просьбой о помощи и облегчении трудностей пути и сказал: «О Аллах, облегчи нам это наше путешествие и сократи для нас его дальность!»
Путешествие доставляет человеку мучения, и поэтому пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), просил Аллаха облегчить его и сократить его дальность, уменьшить заботы и трудности путешествия и даровать ему благо в пути, чтобы он мог преодолевать его, не обращая внимания на расстояние. И он просил Аллаха даровать ему много такого, что позволяет человеку отдохнуть, например, сердечный покой, хороших спутников, лёгкий путь, избавление от всего внушающего страх и так далее.