И действительно, сколько раз бывало так, что путешествие продолжалось в течение многих дней, однако Аллах облегчал его для путешественников, и сколько раз бывало так, что короткое путешествие становилось труднее трудного, а это значит, что всё зависит только от милости и помощи Аллаха, облегчающего его.
И поэтому посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), просивший об облегчении, говорил: «...о Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от трудностей пути...», то есть от всех затруднений. И он говорил: «...от уныния, в которое я моту впасть от того, что увижу...», то есть от постоянной печали и озабоченности. И он, (да благословит его Аллах и приветствует), говорил: «...и от неприятностей, касающихся имущества и семьи!» Последнее означает: О Господь, мы просим Тебя сохранить наших жён, детей и имущество, то есть всё то, что мы оставили позади себя и с чем расстались, отправляясь в путешествие, и даровать им и нам безопасность, и постоянно оказывать нам благодеяния, в чём и заключается совершенство милости, оказываемой Аллахом Его рабу, и радости, которую испытывает благодаря этому раб Аллаха.
Те же слова посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), произносил, когда возвращался из путешествия, добавляя к этому следующее: «Мы возвращаемся, каемся, поклоняемся и воздаём хвалу Господу нашему!»
Это значит: О Аллах, мы просим Тебя, чтобы во время нашего возвращения Ты дал нам возможность постоянно приносить Тебе своё покаяние, поклоняться Тебе и воздавать Тебе хвалу и чтобы Ты позволил нам завершить проявлением повиновения Тебе наше путешествие, которое началось благодаря Твоему содействию. Вот почему Аллах Всевышний сказал:
« И говори: "Господь мой, введи меня чрез врата искренности, и выведи меня чрез врата искренности, и даруй в помощь мне силу от тебя! " («Ночное путешествие", 80)
Это означает, что рабу Аллаха следует просить, чтобы его путешествия и всё то, что будет иметь отношение к его вступлению куда-либо или выходу откуда-либо, было связано с искренностью, истиной и занятостью тем, что любит Аллах, и чтобы это было связано с упованием на Аллаха и с получением помощи от Него.
Кроме того, слова пророка, (да благословит его Аллах и приветствует) «...и воздаём хвалу Господу нашему!» является выражением признания милости Аллаха на завершающем этапе, подобного признанию её в начале.
Таким образом, рабу Аллаха следует воздавать Ему хвалу не только за содействие в осуществлении поклонения и начало совершения чего-либо, но и за завершение и освобождение от этого. Поистине, любая милость - это Его милость, любое благо - это Его благо, и любые средства - это Его средства, и Аллах - Обладатель великой милости!
______________________________________________
1 См.: "Украшения", 13-14.
1 См.: "Украшения", 13-14.
1 См.: "Украшения", 14.
3 Имеется в виду пророк Дауд, мир ему.
1 См.: "Железо", 25.
1 См.: "Украшения", 14.
ХАДИС СЕМЬДЕСЯТ ПЯТЫЙ
СЛЕДОВАНИЕ ПРОРОКУ, (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ) В ИСПОЛНЕНИИ ОБРЯДОВ ХАДЖЖА
Сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
- Поистине, пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Перенимайте свои обряды от меня», (Муслим, Ахмад и ан-Насаи)
Эти слова носят общий характер, и улемы используют их как доказательство того, что силу закона приобретает всё, что делал или говорил пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) во время совершения им хаджжа.
Иначе говоря, всё обязательное из совершённого им рассматривается как обязательное, а всё желательное - как желательное. Эти слова пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), подобны тому, что он сказал о молитве:
«Молитесь так, как на ваших глазах молился я». (Аль-Бухари и Муслим)
И подобно тому как сказанное пророком, (да благословит его Аллах и приветствует), о молитве касается всех её частностей, так и сказанное им об обрядах хаджжа касается всех его частностей.
В своём сочинении под названием "Аль-кава'ид ан-нуранийа" шейх-уль-ислам Ибн Таймийа очень хорошо говорит о сути хаджжа пророка, (да благословит его Аллах и приветствует). Так, например, он, да помилует его Аллах, пишет:
- Многие сообщения, переданные лучшими знатоками хадисов из многих источников и имеющиеся в обоих "Сахихах" и других известных сборниках, позволяют установить, что, когда пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), отправлялся в прощальное паломничество, он, как и другие мусульмане, облачился в ихрам в Зу-ль-Хуляйфе1, где он сказал:
«Кто желает объявить2 о совершении умры, пусть сделает это, кто желает объявить о совершении хаджжа, пусть сделает это, кто желает объявить о совершении умры и хаджжа вместе, пусть сделает это» . (Аль-Бухари и Муслим)
А когда они прибыли в Мекку, совершили обход Каабы и ритуальный бег (са'й) между холмами ас-Сафа и аль-Марва, пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), велел всем мусульманам, совершавшим хаджж вместе с ним, выйти из состояния ихрама и считать совершённые ими обряды совершением умры. Это веление касалось всех, кроме тех, кто гнал с собой жертвенный скот, так как эти люди не должны были выходить из состояния ихрама до тех пор, пока этот скот не будет принесён в жертву. Некоторые из них стали переспрашивать его об этом, однако пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), разгневался и сказал:
«Обращайте внимание на то, что я велю вам, и делайте это!»1
Что касается самого пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), то он гнал с собой скот и поэтому не снял ихрам, увидев же, что некоторые люди также не хотят снимать его, он сказал:
«Если бы мне снова пришлось делать то же самое2, то я не стал бы гнать скот и совершил умру отдельно, и если бы не было со мной жертвенного скота, то я обязательно снял бы ихрам!3»4 (Аль-Бухари и Муслим)
И сообщается также, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:
«Поистине, я покрыл волосы камедью и повязал шеи жертвенных животных верёвками из шерсти и теперь я не сниму ихрам до тех пор, пока не принесу скот в жертву».5(Муслим)
После этого свои ихрамы сняли все мусульмане, кроме гнавших с собой жертвенный скот, и в числе их были посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), Али бин Абу Талиб и Тальха бин Убайдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими. А в восьмой день месяца зу-ль-хиджжа (иаум ат-тарвийа) люди, снявшие ихрамы, надели их для совершения хаджжа и направились в Мину. И пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), провёл с ними эту ночь в Мине, совершив там полуденную, послеполуденную, закатную, вечернюю и утреннюю молитвы, после чего через Дабб1 направился с ними в Намиру. Намира находится за пределами Арафата к западу и справа от него и не относится ни к хараму2, ни к Арафату. Там для него поставили палатку, и там же после него останавливались праведные халифы. В этом месте можно было что-нибудь купить, поесть, сделать всё неободимое и так далее.
После захода солнца пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) и те, кто находился вместе с ним, сели на своих верховых животных и направились к месту молитвы в вади Батн Урана, где потом была построена мечеть. Это место также не относится ни к хараму, ни к Арафату и находится между аль-Маш'ар аль-Халяль и аль-Маш'ар аль-Харам3 на расстоянии примерно одной мили от места стояния.
Там пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) сидевший на своей верблюдице, обратился к людям с проповедью, так как дело происходило в пятницу. Затем он спешился и совершил с ними укороченные и объединённые между собой полуденную и послеполуденную молитвы.
Затем он вместе с другими мусульманами направился к месту стояния на Арафате у горы, известной под названием "Джабаль ар-рахма" (Гора милости). В действительности же она носит название Иляль, а люди называют её также Арафат. И пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) с другими мусульманами оставался там до захода солнца, поминая Аллаха и обращаясь к Нему со своими мольбами. А после того, как солнце зашло, он вместе с ними направился в Муздалифу, где с наступлением сумерек совершил закатную и вечернюю молитвы до того, как они стали устраиваться в Муздали-фе. Там он оставался всю ночь до появления зари, и там же он совершил с мусульманами утреннюю молитву сразу же после наступления отведённого для неё периода времени, когда ещё не рассеялась предрассветная мгла. Затем он остановился у находящейся в Муздалифе горы Кузах, именуемой также аль-Маш'ар аль-Харам, и оставался там вместе с другими мусульманами, пока не рассвело полностью, после чего вместе со всеми двинулся в путь и прибыл в Мину. Там он начал кидать камешки с Джамрат аль-Акаба, а потом вернулся к месту своей стоянки в Мине и обрил голову. После этого он, (да благословит его Аллах и приветствует), принес в жертву шестьдесят три верблюда из числа тех, что пригнал с собой из Медины, а затем велел Али, да будет доволен им Аллах, принести в жертву остальных, всего же их было сто.
После этого он отправился в Мекку, где совершил семикратный обход Каабы. Он поторапливал слабых из числа членов своей семьи, чтобы они покинули Муздалифу до восхода солнца, и люди бросали камешки в столбы ночью. После этого пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), провёл в Мине ещё три дня, ежедневно совершая там по пять укороченных молитв, которые он не объединял друг с другом, и ежедневно после полудня бросая во все три столба камешки. Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), начинал с первого идола (аль-джамрат ас-су гра), расположенного ближе всех из них к Мине и дальше всех от Мекки, а заканчивал тем, что носит название "джамрат аль-акаба". И между первым и вторым, а также вторым и третьим столбами он стоял так долго, что этого времени хватило бы для того, чтобы прочесть суру "Корова", поминая Аллаха и обращаясь к Нему со своими мольбами. Таким образом, мест стоянок во время хаджжа насчитывается три: на Арафате, в Муздалифе и в Мине. После завершения этих трёх дней (аййам ат-ташрик) и бросания камешков пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), вместе с мусульманами переместился в другое место и остановился в аль-Мухассабе у мест обитания племени бану кинана. Там пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), провёл ночь среды, отправив Аишу вместе с её братом Абд ар-Рахманом, да будет доволен Аллах ими обоими, чтобы она совершила умру, направившись в Мекку из ат-Тан'има, расположенного на ближайшей к Мекке границе харама, через которую туда прибывают жители Медины. Впоследствии там была построена мечеть, которую люди назвали мечетью Аиши. Это связано с тем, что после хаджжа пророка, (с.г.с., никто из его сподвижников не совершил умру, кроме Аиши, да будет доволен ею Аллах. Она же совершила её после всех по той причине, что, когда она совершала её вместе со всеми после прибытия в Мекку, у неё начались месячные и она не могла совершить ни обход вокруг Каабы, ни ритуальный бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва. Тогда пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал ей: