Зависть этого вида пожирает благие дела человека подобному, как огонь пожирает дрова.
Зависть второго вида не связана с желанием прекращения оказания милости Аллаха другому человеку, а испытывающий чувство только желает достичь примерно того же.
Этот вид зависти, в свою очередь, подразделяется на два, один из которых является похвальным, а другой - порицаемым.
Похвальная зависть такого рода находит своё выражение в ток что человек, видящий, что Аллах оказал кому-либо из Своих рабов благодеяние в сфере религии, начинает желать для себя того Таким образом, это имеет отношение к желанию блага, а если в добавок к этому человек ещё и прилагает какие-то усилия ради достижения этого, тогда один свет накладывается на другой.
В наибольшей мере зависть такого рода следует испытывать по отношению к такому человеку, которому сначала законным образом досталось богатство, потом была дарована возможность израсходовать его должным образом, то есть на нечто обязательное желательное с точки зрения шариата, и оказано в этом содействие. Это является одним из наиболее убедительных доказательств наличия веры и в то же время одним из наилучших видов благодеяний.
То же самое можно сказать и о том, кому Аллах даровал знание и мудрость, в то же время оказав ему, содействие в передаче мудрости другим и в том, чтобы он мог судить среди людей сообразно этой мудрости.
С двумя вышеупомянутыми видами благодеяний не может сравниться ничто иное.
Первый находит своё выражение в том, что человек приносит другим людям пользу своими деньгами, удовлетворяет их потребности и тратит свои средства на такие благотворительные цели, полезность которых ощущается долго и оказывает серьёзное действие.
Второй выражается в том, что человек приносит другим людям пользу своим знанием, призывая их к исламу и обучая рабов Аллаха тому, что помогает им выполнять свои религиозные обязанности, правильно выстраивать отношения друг с другом и заниматься другими важными делами.
Помимо двух вышеупомянутых вещей завидовать следует и всему благому в соответствии с тем, насколько высоко это оценивается Аллахом. Вот почему Аллах Всевышний повелел радоваться и усматривать добрый знак в случае достижения подобного блага, ибо содействие в этом оказывается лишь тем, кому дарован великий удел.
Аллах Всевышний сказал:
«Скажи: "Милости Аллаха и Его милосердию - этому пусть радуются они". Это лучше того, что они копят». («Йунус»,58)
Аллах Всевышний также сказал:
«Не равны (друг другу) добро и зло. Отражай1 тем, что лучше, и тогда тот, с кем у тебя была вражда, станет будто близкий друг. И не дано это никому, кроме проявлявших терпение, и не дано это никому, кроме наделённого великим уделом». («Разъяснены», 34-35)
Может получиться и так, что человек, стремившийся к обречению подобного блага, получит такую же награду, как и тот, кто на самом деле творил благое. Но будет это лишь в том случае, если намерения его окажутся благими и если он твёрдо решит, что поступит так же, если ему представится такая возможность, на что и указывает содержание данного хадиса. В особой же мере это касается того, кто уже начал что-то делать и приложил некоторые усилия.
Что же касается доброй, но непохвальной зависти, то она выражается в желании обретения мирских благ ради удовольствия и удовлетворения своих желаний, что было свойственно соплеменникам Каруна1, которые, увидев его во всём великолепии и богатстве, как поведал об этом Аллах Всевышний, сказали:
«О, если бы и нам было даровано то же, что и Каруну! Поистине, он обладает великим уделом !» («Рассказ», 79)
Следовательно, человек, который хочет оказаться в таком же положении, как и творящий зло, понесёт на себе такое же бремя греха.
С помощью вышеупомянутых деталей можно всегда отличить достойную порицания зависть от зависти доброй, которая может заслуживать как похвалы, так и порицания, а Аллах знает об этом лучше.
___________________________________________
1 Речь идёт обо всём том, что угодно Аллаху.
2 Здесь имеется в виду либо знание и понимание Корана, либо мудрость как нечто противоположное невежеству и удерживающее человека от всего мерзкого.
2 То есть отражай зло.
1 Карун - один из врагов Мусы, (мир ему) самонадеянный богач, погубленный Аллахом вместе с фараоном и Хаманом.
ХАДИС СЕМЬДЕСЯТ ВОСЬМОЙ
ВСЕОБЪЕМЛЮЩАЯ МОЛЬБА
Передают со слов Абдуллаха бин Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), часто обращался к Аллаху с такой мольбой:
«О Аллах, поистине, я молю Тебя о руководстве, благочестии, воздержании1, и богатстве ». (Муслим)
Это обращение с мольбой к Аллаху (ду'а) относится к числу самых ёмких и полезных обращений. Оно содержит в себе просьбу о благе в религии и благе в мирских делах, так как "руководство" подразумевает собой полезное знание, а "'благочестие" есть не что иное, как праведные дела и отказ от совершения того, что запретили Аллах и Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует). Благодаря этому приходят в порядок дела религии, ведь религия представляет собой совокупность полезных знаний, что и подразумевает руководство, что и подразумевает собой наставление, о котором идёт речь, а также повиновение Аллаху и Его посланнику, в чём и заключается благочестие.
Что же касается "воздержания и богатства", то воздержанные подразумевает известную степень отстранённости от людей и отсутствие привязанности к ним сердцем, то, что человек не нуждается ни в чём, кроме Аллаха и того удела, который Он ему посылает, и что он удовлетворён этим, а сердцу его достаточно того, что оно имеет. Благодаря этому человек обретает душевный покой и счастье в этой жизни, и именно такую жизнь следует считать благой.
Тот, кому даруются руководство и благочестие, способность к воздержанию и богатство, о которых говорится в этом хадисе, обретёт счастье в обоих мирах, достигнет всего желаемого и спасётся от всего устрашающего, а Аллах знает об этом лучше.
1 Имеется в виду способность воздерживаться от ослушания Аллаха и всего дурного.
2 Под богатством (гына) в данном случае подразумевается отсутствие необходимости в обращениях к людям с какими бы то ни было просьбами.
ХАДИС СЕМЬДЕСЯТ ДЕВЯТЫЙ
ПУТЬ УДАЛЕНИЯ ОТ ОГНЯ
Сообщается, что Абдуллах бин Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
- Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть тот, кто желает, чтобы его удалили от огня и ввели в рай в свой смертный час окажется (одним из) верующих в Аллаха и в Последний день, и пусть он относится к людям так же, как желает он, чтобы (люди) относились к нему». (Муслим)
Нет сомнений в том, что человек, который будет удалён от огня и введён в рай, добьётся успеха, и что именно к этой цели стремятся все верующие. В данном хадисе пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), упоминает о двух причинах, способствующих достижению такой цели. Одной из этих причин, к которым восходят и все прочие ответвления веры, является вера в Аллаха и в Последний день, что включает в себя и веру в те основы, о которых упомянул Аллах Всевышний, сказав:
«Скажите: "Мы уверовали в Аллаха, и в то, что Он ниспослал нам, и в то, что было ниспослано Ибрахиму, Исма'илу, Исхаку, Йа'кубу и коленам1, и в то, что было даровано Мусе и Исе, и в то, что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем между ними никакого различия и Ему предаёмся". ("Корова", 136)
И это подразумевает соответствующую деятельность ради мира вечного и определённую подготовку к нему, поскольку подлинная вера обязательно требует этого, как требует она и оказания благодеяний людям. Последнее означает, что обращаться с людьми во всём следует так же, как человек желает, чтобы они обращались с ним.
Это является верным критерием для определения искренности и сердечности отношения к другим, и поэтому, если что-нибудь из имеющего отношение к тому, как ты относишься к людям, представляется тебе сомнительным, подумай, понравилось ли тебе, если и они будут относиться к тебе так же? Если это понравилось бы и тебе, значит, ты желаешь им того же, чего желаешь и себе самому, а если нет, значит, ты не выполняешь этой великой обязанности.
В первой части этого хадиса говорится о соблюдении права Аллаха, вторая же имеет отношение к соблюдению прав людей, а Аллах знает об этом лучше.
______________________________________________
1 Речь идёт о двенадцати коленах (племенах) Израиля, родоначальниками которых стали сыновья Йа'куба, мир ему. Здесь под "коленами" имеются в виду вышеупомянутые племена и откровения, ниспосланные Аллахом тем пророкам, которые к ним относились.
ХАДИС ВОСЬМИДЕСЯТЫЙ
ЧЕГО АЛЛАХ ЖЕЛАЕТ ДЛЯ НАС И ЧЕГО ОН НЕ ЖЕЛАЕТ.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: - Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах желает для вас трёх (вещей) и не желает трёх (других). Он желает для вас, чтобы вы поклонялись Ему и не поклонялись наряду с Ним ничему иному, и чтобы крепко держались все вы за вервь Аллаха,1 и чтобы не разделялись вы2. И Он не желает, чтобы занимались вы пустословием, задавали много вопросов и попусту расточали своё имущество». (Муслим)
В этом хадисе говорится о том, чего желает и чего не желает Аллах, и упоминается обо всём том, что с этим связано. Поистине, Аллах, величие которого безмерно, в силу Своего великодушия по отношению к Своим рабам желает им того, что принесёт им пользу и счастье в обоих мирах.
Это достигается с помощью поклонения одному лишь Аллаху, у Которого нет сотоварища, и проявления искренности в религии по отношению к Нему, что выражается в приверженности людей к вере и её основам, соблюдении всех установлений шариата1, совершении праведных дел и сохранении благонравия. Всё это следует делать ради Аллаха и в соответствии с тем, что является угодным Ему, следуя сунне Его пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), не отступая от религии Аллаха, которая является связующим звеном между Ним и Его рабами. И люди должны делать всё это совместно, помогая, друг другу в делах благочестия и богобоязненности, ведь, как сказал Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует):