«мусульманин мусульманину брат, (и ни один из них) не должен ни притеснять другого, ни оставлять его без помощи, ни презирать его»2(Муслим)
Наоборот, мусульмане должны любить друг друга, искренне относиться друг к другу, помогать друг другу и быть братьями.
Благодаря этой и предыдущей основе совершенствуется религия и достигает завершения милость, оказываемая мусульманам Аллахом, а, поскольку они занимались всем тем, что Он повелел им делать и за что обещал Свою помощь, укрепление, успех и спасение в обоих мирах, Аллах придаёт им силы.
Затем пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), упомянул о том, чего Аллах не желает Своим рабам и что несовместимо с тем, что Он любит. К числу подобных вещей относится пустословие, побуждающее ко лжи, неуверенности и вере в то, что не соответствует истине. Кроме того, оно становится причиной всевозможных бедствий, приводит к взаимной ненависти сердец и заставляет заниматься вредным вместо занятости полезными вещами. Редко кому удаётся полностью уберечься от этого, особенно если человеку нравится заниматься пересудами.
Что касается слов пророка, ленных вопросов, то здесь подразумеваются вопросы порицаемые, например вопросы о мирских делах, не вызванные настоятельной необходимостью, навязчивые вопросы, такие вопросы, ответ на которые может принести вред, или же вопросы о бесполезных вещах.
Всё это и имеется в виду в словах Аллаха Всевышнего:
«О те, кто уверовал! Не спрашивайте о том, что огорчит вас, если станет вам известно». («Трапеза», 101)
Если же говорить о вопросах, цель которых состоит в получении полезных знаний и наставлений, то они являются похвальными и поощряются.
И, наконец, слова пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), относительно расточения имущества подразумевают либо отсутствие должного присмотра за ним, в результате чего оно пропадает или разворовывается, либо то, что недвижимое имущество не поддерживается в хорошем состоянии, либо расходование средств на вредные или бесполезные дела. Всё это рассматривается как уничтожение имущества. То же самое относится и к тем случаям, когда речь идёт об управлении имуществом недееспособных людей. Например, малолетних детей, слабоумных или душевнобольных, поскольку Аллах сделал так, что богатства могут быть использованы для обеспечения религиозных и мирских интересов людей, и благоденствие в полном смысле слова они приносят только при условии расходования их на то, для чего они были созданы, иными словами на то, что имеет отношение к шариату и приносит пользу людям.
Если Аллах не желает чего-либо для Своих рабов, это означает, что Он желает для них того, что противоположно этому. Так, Он желает, чтобы они были уверены во всём, что говорят, и не передавали бы друг другу всё то, что они слышат от других. И Он желает, чтобы они стремились к правдивости и спрашивали только о том, что пойдёт им на пользу. И Он желает, чтобы они хранили своё имущество, хорошо распоряжались им и тратили его только на полезные вещи.
Поэтому Аллах Всевышний сказал:
«И не отдавайте неразумным1 ваши средства, управлять которыми предписал вам Аллах.» («Женщины», 5)
Хвала Аллаху, Господу миров!
Поистине, Аллах знает обо всём этом лучше.
_____________________________________________
1 Имеется в виду Ислам.
2 См.: "Семейство Имрана", 103.
'Имеются в виду дети, слабоумные и все те, кто не в состоянии распоряжаться имуществом и денежными средствами должным образом.
ХАДИС ВОСЕМЬДЕСЯТ ПЕРВЫЙ
ОТЕЦ ОБЯЗАН НЕСТИ РАСХОДЫ НА ДЕТЕЙ
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
- (Однажды к посланнику Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует)) пришла жена Абу Суфйана Хинд бинт 'Утба и сказала (ему):
"О посланник Аллаха, поистине, Абу Суфйан1 - человек скупой, и того, что он даёт мне, недостаточно для меня и моих детей, если я сама не беру что-то из его средств без его ведома, так не является ли это грехом для меня?" (На это посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует)) сказал: «Бери из средств его столько, сколько будет хватать тебе и твоим детям сообразно обычаю». (Аль-Бухари и Муслим)
Улемы вывели из этого хадиса много положений фикха, и на некоторые из них мне хотелось бы указать. В соответствии с этими положениями, человек, который просит о заключении по религиозно-юридическому вопросу и подаёт жалобу на кого-либо может открыто говорить всё о том, кого касается этот вопрос или жалоба, так как в подобном случае это не считается запретной хулой, а является одним из исключений, касающихся хулы, и все улемы сходятся на том, что в случае необходимости о других можно говорить подобные вещи. Дело в том, что запретной хулой является всё сказанное о твоём брате, что не понравилось бы ему если бы он услышал это, однако в ситуации, подобной той, о которой мы ведём речь, когда в этом возникает необходимость, или если человек нуждается в этом для получения совета по общему или частному вопросу, или если речь идёт о таком человеке, который известен только по кличке, это становится дозволенным в той мере, в какой будет способствовать достижению его цели.
Расходы на детей входят в круг обязанностей отца, тогда как ни мать и никто другой нести их не обязаны.
Кроме того, мужчина должен предоставлять жене необходимый минимум средств, которого будет достаточно для жизни, так как пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Бери из средств его столько, сколько обычно хватает тебе и твоим сыновьям».
Если говорить о достаточности, то здесь следует принимать во внимание обычай. Иными словами, это определяется конкретными условиями жизни людей и зависит от конкретного времени, места и того, насколько трудным или лёгким является их положение. Если же человек, обязанный нести расходы, отказывается делать это или скупится в целом или в частностях, тот, на кого должны расходоваться эти деньги, или же управляющий того, кто должен их выплачивать, может взять необходимое даже и без ведома хозяина. Это можно сделать в силу того, что в данном случае причина очевидна, а кроме того, это не имеет отношения к обману, и поэтому на подобные случаи не распространяются слова пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал:
«Не проявляй вероломство по отношению к тому, кто поступил вероломно с тобой». (Абу Дауд, ат-Тириизи и ад-Дарими)
Это и есть правильная и умеренная точка зрения по вопросу, касающемуся позволительности брать положенное из средств того кто должен нести расходы, без его ведома. Что же касается мнения, распространённого среди ханбалитов, то оно сводится к тому, что подобное является допустимым только в том случае, когда причина является очевидной, например, когда речь идёт о расходах на жену, детей, рабов и так далее, а также об обязательных расходах на угощение гостя.
К числу вышеупомянутых положений фикха относится и то, что, если человеку будет поручено какое-нибудь дело, осуществление которого требует предварительного определения затрат, необходимо прислушаться к мнению этого человека относительно необходимой суммы, так как выполнение этого дела доверяется ему.
К этому имеет отношение и то, что, если кто-нибудь просит о заключении по религиозно-правовому вопросу, что затрагивает и другого человека, и если тот, к кому обращаются с просьбой о таком заключении, считает, что обращающийся с подобной просьбой говорит правду, то нет необходимости в вызове того, кого это касается, особенно в том случае, когда это может принести вред. Примером может служить ситуация, подобная той, о которой говорится в рассматриваемом нами хадисе, так как если бы в связи с упомянутой жалобой был вызван Абу Суфйан, нельзя было бы исключить что затем между ним и его женой не произошло бы чего-нибудь нежелательного1.
Однако это не рассматривается как свидетельство относительно третьего лица, поскольку речь идёт не о суде, а только о просьбе дать заключение по религиозно-юридическому вопросу, а Аллах знает об этом лучше.
1 Абу Суфйан был мужем Хинд, да будет доволен Аллах ими обоими.
1 Этот хадис, передаётся со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
3 Имеются в виду ссоры, развод и тому подобные вещи.
ХАДИС ВОСЕМЬДЕСЯТ ВТОРОЙ
ЗАПРЕТ НА ВЫНЕСЕНИЕ РЕШЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ГНЕВА.
Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал:
- Я слышал, как посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Никто не должен (пытаться) рассудить двоих, если он испытывает гнев». (Аль-Бухари и Муслим)
Этот хадис служит указанием на целый ряд вещей.
ВО-ПЕРВЫХ, тому, кто судит людей, запрещается выносить решение по любому определённому вопросу, имеющему отношение к конфликту между двумя людьми, если он находится под влиянием гнева, независимо от того, касается это религиозных или мирских дел. Объясняется это тем, что гнев изменяет и искажает мышление, что препятствует поиску истины и стремлению к ней, тогда как основной целью судьи должно быть именно стремление к истине в теории и на практике.
ВО-ВТОРЫХ, этот хадис указывает на то, что следует стараться использовать все средства, которые позволяют успокоить гнев или смягчить его. Речь идёт о старании проявлять кротость и терпение и приучении себя к спокойному перенесению того, что постигает человека и что он может услышать от своих противников. Это в значительной мере способствует прекращению или смягчению гнева.