"Не забывайте, (что вам следует относиться) друг к другу благожелательно". ("Корова", 237)
Это значит, что надо идти навстречу обеспеченным036, давать отсрочку находящимся в трудном положении и, по мере возможности, проявлять уступчивость в больших и малых торговых делах, благодаря чему раб может обрести много блага.
Если же кто-нибудь спросит: "Какие приобретения являются наилучшими и наиболее достойными?", то на это можно ответить следующим образом: мнения алимов по этому вопросу разделились. Одни отдавали предпочтение земледелию, другие — торговле, а третьи — ремеслам, и каждый из них приводил свои доводы в пользу этого. Однако этот хадис должен положить конец всем спорам, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Стремись к тому, что принесет тебе пользу, проси помощи у Аллаха...". Общеизвестно, что полезным для каждого является что-то свое, что зависит от самого человека и от того, в каком положении он находится. Так, для некоторых наиболее подходящим является земледелие, для других — торговля, а для третьих — какое-нибудь ремесло, и все здесь зависит от того, что именно каждый конкретный человек умеет делать лучше. Таким образом, лучше заниматься тем, что приносит больше всего пользы.
Да благословит и да приветствует Аллах пророка, которому было даровано умение говорить столь содержательные и полезные слова!
Далее, пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал каждого довольствоваться тем, что было предрешено и предопределено Аллахом, после того как человек сделает все зависящее от него самого в устремлении к полезному. Это значит, что если раба постигнет нечто неприятное для него, то ему не следует связывать это с тем, чего он не сделал и что, по его мнению, могло бы принести ему пользу, если бы было сделано. В таких случаях ему следует смириться с предопределением свыше, чтобы благодаря этому вера его увеличилась, и оставаться спокойным сердцем и душой. Что же касается произнесения слова "если" в подобных обстоятельствах, то это открывает путь делам шайтана, вследствие уменьшения веры в предопределение, протеста против предопределенного и вызываемой этим печали, которая приводит к ослаблению сердца. С другой стороны, то, к чему направлял людей пророк (мир ему и благословение Аллаха) является наилучшим средством обеспечения спокойствия сердца, удовлетворенности и приятной жизни. Речь идет о необходимости стремиться к полезному, приложения всех сил ради его обретения, обращения к Аллаху с просьбами о помощи в этом, выражения благодарности Аллаху за то, путь к чему Он облегчает для Своего раба, и способности смиряться с предопределенным в тех случаях, когда что-либо сделать не удается.
Знай, что слово "если" может использоваться по-разному, а различия определяются тем, какой смысл в него вкладывается. Если его произносят в таких обстоятельствах, когда вернуть упущенное невозможно, то оно, как уже отмечалось ранее, открывает шайтану доступ к рабу Аллаха. То же самое относится и к тем случаям, когда это слово произносят, стремясь к чему-нибудь дурному или греховному, поскольку подобные действия заслуживают порицания, а человек, который так поступает, совершает нечто греховное, ведь даже если он и не совершает таких действий, то желает этого.
Если же его произносят в стремлении к благому или с целью передачи полезного знания, тогда это является похвальным, поскольку на средства достижения целей и на сами цели распространяется действие одних и тех же установлений.
Практическое использование той основы, о которой упомянул пророк (мир ему и благословение Аллаха) и которая была сформулирована в велении стремиться к тому, что может принести пользу, является обязательным как в частных делах раба, так и в том, что касается всей общины в целом, а необходимой составляющей этого является удаление от всего вредоносного и обращение за помощью к Аллаху. Таким образом, все члены мусульманской общины должны стремиться к тому, что пойдет на пользу всем, обращаясь к Аллаху с просьбами о том, чтобы Он вложил такое стремление в их сердца, и отметая все то, что этому противоречит. Пояснять эту мысль можно было бы еще долго, но детали этого общеизвестны.
В данном хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) объединяет веру в предрешенность и предопределенность всего с велением стремиться к тому, что может принести пользу. Указания на необходимость придерживаться обеих этих основ содержатся во многих аятах Корана и хадисах, поскольку без них становится невозможным осуществление не только религиозных, но и любых иных дел. Объясняется это тем, что слова "Стремись к тому, что принесет тебе пользу..." — в равной степени распространяются на все религиозные и мирские дела, указывая на необходимость усердия, приложения всех сил и целеустремленности в намерениях и действиях.
Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): "... проси помощи у Аллаха..." указывают на необходимость веры в предрешенность и предопределенность всего и выражают собой веление уповать на Аллаха, иначе говоря, целиком и полностью полагаться на силу и могущество Всевышнего в стремлении получить пользу или избежать вреда и ни минуты не сомневаться в успехе этого благодаря содействию Аллаха. Для каждого из тех, кто следует примеру посланника Аллаха, упование на Всевышнего во всех религиозных и мирских делах является обязательным, как обязательно для него, по мере своих сил и знаний, стремиться к тому, что может принести ему пользу, а за помощью следует обращаться к Аллаху.
032 Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, и приводимом Муслимом. В этом хадисе сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Вера включает в себя более семидесяти ответвлений, высшим из которых является свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, а низшим — устранение с дороги (того, что наносит людям) вред".
033 Имеется в виду люди, которые совершают грехи.
034 См. последнее примечание к хадису № 10. (Стремление к постижению религии является признаком счастья).
035 Здесь имеются в виду сообщения о совершении пророком (мир ему и благословение Аллаха) дополнительных молитв или соблюдении добровольных постов в определенные периоды времени.
036 Здесь имеются в виду, к примеру, такие случаи, когда обеспеченный человек не может отдать весь долг сразу и просит дать ему возможность расплачиваться по частям.
ХАДИС ДВЕНАДЦАТЫЙ
ЗДАНИЕ ИСЛАМА
Сообщается, что Абу Муса Аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, сказал:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Поистине, верующие (по отношению) к верующим подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга", и (сказав это) он переплел между собой пальцы. (Аль-Бухари и Муслим)
В этом великом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщает о том, что это свойство присуще верующим. Его слова побуждают людей неуклонно придерживаться этой основы и быть братьями, милосердными друг к другу, любящими друг друга и сочувствующими друг другу, каждый из которых желает другому того же, чего желает самому себе, и старается добиться этого. Кроме того, слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) побуждают людей заботиться об общем благе, что соответствует интересам каждого из них, и не отступать от этого. Все это подобно строению, состоящему из фундамента, стен, окружающих все здание, стен, окружающих отдельные постройки, а также крыш, дверей и вспомогательных пристроек, каждая из которых может стоять только вместе со всем остальным. То же самое касается и мусульман, которые должны быть похожими на такое строение, проявляя заботу о сохранении своей религии, ее законов и всего способствующего укреплению этого и устраняя всевозможные препятствия и препоны.
В исламе есть два вида обязанностей: то, что обязательно для каждого мусульманина, который обязан выполнять предписания шариата (фард аль-'айн), и от чего никто не вправе отказываться по своей воле, и то, что мусульмане должны выполнять по способности (фард аль-кифайа), благодаря чему и достигается желаемое.
Так, например, Аллах Всевышний сказал:
"И пусть будет из вас община призывающих к благому, побуждающих к одобряемому и удерживающих от отвергаемого". ("Семейство Имрана", 104)
И Аллах Всевышний повелел помогать друг другу в делах благочестия и богобоязненности, поскольку цель у мусульман – одна, и состоит она в поддержании того, что может пойти на пользу их религиозным и мирским делам, ведь только благодаря этому их религия может достичь совершенства. При этом каждая группа людей из их числа должна стремиться к выполнению своих задач, в соответствии с требованиями времени, своими возможностями и занимаемым ими положением. Однако всего этого они могут достичь, только советуясь друг с другом и стараясь выяснить то, что будет соответствовать общим интересам и каким образом этого можно достичь. Представители всех групп должны помогать друг другу словом и делом, стремясь к устранению всевозможных помех и препятствий. Так, например, одним следует учиться, другим — учить, третьим — заниматься земледелием, торговлей, а также вопросами экономики, политики и прочими проблемами с учетом интересов ислама и мусульман, стремясь при этом отдавать предпочтение высшим приоритетам, выбирать меньшее из двух зол, поддерживать равновесие в делах и определять, что именно и в какой степени является полезным или вредным.