Посетители
Почти все мои клиенты, обеспокоенные проблемами поведения, которое можно приписать чрезмерным притязаниям на лидерство, в противоположность проблемам, связанным с излишней привязанностью, жалуются и на отношение своих собак к посетителям. Собаки либо агрессивны по отношению к посетителям, либо чересчур приветливы, до такой степени, что приходится запирать их в другом помещении, когда кто-нибудь приходит в дом. Это усугубляет проблему. С точки зрения собаки, если всякий раз, когда кто-то приходит, ее систематически изолируют в другой части дома, то неплохо будет поскорее выпроводить посетителя (отсюда агрессия) или помещать ему войти (безудержный восторг). В любом случае ответ один: нужно поднять статус хозяина, так, чтобы именно он принимал решение о том, кто может и кто не может свободно входить в дом. Необходимо, кроме того, пресечь нежелательные приобретенные поведенческие привычки (см. главы 3 и 6).
Привычка пачкать в доме
См. главу 15. Если ваша собака пачкает в доме по ночам, а не вследствие страха и тревоги, обратитесь к примеру, приведенному в главе 7, где говорится о даме, которая тыкала собаку носом в кучку, он поможет понять, как не следует, бороться с этой проблемой.
Возраст собаки тоже следует учитывать. Если она еще очень молода, вероятнее всего, проблема разрешится сама собой. Большинство собак приучаются проситься на прогулку быстро и естественно. Мы можем ускорить этот процесс с помощью дрессировки и приемов, описанных в разделе "Естественные надобности и прогулка" (см. выше), награждая желательное поведение и игнорируя все остальное.
Иногда в случае, если собаку поначалу научили делать все на бумагу, уже тот факт, что бумага по-прежнему лежит на своем месте, заставляет собаку думать, что ходить на бумагу позволительно, - ведь раньше ее за это хвалили и даже угощали. Часто, чтобы покончить с этой привычкой, достаточно бывает убрать бумагу и туда, где она раньше лежала, поместить миски, из которых собаку кормят, или ее подстилку.
По мере того как щенок взрослеет, пищеварительный процесс меняется, и поэтому может оказаться полезным регулировать пищеварение с помощью диеты. Например, если исходить из того, что у взрослой собаки процесс пищеварения длится от двенадцати до пятнадцати часов, становится ясно, что разумно кормить собаку в восемь часов утра и в шесть часов вечера, при условии, что она перед сном еще раз сможет выйти. У более молодых собак пищеварительный цикл относительно короче, скажем от восьми до двенадцати часов. Из этого видно, что хотя восемь часов утра - удобное время для кормления, но, если мы будем кормить собаку в шесть часов вечера, она будет отчаянно нуждаться в прогулке рано утром. Во время переходного периода от щенка к взрослой собаке я обычно рекомендую владельцам собак, страдающих из-за проблемы ночного стула, перенести последнее кормление по возможности на самое позднее время, выпуская собаку в сад после еды, а затем постепенно сдвигать время кормления на один час в месяц. Переход на корм большой плотности также может помочь, потому что при этом уменьшается объем пищи. Эффективным оказывается и приучение к переносной корзине или клетке, описанное в разделе "Жевание" (см. выше).
Привычка тянуть поводок
Эта привычка свойственна всем собакам, наделенным излишне авторитарным характером. Большинство моих клиентов посещали со своими собаками разного рода формальные курсы дрессировки, однако собаки по-прежнему тянут поводок. В конечном счете средство избавить их от этой привычки состоит в лишении их уверенности в своем праве всюду идти впереди хозяина (см. главу 3). Задача сиюминутная - найти эффективное средство прекратить проявление лидерских замашек. Я против применения удавок, потому что, если вы не являетесь опытным инструктором - дрессировщиком собак, то удавка не поможет. Слишком много я видел случаев, когда мои клиенты приходили ко мне со своими собаками, которые, несмотря на ошейник-удавку, тянули как локомотив. При осмотре шеи обнаруживались повреждения кожных покровов и шерсти. Те собаки, которые не реагируют на правильное применение строгого ошейника сразу, продолжают тянуть за собой хозяев так же сильно, как и при широком кожаном ошейнике. Разница лишь в том, что удавка и строгий ошейник затягиваются вокруг шеи и постепенно вызывают повреждения кожной и мышечной тканей.
Мое главное возражение против удавок сводится к следующему: хотя они продаются в большинстве магазинов, торгующих товарами для животных, к ним не прилагается инструкция ни по применению, ни по подбору ошейника. Печально, что из-за телевизионных программ, посвященных дрессировке собак, большинство владельцев искренне верят, что именно так можно (и нужно) заставить собаку не тянуть поводок. В действительности это не только не решает данной проблемы, но и порождает целый ряд других.
Должен признать, что я противник любых форм ограничения, которые использует давление либо на шею с помощью удавки, либо на переносицу с помощью имеющихся в продаже специальных ошейников, соединенных с намордником. Они устроены так, что давят на нижнюю челюсть и нос.
По этой причине я разработал ошейник, скомбинированный с поводком, он называется Col-leash (Кол-лиш). Основные различия между этим и внешне похожими на него ошейниками следующие:
1. Ошейник удобно фиксируется на шее собаки, особый зажим препятствует затягиванию ошейника на какой-либо части его головы.
2. Поводок крепится сбоку на шее в точке около уха. Это точка наименьшего сбпротивле-ния, и, значит, собака никак не сможет так приспособить положение своей головы, чтобы образовалась прямая линия с поводком, вдоль которой она сможет тянуть.
3. Col-leash полностью адаптируется, его могут носить собаки любой породы, и вы не рискуете приобрести ошейник неподходящего размера.
Причина, побудившая меня разработать этот ошейник, в том, что, исходя из принципов, изложенных в главе 3, важно не дать собаке возможности тянуть или вести хозяина за собой и тем самым повышать свой статус. Очень высок процент собак, которые, не признавая других форм контроля и оказывая сопротивление при их использовании, принимают Col-leash. Он дает хозяевам возможность вести свою собаку рядом без применения силы и позволяет собаке сохранять естественное положение головы и тела. Передняя часть не подтягивается кверху,- такая поза имеет угрожающий и вызывающий характер и неизбежна при пользовании другими ошейниками, которые давят на шею. В то же время Col-leash, в отличие от намордников-ошейников, не принуждает собаку держать голову и низко опущенной, что соответствует выражению покорности.
Если надеть Col-leash на щенка в качестве первого поводка, он вообще 'никогда не научится 'тянуть, и это само по себе предотвратит возникновение всяких проблем. Поскольку ошейник Col-leash легко подгоняется по размеру, он будет "расти" вместе со щенком, и владельцам не придется выкладывать деньги за ошейники все большего и большего размера.
Главные дистрибьюторы: "Alan and Piers Pet Products", "Crowhall Farm", "Northfield Road", "Soham", "Near Ely", "Cambridge-shire", "CB75UF".
Сексуальные домогательства
Как у кобелей, так и у сук это поведение очень схоже с напрыгиванием. Положить лапы на другое животное - означает претендовать на главенство, но это чаще наблюдается у кобелей. Довольно часто можно видеть молодого кобеля пяти-шести месяцев от роду, который пытается оседлать чью-нибудь ногу или подушку и тому подобные предметы, затем имитирует коитус (делает движения, как при половом акте). Это обычно указывает на изменения в гормональном статусе собаки, что совпадает во времени с наступлением половой зрелости. Обычно с возрастом эта привычка исчезает, но если она сохраняется у взрослой собаки, то может ставить хозяина в крайне неловкое положение, не говоря уже о смущении жертвы "сексуальных домогательств". Если к тому же собака постоянно все обнюхивает и метит своим запахом (см. раздел "Маркировка территории"), то нужно посоветоваться с ветеринаром и рассмотреть возможность кастрации. В большинстве случаев кастрация успешно разрешает проблему. При отсутствии других указаний на то, что проблема вызвана гормональными изменениями, можно почти с уверенностью утверждать, что мы снова имеем дело с попыткой заявить о своем превосходстве. Снижение ранга собаки (см. главу 3) и звуковая терапия (см. главу 6) обычно помогают избавиться от проблемы.
Собаки и взрослые люди
Охрана имущества и игрушек, владение предметами (добывание трофеев) - это собачий способ утвердить свое превосходство над другими собаками. В этом разделе уже я отмечал, что (с точки зрения собаки) обладание предметом практически равносильно праву на этот предмет. Конкретно речь шла о пище, но то же самое относится к игрушкам и другим вещам, например носкам, перчаткам, домашним туфлям и так далее.
Очень часто собаки хватают какой-нибудь предмет в присутствии хозяина и "вызывают" его на то, чтобы он попытался вернуть свою вещь. Это явная попытка взять верх над хозяином, хотя иногда такое поведение объясняется желанием привлечь к себе внимание. Если при попытке хозяина отнять предмет собака рычит, налицо ее притязания на лидерство. (См. раздел "Собственнический инстинкт".)
Насколько важно обладать игрушками как средством установить свое лидерство, хорошо показано моим коллегой Джоном Роджерсоном, который, как и я, является членом Ассоциации консультантов по проблемам поведения домашних животных. В его книге "Ваша собака - ее развитие, поведение и дрессировка" объясняется, как естественную потребность владеть можно использовать, чтобы обеспечить хозяину преимущество вожака.
Собственнический инстинкт
Собаки, которые охраняют игрушки, подстилку и украденные предметы, вроде носков и домашних туфель, обычно очень авторитарны, склонны к лидерству. Не сознавая этого, вы поощряете такое поведение, ради развлечения играя со щенком (перетягивание каната или погоня), когда щенок подбирает один из ваших носков. Когда он уносит игрушку или любой другой предмет к себе на подстилку и угрожает вам, чтобы вы держались от этой вещи подальше, он таким способом пытается взять над вами верх. Лучшие способы взять это поведение под контроль - это применение звуковой терапии и непрямая конфронтация (см. главу 6). Утвердиться в роли вожака - лучший способ добиться того, чтобы подобное поведение вообще не имело места (см. главу 3).
Тревожность
См. главу 15