«Золотой петушок» - последняя опера Римского-Корсакова.
«Сказание» не стало завершающим произведением композитора. Правда, ещё летом 1906 года он писал С. Н. Кругликову: «Что же касается сочинения… то тут, кажется, пора поставить точку… Лучше вовремя остановится, чем переживать падение… Мне кажется, я, да и все мы, суть деятели конца девятнадцатого века и периода от освобождения крестьян до падения самодержавия. Теперь же, с переломом политической жизни на Руси или наступит новый период расцвета, или, что вероятнее, период упадка искусства… Как известно, в периоды упадка действуют и великие таланты, как будто по инерции набравшиеся сил в период расцвета, но это уже не наш брат - деятель 60-х, 70-х, 80-х и 90-х годов, это даже не Глазунов, а некие другие молодые».
Но жизнь несёт всё новые и новые впечатления. В России после достигнутой вершины начинает заметно понижаться уровень общественной активности; как всегда, в полосы спада выдвигаются вперёд обыватели, равнодушные ко всему мещане, певцы своей узды, по слову поэта. В сердце Корсакова теснятся гнев о горечь, требующие выхода в его прямое художественное дело - музыку.
В октябре 1906 года умер Стасов. С ним обрушился целый пласт русской культуры, целый пласт жизни Николая Андреевича. На венке, возложенном Римским-Корсаковым, значилось: «Лучшему другу», и это была правда истинная, сиявшая выше всех размолвок и несхождений… А через несколько дней в записной книжке композитора появилась новая нотная строка: резкий, механический и при этом не трогательно поэтичный, как в «Снегурочке», а вызывающий и колдовской петушиный крик: «Кири – ку – ку! Царствуй, лёжа на боку!»
Несомненно одно: в «Золотом петушке» Римский-Корсаков сказал своё последнее и самое веское слово о русском самодержавии, о холопском недуге и о вспоенных им людишках, годных лишь на то, чтобы с них вылепили смешные и страшные маски для ярмарочного балагана.
Работу над партитурой «Золотого петушка» Корсаков закончил в августе 1907 года. Весной этого года он прервал это сочинение для поездки с Надеждой Николаевной в Париж. С. П. Дягилев начинал там грандиозное предприятие: широкое ознакомление французской публики с русской музыкой, русскими исполнителями, в дальнейшем и с русскими декораторами… К этому времени Николай Андреевич уже отказался от дирижирования, но на этот он сделал исключение и самолично продирижировал сюитой из «Ночи перед Рождеством», «Ночью на горе Триглав» и Вступлением к «Снегурочке»; некоторые другие его произведения с обычным блеском провёл Артур Никиш. Успех был велик, и как выяснилось позже, прочен; уже в следующем году на парижской сцене появилась «Снегурочка» и «Борис Годунов». Ужасно было, что ни Мусоргский, ни Стасов до этого не дожили.
Парижские впечатления были, пожалуй, самым светлым, что принёс Римскому-Корсакову последний год его жизни. Вскоре, после завершения «Золотого петушка», в разгар уже утомительных для него забот с корректурами и с переводом либретто оперы на французский язык потянулась горькая цепь тревог, связанных со всё более осложнявшейся возможностью, или вернее, с постепенно выяснявшейся невозможностью постановки его на русской сцене. Читать письма Николая Андреевича этих месяцев больно: кажется, что присутствуешь при жестоком надругательстве над великим художником, уже тяжело больным, уже стоящим на пороге гибели. Проблески надежды сменяются новыми ударами. Опера не пойдёт в Большом театре. Новое решение: не пойдёт и в Мариинском. Последний удар: запрещена вообще к остановке. Это чудовищно. Этого не было даже в 1905 году, когда его уволили из консерватории.
После грозного приступа стенокардии в апреле, он переезжает в Любенск под Лугой, впервые не в наёмный дом, а к себе. Любенск куплен ещё в прошлом году. Здесь настигает его последняя весть о запрещении оперы и последний сердечный приступ. В ночь на 8 июня 1908 года, во время сильной грозы навсегда остановилось сердце Николая Андреевича.
Наследники и душеприказчики.
Первый после смерти Римского-Корсакова 1909 год принёс два важных события: весной Надежда Николаевна выпустила его необыкновенно интересные воспоминания - «Летопись моей музыкальной жизни», осенью в Москве пошёл «Золотой петушок».
В послереволюционные годы, не слишком отклоняясь от уже устоявшихся традиций, многие оперы Римского-Корсакова с успехом ставятся вновь или идут в прежних восстановлённых постановках на сценах московских и, тогда ещё, ленинградских театров. Ещё в 1916 году в Москве вновь поставили «Китеж» в Большом театре с И. В. Ершовым в партии Кутерьмы. Артист обогатил образ новыми оттенками, показав не только забубенного, озлобленного насмешника или обезумевшего от мук совести преступника, ужаснувшегося своего чёрного дела и тем более способного вызвать у Февронии сострадание. В 1926 году «Китеж» был вновь показан в Большом театре.
С 1908 года и особенно 1944 года, когда в трудных условиях Великой Отечественной войны страна отметила 100-летие со дня рождения Римского-Корсакова, большие успехи сделаны в познании его творчества. В том же 1944 году его имя было присвоено Ленинградской консерватории и предпринято фундаментальное издание Полного собрания сочинений композитора.
Великой силой своего огромного таланта умел Римский-Корсаков выразить в своих творениях всё прекрасное, что окружает человека в жизни: красоту и любовь, веру в торжество света и правды, мечту о лучшем будущем, народную мудрость и силу народного искусства, великолепие родной природы. Но гневным и обличительным становилось перо художника, когда он хотел заклеймить отрицательные стороны жизни - деспотизм, жестокость и несправедливость, глупость и ханжество. Человеком гуманным и кристально чистым, художником, безраздельно посвятившим музыке всю свою жизнь, вошёл Николай Андреевич Римский-Корсаков в историю русского искисства и навеки прославил его.
Музыкальные произведения Н. А. Римского-Корсакова.
Оперы
«Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Млада», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Сервилия», «Кащей бессмертный», «Пан воевода», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».
Симфонические сочинения
Симфония №1, «Увертюра на русские темы», «Фантазия на сербские темы», «Антар» - сюита, симфония №3, «Сказка», симфониетта на русские темы, «Испанское каприччио», «Светлый праздник», «Шехерезада» - сюита, «Картинки к «Сказке о царе Салтане»» - сюита, прелюдия «Над могилой», «Дубинушка», «Здравница А. К. Глазунову», «Неаполитанская песенка».
Вокально-симфонические сочинения
«Стих об Алексее божьем человеке», хор «Слава», «Из Гомера», «Свитезянка», «Стрекозы», «Песнь о вещем Олеге».
Вокальные ансамбли
«Горный ключ» и два дуэта: №1. «Пан», №2. «Песнь песней».
Романсы
«Щекою к щеке ты моей приложись», «Ель и пальма», «Из слёз моих», «Колыбельная песня», «На холмах Грузии», «Пленившись розой, соловей», «Еврейская песня», «Ночь», «Тайна» и многие другие романсы.
Сочинены Римским-Корсаковым были и сочинения для инструменотов соло с оркестром, камерные инструментальные ансамбли, хоры a cappella, обработки народных песен в двух сборниках, а также фортепианные пьесы.
Список использованной литературы.
1. И.Ф. Кунин, «Николай Андреевич Римский-Корсаков», Москва 1988год.
2. «Летопись моей музыкальной жизни», том 1, Москва 1955 год.
3. В.В. Стасов, «Статьи о Римском-Корсакове», Москва 1953 год.
4. А.А. Соловцов, «Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова», Москва 1960 год.