Вспоминает младшая дочь В. Д. Поленова: "Папа брал меня в мастерскую на Бутырки. Как там было хорошо! Правда, собирались одни старики: братья Васнецовы, папа, Репин, когда приезжал из Петербурга. Горели свечи во врубелевских подсвечниках, на стенах врубелевская майолика. Было много народа. Дядя Савва пел, папа пел! Папа, такой мрачный дома, здесь преображался".
Значение мамонтовской городской усадьбы, конечно, не только в этих песенных застольях, запомнившихся десятилетней девочке.
Сюда, в Бутырки, перевел Мамонтов из подмосковной усадьбы гончарную мастерскую. На главном строении мастерской большими буквами написали ее название: «Абрамцево».
Заключение. Конец жизни на фоне начала века.
В январе 1918-го, Савва Иванович простудился и слег. Болезнь приняла форму необратимого и общего распада организма. Он катастрофически худел, потерял память, перестал узнавать окружающих. Смерть наступила 24 марта (по старому стилю), на 77-м году жизни.
При отпевании в Спиридоньевской приходской церкви присутствовали в основном родственники. Тело отвезли в Абрамцево и похоронили в часовне.
Торжественный вечер состоялся в Художественном театре, на сороковой день смерти.
Здесь, в бывшем театре Лианозова, более тридцати лет назад начиналась мамонтовская Частная опера.
Из ее ветеранов на вечере присутствовали И. В. Салина, Т. С. Любатович, М. М. Малинин. В сопровождении хора они исполнили «Stabat Mater» Россини, несколько других литургических песнопений.
Было много выступлений (в частности, В. М. Васнецова, И. Е. Бондаренко, С. С. Глаголя). Говорили о разных сторонах общественной деятельности Мамонтова, о его месте в художественной жизни России, о его промышленных начинаниях.
И. И. Москвин зачитал воспоминания К. С. Станиславского, который по болезни присутствовать на вечере не смог.
От имени правления Театрального музея при Академии наук к дочери покойного обратился в эти дни А. А. Бахрушин с просьбой предоставить материалы о культурно-художественной деятельности Саввы Ивановича для создания в музее персональной экспозиции ("уголка Мамонтова"). Это и следует считать первой попыткой музейного сохранения памяти о С. И. Мамонтове.
С конца 20-х годов, с ликвидацией нэпа и ускоренного выравнивания всех сфер общественной и экономической жизни по единому регламенту, изменилось и отношение к С. И. Мамонтову как типичному представителю отвергаемой капиталистической формации. Здесь вполне сказался весь теоретический пафос социологического ригоризма в условиях наибольшего политического благоприятствования ему.
Само слово «меценат» приобрело резко отрицательный (если не просто ругательный) смысл. А ведь Мамонтов как бы олицетворял собой русское капиталистическое меценатство рубежа веков. Да и предпринимательская активность Мамонтова легко представлялась персонификацией хищнической сути капитализма. В популярных музейных путеводителях «Железная дорога» Некрасова использовалась как иллюстрация мамонтовской эксплуатации народного труда.
Самые незначительные (но со знаком плюс) упоминания о культурной и промышленной деятельности Мамонтова стало обычаем сопровождать критическим комментарием (со знаком минус).
В 1945 году В. С. Мамонтов(сын Саввы) занялся писанием биографии отца. Ему помогал, имея доступ в архивы, двоюродный брат - Н. П. Мамонтов, театральный работник.
Основой задуманной книги должна была стать история Частной оперы как наиболее важного вклада Мамонтова в культуру России.
Краткий послевоенный период надежд на обновление общественной жизни, на послабление бесчисленных идеологических табу, казалось, благоприятствовал и утверждению исторически объективного представления о личности и деятельности С. И. Ма-монтова. Во всяком случае, обратившись в издательство "Искусство", Всеволод Саввич встретил там полное понимание: с ним заключили договор на печатание книги о мамонтовском оперном театре. Когда же в основных своих чертах работа была сделана, автору возвратили рукопись с объяснением невозможности ее опубликовать после известного постановления о журналах "Звезда" и "Ленинград".
Чтобы поставить последнюю точку, обратимся за помощью к записям дочери В. Д. Поленова, в памяти которой по-детски ярко и портретно остался "дядя Савва, такой нарядный, возбужденный, его необыкновенные темные глаза, переполненные огнем жизни, таких глаз я больше никогда ни у кого не встречала".
Список литературы: Е.Р. Арензон. «Савва Мамонтов». -«Русская книга». Москва – 1995 г.