Смекни!
smekni.com

Даниил процюк об искусстве игры на органе (стр. 10 из 12)

[4] Здесь и далее, где это не оговорено особо, переводы выполнены автором — Д. П.

[5] Органист В. Рубаха проводил социологические опросы посетителей органных концертов в разных регионах СССР. По полученным данным, публике не очень важно видеть органиста (63% в Ленинграде, 55.9% в Калининграде, 47% в Донецке), а 22% слушателей в Минске органист на сцене концертного зала вообще мешает воспринимать музыку (Рубаха, 1981, с.127).

[6] Профессор берлинской Высшей школы музыки, в 90-е годы проводил для молодых российских органистов в г. Архангельске семинар по интерпретации старинной органной музыки.

[7] Л.И. Ройзман (1970, с.90 сл.) замечает, что «…даже по-русски встречается выражение “Играет орган…”, но не говорят же: “Играет фортепиано…”!»

[8] Недооценивать воздействие органного тона непосредственно на человеческую психику становится иногда опасно. В 1934 году советский психиатр М. Hикитин наблюдал у больного припадки эпилепсии, проявлявшейся всякий раз, когда при нем начинали играть на органе. Дело в том, что орган в своем частотном диапазоне доходит до инфразвука. Эти сверхнизкие колебания менее 20 Герц имеются как реальные ноты в 32 футовом регистре. Они также возникают как комбинационные, или разностные, тоны. Биологическое действие инфразвука проявляется тогда, когда частота волны совпадает с так называемым альфа-ритмом головного мозга (Антонов, 1999).

[9] Вспомните исторический анекдот о дяде И.С. Баха, служившем органистом в церкви: его исполнение не отличалось фанта­зией, и когда он добавлял в игру пару украшений, прихожане отмечали: «ну, сегодня наш старый Бах что-то разошёлся».

[10] Здесь интересна еще параллель "космос – орган". Космическое восприятие органа, как и сказочное, принадлежит, конечно, не исключительно современному сознанию.

[11] Орган всегда поражает своими масштабами, даже будучи используем для авангардистских перформансов или просто дурачеств. Многих писателей заинтересовал бы подобный сюжет: «5-го сентября [2001] в церкви Святого Бурхарда в крошечном немецком городке Хальберштадте начнётся исполнение органного опуса Джона Кейджа. Произведение называется «ASLSP» - As Slow As Possible [настолько медленно, насколько можно]. А можно - очень медленно. На своей премьере в 1987 сочинение длилось полчаса. В новой интерпретации оно будет длится 639 лет. Это струна фортепиано затихает преступно быстро, а труба органа будет гудеть, пока мотор гонит сквозь неё воздух… сочинение Кейджа начинается с паузы, так что первые полтора года никаких звуков партитура не предусматривает. Когда же зазвучит музыка, это будет нечто удивительное... некоторые аккорды будут тянуться десятилетиями, а новый тон будет появляться в среднем раз в два-три месяца. Клавиши в нажатом состоянии будут удерживаться тяжёлыми предметами, а для нажимания новой клавиши - или освобождения старой - будет каждый раз приглашаться новый органист. Три первые клавиши будут нажаты 5 января 2003-го года, к ним добавятся две вторые ноты 5 июля 2004 года. Вместе получится вполне гармонический ми-мажорный аккорд, грядущим же поколениям придётся столкнуться с многолетними диссонансами…» (Интернет-журнал "Музпросвет" выпуск 05.09.01. "Медленнее не бывает").

[12] — включает некоторые сведения по нотной грамоте, предварительные упражнения (вероятно, направленные на выработку специально «органной» мануальной техники, минуя фортепианную), упражнения, обучающие стандартному набору приемов голосоведения и мелодической фигурации в церковной импровизации на хорал. Имеются и довольно примитивные упражнения на различные виды артикуляции, расшифровки мелизмов (с.21, сл.). Может представлять интерес вариант аппликатуры инвенций Баха, призванный способствовать выработке абсолютного «органного» легато. Солидную часть сборника составляют перепечатки пьес салонного характера. Упражнений на развитие координации недостаточно.

[13] — “Standartwerk” А.Г. Риттера, композитора, органиста кафедрального собора Магдебурга. Приведены отрывки из произведений различных композиторов, на которых и должен обучаться будущий органист. Первый раздел: игра на мануалах, второй: игра на педали (включает две степени сложности), третий: несложные произведения из "классической органной литературы".

[14] – против ожиданий, не раскрывает секретов мастерства великого виртуоза. Как свидетельствует указатель сочинений Дюпре [Quelques OEuvres, Leduc 1955], эта школа «…предназначена для начального преподавания». Состоит из следующих разделов: техника органа — упражнения для рук — упражнения для педали — упражнения для координации рук и педали — исполнение на органе — орнаментика в произведениях Баха. Интересен пример расшифровки реальной стоимости ноты (укороченной) в произведениях Баха. Важна педальная аппликатура в упражнениях, в первую очередь для исполнителя французской музыки.

[15] — итальянский виртуоз Ф. Жермани (среди учеников — Николас Кинастон [Nicolas Cynaston]) разработал собственную школу «совершенной» игры на педали. Ныне не выдерживает критики с исторических позиций и не используется в педагогической практике.

[16] – также предназначена для начинающих. Первая часть содержит кратчайшие сведения по устройству органа, регистровке, орнаментике, стилистическим вопросам. Вторая часть посвящена исполнительской технике, но снова на очень примитивном уровне. Показателен репертуарный список в конце, организованный по принципу возрастающей сложности – он заканчивается Прелюдией и фугой на «ВАСН» Листа (шестая, высшая ступень).

[17] — кроме упражнений, содержит небольшие рекомендации по методике занятий, по стилистике, по регистровке, сведения об истории органа, его устройству.

[18] Товарищ А. Швейцера по борьбе за восстановление в правах "баховского" органа Эмиль Рупп, инициатор "Органного движения" [Orgelbewegung] (Rupp, 1929) поднял на такую же высоту вопросы органостроения, оказав большое влияние на европейскую органную культуру XX века.

[19] Т.е. кантора церкви Св. Фомы [Thomaskirche] в Лейпциге, фактически наследника И.С. Баха. Сейчас обязанности "кантора" в этой церкви, как и во многих других крупных церквях Германии разделены по специализациям: существуют должности "органист" (главный и помощники), а также "дирижер".

[20] В немецкой практике имеется оппозиция konzertante Orgelspiel — буквально "концертная игра", т.е. исполнение "концертной" литературы и liturgische Orgelspiel — церковная игра, игра во время Богослужения и, соответственно, два направления образования — для концертирующих органистов и для церковных.

[21] Вместе с тем, необходимо отметить, что многие исследователи, в том числе отечественные (профессор И.В. Розанов) не полностью согласны с положениями ломанновской теории о преобладании несвязной манеры исполнения в XVI—XVIII веках. См. "о рекомендациях игры non legato" (Розанов, 2001, с.296-348).

[22] Отметим, что необъяснимым образом научно-исследовательский органный "ренессанс" произошел в Санкт-Петербурге, хотя объективно тому ничего не способствовало. Ни столица с ее возможностями, ни Республика Татарстан, где ректор Казанской консерватории Р. Абдуллин прикладывает большие усилия по пропаганде органа, не составляют Петербургу конкуренции по количеству и качеству исследований об органе. Вероятно, тут дело в географическом положении Петербурга, его "западности", а также в том, что в отношении "материальной части", состояния и наличия органов дела в Петербурге обстоят, пожалуй, наиболее плохо. Исследования петербургских авторов не ограничиваются рамками какой-либо "школы", хотя формально все петербургские авторы – выпускники одной консерватории. Недолго существовавшая оппозиция "московская" – "ленинградская" органные школы уже давно снята. Каждый из петербургских авторов оригинален и разрабатывает свой отдел знаний об органе.

[23] Ср.: «Сам тембр органа в его абстрактности и несопоставимости с любым иным инструментальным или вокальным тембром есть отвлечение, отделение от звучания как цели самой в себе, так же как и в церковном пении и молитве архаический церковно-славянский язык или латынь есть отделение Богослужебной речи от всякой другой» (Казачков, 2001).

[24] Орган лучше всего звучит в соборной акустике, в храме для него достаточно места (а на эстраде концертного зала всегда мало), в большом храме с его постоянным температурно-влажностным режимом воздушной среды орган лучше всего сохраняется и держит строй — толстые стены и большой объем воздуха служат естественным “аккумулятором” тепла и влажности, сохраняют их постоянными.

[25] Хуго Лепнурм приводит интересные факты использования органа светскими властями в XVIII веке: «Великая французская революция 1789 года сместила католическую церковь с ее прежних позиций. В те годы могло произойти и крушение органного искусства старого времени. Но вожди революции уготовили органу важную роль в новых массовых мероприятиях. При исполнении оратории Госсека "Te Deum" на празднествах в честь первой годовщины революции 14 июля 1790 года на Марсовом поле в Париже звучал орган, специально установленный по этому поводу. Церковь была превращена в Храм Разума. В ней происходили большие торжества, сначала несколько стихийно, по примеру античных оргий, а с 1795 года в честь Высшего Существа [выделено мной - Д.П.]. Орган также участвовал в этих торжествах…» (1999, с.92). (Интересно, специально или ненароком Х. Лепнурм подчеркнул языческую подоплеку подобных манипуляций?)