Смекни!
smekni.com

Энциклопедия женского здоровья изд. "Крон-Пресс", 1995 г (стр. 44 из 122)

Дайану пытался изнасиловать подросток, приятель ее брата, когда ей было 12 лет. "Он пробрался в мою спальню, когда я спала, и сорвал с меня трусики, - вспоминает Дайана, мать двоих детей, которой теперь уже за тридцать. - Я боялась сказать кому-нибудь, потому что думала, что меня будут расспрашивать, какой я дала ему повод". Ее "вина", как ей каза­лось, заключалась в том, что она выглядела "более созревшей, чем большинство 12-летних".

После случившегося Дайана никогда не чувствовала себя спокойно в при­сутствии мужчин. В течение многих лет ей казалось, что, когда она входит в какое-нибудь общественное место, все начинают смотреть на нее. Она очень боялась понравиться, страдала приступами депрессии. В течение 15 лет ей не приходило в голову, что это могли быть последствия изнасилова­ния. Но однажды - она не помнит, что послужило поводом, - в памяти как будто что-то включилось. По ночам ей стали сниться кошмары, у нее случа­лись приступы паники. Она не могла есть, стала худеть, здоровье ухудши­лось, дело дошло даже до колита. В конце концов она обратилась за меди­цинской помощью, и только тогда она в первый раз рассказала о перенесен­ном унижении. Но самое большое облегчение пришло к ней, когда она узна­ла, что ее обидчик был убит.

НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ПРЕЖНЕЙ

Как ни странно, самообвинения часто представляют собой попытку сохра­нить душевное равновесие после изнасилования, которое может изменить представление женщины о себе как о достойной личности и представление о мире как о безопасном месте. "Это разновидность псевдовыздоровления, - объясняет д-р Косе. - Если вы вините себя, вы по крайней мере получаете объяснение, почему это произошло. Это дает вам чувство контроля над со­бытиями. Если я знаю, почему это случилось, значит, я могу изменить свое поведение так, чтобы это не повторилось. Но это иллюзия".

Однако эту иллюзию разделяют многие, вот почему жертвам насилия быва­ет трудно получить помощь, в которой они очень нуждаются, от тех, кто их окружает, начиная от полиции и кончая близкими людьми. Многие предпочи­тают считать, что плохие вещи случаются с плохими людьми.

Одна из причин, объясняющая, почему изнасилование оставляет такую глубокую травму, заключается в том, по мнению д-ра Косе, что происходит нарушение самых сокровенных личных зон. Это не только проникновение в персональное пространство вокруг вашего тела, но фактическое проникнове­ние внутрь его. Это потеря контроля над частью вашего тела, которую, как вам внушают с раннего возраста, вы обязаны оберегать. Изнасилование зас­тавляет женщин считать, что с ними случилось такое, после чего они могут потерять ценность в глазах других людей".

Если насильником оказался знакомый мужчина, то к психологической травме добавляется еще один момент. "Когда это совершает человек, кото­рого вы знали, возникает ужасное чувство, что никому нельзя доверять", - говорит д-р Косе.

ЛУЧШАЯ помощь

Женщина редко способна без посторонней помощи оправиться от такой глубокой травмы. Большинство специалистов считают, что лучшую помощь можно получить в центре, специально предназначенном для лечения женщин, ставших жертвами насилия.

"К тяжести травмы добавляется мысль, что с ними обходятся как с ду­шевнобольными, - отмечает д-р Косе. - По этой причине центр помощи жен­щинам, ставшим жертвами насилия, самое лучшее место, куда они могут об­ратиться, потому что эти центры формально не относятся к системе лечеб­ных учреждений для душевнобольных".

Хорошо обученный персонал, сочувствующий и понимающий, может помочь справиться с нервным потрясением, которое следует за пережитым насилием. В центре можно получить консультацию, здесь же помогут найти адвоката. Сразу же после изнасилования кто-нибудь может проводить женщину в больницу и остаться с ней, пока она не пройдет осмотр, что для женщины может быть очень трудно.

Многие женщины после изнасилования нуждаются в помощи консультирующе­го специалиста, предупреждает д-р Косе, но не все консультанты в равной степени способны ее оказать. Сама природа психологической помощи такова, что некоторые специалисты, не желая того, могут заострить внимание жен­щины на ее роли в постигшей ее беде.

ИЗБАВЬТЕСЬ ОТ ЧУВСТВА ВИНЫ

Если вы стали жертвой сексуального насилия, лучшее, что вы можете для себя сделать, помимо обращения за помощью к консультирующему специалис­ту, - это продолжать верить в себя. "В ужасной вещи, которая случилась с вами, вы не виноваты, - говорит д-р Косе. - Казалось бы, такая простая мысль, но многим женщинам нужны годы, чтобы поверить в это".

Даже если вы знали своего насильника, даже если вы были одеты и вели себя вызывающе, даже если вы выпили или обнимались, испытывая страстное чувство, даже если вы не сопротивлялись, - но, если в какой-то момент вы решили, что не хотите секса и сказали мужчине "нет", а он продолжал при­нуждать вас, то, что случилось с вами, есть изнасилование.

Бытует мнение, разделяемое даже женщинами, что мужчина, если он сек­суально возбудился, теряет контроль над собой. Эта мысль нашла выражение в незамысловатой шутке: "Когда вы расстегнете у мужчины брюки, у него вываливаются мозги".

Д-р Косе опросила группу мужчин и женщин, чтобы выяснить, верят ли они, что мужчины в какой-то момент теряют способность контролировать се­бя в сексуальном отношении. "Часть женщин ответили на этот вопрос утвер­дительно, тогда как мужчины уверенно отвечали, что, конечно же, нет", - указывает она.

Было бы ошибкой считать, что, если женщина теряет бдительность, она заслуживает того, чтобы с ней поступали таким образом. Мужчины должны тоже чувствовать ответственность. "Это он решает сделать то, что он сде­лал, а не вы", - считает д-р Косе.

НЕ ПОПАДИТЕСЬ НА КРЮЧОК

Поймите, что чувство вины, которое испытываете вы и другие женщины, не имеет оснований. Р. Уоршоу пишет: "Общество не винит жертв большинства преступлений. О жертве разбойного нападения наркомана не го­ворят, что она заслужила это, из-за того что на ее руке были часы, а в кармане - бумажник. Подобным же образом о фирме не говорят, что она нап­рашивалась на это, если она прогорела, а владельца магазина не винят в том, что он отдал деньги из кассы угрожавшему ему грабителю. Все эти преступления были совершены, потому что преступники задумали и осущест­вили их". Почему же тогда мы обвиняем жертв изнасилования?

Расскажите о случившемся с вами квалифицированному консультанту-пси­хологу или близкому другу, подруге, на которую можно положиться, или найдите группу поддержки. Это поможет вам справиться с пережитым и сох­ранить чувство собственного достоинства. "Такие же женщины, перенесшие то же, что и вы, помогут вам укрепить чувство своей личностной ценнос­ти", - говорит д-р Косе.

Поймите, что вы не единственная женщина, с которой случилось такое несчастье. "Ваше положение облегчит понимание того, что в наши дни это распространенное преступление, - отмечает Р. Уоршоу. - Если это случает­ся с тысячами других женщин, таких же, как вы, значит, как это ни пе­чально, это может произойти и с вами".

Глава 33

КАК Следить ЗА СОСТОЯНИЕМ МОЛОЧНЫХ ЖЕЛЕЗ

"Приблизительно каждые два месяца, иногда чаще, я проверяю свои гру­ди, - говорит Марлин Иган, торговый представитель одной крупной фирмы, специализирующейся на компьютерах. - Я знаю, что мне надо более внима­тельно относиться к этой процедуре. В конце концов, мне 41 год.

Правда, когда я прощупываю все эти выпуклости и выступы, я не пони­маю, как я смогу распознать опасное образование, если оно появится. Так что в основном я полагаюсь на своего врача, у которого я проверяюсь раз в год и по назначению которого я прохожу маммографию".

Многие женщины поступают так же, как Марлин. Опросы показали, что, как правило, женщины знают о необходимости самопроверки, но только треть из них практикует ее. И хотя большинство женщин, по всей вероятности, по крайней мере один раз делали маммографию, по данным Национального инсти­тута здравоохранения, только 31 процент женщин в возрасте 40 лет и стар­ше делают снимки так часто, как рекомендует Национальный онкологический институт. Судя по всему, в Соединенных Штатах не уделяется должного вни­мания массовому обследованию с целью обнаружения рака молочной железы, и специалисты из Национального онкологического института считают, что это может быть основной причиной неуменьшающейся смертности от рака молочной железы в последние тридцать лет.

Хотя надежного способа предотвращения рака молочной железы не сущест­вует, специалисты утверждают, что наибольшие шансы на излечение дает раннее обнаружение опухоли. Поэтому большинство специалистов считают, что каждая женщина старше 20 лет должна выполнять следующие рекоменда­ции:

- Раз в месяц проводить самопроверку молочных желез.

- Проходить врачебный осмотр каждые три года до достижения сорокалет­него возраста и ежегодно после 40 лет.

- В возрасте между 35 и 39 годами пройти маммографию, чтобы иметь снимки, которые послужили бы точкой отсчета.

- В возрасте от 40 до 49 лет проходить маммографию раз в один-два го­да, в более позднем возрасте - ежегодно.

Все достаточно просто, не так ли? Тогда почему же женщины не следуют этим рекомендациям?

"Одна из причин состоит в том, что самопроверка грудных желез еще плохо изучена, - говорит Сюзан Лав, доктор медицины, директор Фолкне­ровского центра по изучению заболеваний грудных желез в Бостоне, а также адъюнкт-профессор и хирург-клиницист Гарвардского медицинского институ­та. - Мы советуем женщинам следить за происходящими изменениями, но не объясняем им, за какими именно изменениями. Мы не объясняем, какова на ощупь раковая опухоль".

Подобно Марлин, большинство женщин, пытающихся делать самопроверку, забрасывают ее или делают нерегулярно, потому что они пугаются. "Они не знают, правильно ли они делают проверку, и они боятся что-нибудь обнару­жить, - говорит Уэнд Логан-Янг, доктор медицины, директор клиники болез­ней грудных желез в Рочестере, штат Нью-Йорк, и консультант Онкологичес­кого института Росуэллского парка в Буффало. - В любом случае это сопря­жено с тревогой и беспокойством. Я знала женщин, которые говорили мне: "Да, я умею проводить осмотр груди, но, если вдруг я обнаружу опухоль, я не вынесу этого, я умру". Женщинам нужно, чтобы кто-то другой, их врач, например, взял на себя ответственность", - добавляет она.