Несмотря на эти возможности, объем инвестиций в энергоэффективные дома находится ниже уровня, который мог бы рассматриваться в качестве оптимального, что способствует увеличению разрыва по энергоэффективности между текущим потреблением энергии и оптимальным потреблением, которое можно обеспечить с использованием существующих затратноэффективных методов и технологий. Такая ситуация обусловлена наличием барьеров и проблем в области внедрения энергоэффективных технологий. Все барьеры можно сгруппировать в 4 основные группы:
- недостаток информации;
- недостаток мотивации;
- недостаток опыта финансирования проектов;
- недостаток организации и координации
Существующие барьеры из-за недостатка технологий в настоящее время практически сняты.
Недостаток информации. Одной из наиболее распространенных проблем является низкий приоритет энергетических вопросов в сравнении с альтернативными потребностями потребителей. Энергоэффективные продукты, как правило, являются более дорогостоящими и менее известны по сравнению с альтернативами.
Недостаток мотивации. Отсутствие надлежащих стимулов технологии, используемых в процессе проектирования, строительства и обслуживания новых зданий, как правило, ориентированы не на освоение передовых методов, а на закрепление достигнутого уровня. Ситуация выглядит еще более тревожной в случае существующего фонда зданий, поскольку его ремонт требует значительных предварительных расходов. Даже если соответствующие субъекты понимают, что такие инвестиции дадут им эксплуатационную экономию, они могут посчитать, что альтернативные затраты являются слишком высокими, а период окупаемости чрезмерно продолжительным. Экономические механизмы выстроены так, что получатель экономии энергии не определен и не оформлен институционально. Кроме, того, дифференциация стимулов между квартиросъемщиками, домовладельцами и энергопроизводителями редко способствует повышению энергоэффективности.
Недостаток опыта финансирования проектов. В числе других общих препятствий следует отметить отсутствие достаточных инвестиционных возможностей для агентов на рынке проектов энергоэффективности, неопределенность и риски таких инвестиций, организационные барьеры, технологическая инертность и зависимость от ранее принятых решений, а также дефицит информации и/или низкий уровень информированности. Таким образом, для достижения прогресса на пути создания энергоэффективных зданий необходимы не только технологические решения, но и институциональная инфраструктура для их активной практической реализации.
Недостаток организации и координации. Имеет место на всех уровнях принятия решений. Проблема повышения энергетической эффективности не воспринимается как средство решения широкого комплекса экономических и экологических проблем. Например, реализация
ключевого приоритета «Энергетической стратегии России до 2020 года» - увеличения энергоэффективности экономики не обеспечена в полной мере организационными и финансовыми ресурсами.
Наблюдается отсутствие синхронизации различных областей законодательства: градостроительное планирование не связано с развитием энергосистем; законодательство о госзакупках не содержит требований по энергоэффективности и т.д.
Ограниченность собственных энергетических ресурсов Кыргызской Республики, высокая стоимость энергоносителей, негативное влияние на окружающую среду, связанное с ее производством, - все эти факторы приводят к необходимости сокращения энергоемкости в секторе строительства и эксплуатации зданий и сооружений.
По общим оценкам суммарное энергопотребление в отраслях экономики может быть сокращено на 13% за счет технических и организационных мероприятий, что может обеспечить экономию на уровне 550 тыс. т условного топлива до 2015 г. За счет модернизации существующего энергетического оборудования, внедрения энергосберегающих технологий можно получить до 25% экономии электроэнергии и около 15% тепловой энергии, что составляет 2000 млн. кВтч и 800 тыс. Гкал.
В Кыргызстане существуют значительные разрывы между потребностями развития экономики и ее технологической поддержкой за счет собственных возможностей.
Кроме того, одной из основных причин, вызывающих напряжение социально-политического состояния общества, является низкая энергетическая эффективность экономики, следствием чего являются значительные финансовые издержки бюджета и населения на удовлетворение потребностей в тепле и электрической энергии.
Сложная ситуация с водно-энергетическими ресурсами и тенденции развития мировой экономики предъявляют высокие требования к снижению энергоемкости не только за счет сокращения потерь энергоресурсов, но и в большей степени за счет внедрения высокоэффективных энергосберегающих технологий, внедрения прогрессивных норм.
В секторе строительства ежегодно планируется вводить в эксплуатацию около 1 млн. кв.метров жилых зданий, что до 2015 года составит около 5 млн.кв.метров. Прогнозные показатели по вводу в эксплуатацию жилых домов в среднесрочной перспективе (2011-2015 годы) приведены в таблице №2.
Разработанные и введенные в 2010 году строительные нормы и правила нового поколения по тепловой защите зданий направлены на энергосбережение зданий на всех этапах строительства и эксплуатации. Они гармонизированы с аналогичными зарубежными нормами развитых стран. Сфера действия норм и правил распространяется на проектирование ограждающих конструкций новых и реконструируемых зданий и сооружений различного назначения и предназначены для тепловой защиты жилых, общественных, промышленных и сельскохозяйственных объектов.
Применение указанных норм и правил по тепловой защите зданий носит обязательный характер в целях обеспечения: защиты жизни и здоровья людей; охраны окружающей среды и снижения выбросов двуокиси углерода.
Только в секторе жилищного строительства применение новых норм позволит сократить до 40% энергозатрат при их эксплуатации.
Подходы к преодолению барьеров.
Во многом повышение энергоэффективности — это вопрос организации, стратегии, методики и Государственной поддержки этого направления:
- разработка современной нормативно-правовой базы;
- формирование организационных структур;
-государственная поддержка и создание благоприятного инвестиционного климата;
- взаимодействие с бизнес-сообществом, финансовыми и гражданскими институтами на основе общественно-частно-государственного партнерства;
- информационная и образовательная поддержка мероприятий на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Прогнозные показатели строительства и ввода в эксплуатацию жилых зданий в Кыргызской Республике
на период: 2011-2015 годы
Таблица №2.
Вод в эксплуатацию квартир и индивидуальных жилых домов | Ед. Изм. | Факт 2010 год | План на 2011 год | План на 2012 год | План на 2013 год | План на 2014 год | План на 2015 год | Всего за период 2011-2015 годы |
Общая площадь | тыс. кв.м | 715,0 | 720,0 | 725,0 | 730,0 | 734,7 | 739,5 | 4364,2 |
Всего квартир и домостроений: -в т.ч. индивидуальных жилых домов | шт шт | 7500 6551 | 7988 6377 | 8507 7431 | 9060 7914 | 9649 8434 | 10276 8982 | 52980 46289 |
Примечание: ежегодный прирост ввода принят 6,5 %
по осуществлению государственной политики
Государственная политика в области энергоэффективности и энергосбережения при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений в Кыргызской Республике - это политика направленная на разработку и комплексное системное проведение на государственном уровне программы мер: регулирования, управления и координации деятельности государственных структур, органов местного самоуправления, поставщиков и потребителей энергии, с целью энергосбережения и повышения энергоэффективности в данном секторе экономики.
Объектом государственного регулирования в области энергоэффективности и энергосбережения являются социальные, экономические и экологические отношения, возникающие в процессе проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений направленные на:
обеспечение сокращения энергетической емкости услуг без причинения ущерба благополучию человека и окружающей среде;
эффективное использование энергетических ресурсов в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений;
устранение барьеров повышения энергоэффективности;