Начнем рассмотрение с феноменологии как философского направления, в основе которой лежит представление о том, как человек получает информацию о внешнем воздействии. Примером является одно из направлений медицинской помощи — уход за пациентом, связанный с влиянием теории феноменологического мышления. Здесь речь идет о так называемом невысказанном или «безмолвном» знании (Schon, 1983).
Далее перейдем к гуманистической психологии, рассматривающей субъективные переживания человека, творческие способности и самоуважение, и к социологии, исследующей то, как люди интерсубъективно создают тот мир, частью которого являются. Социология изучает опыт людей в их повседневной жизни. Одним из теоретических направлений в социологии, которое основал Джордж Мид, является изучение символа и языка как важных частей человеческого взаимодействия между людьми. В данном направлении акцент делается на интерпретацию знаков.
В заключении будет рассмотрено использование интеракционизма в области социальной работы. Истоки интеракционизма в социальной работе связываются с именем Джейн Аддам
Она представляла часть чикагской школы в социологии (Deegan, 1988), которая дала начало символическому интеракционизму в социальной работе. Ока придавала большое значение ориентации социальной работы на общество в целом и попыталась выяснить, как выглядит ситуация глазами пациента.
64
Мы рассматриваем функциональную школу1 в традиции кейеворка с интеракционнзмом в социальной работе. Эта школа исследовала отношения между пациентом и социальным работником и подчеркивала особую значимость чувств. В понятие «функционализм» в главе, посвященной теории систем, мы вкладываем несколько иное содержание, функционализм трактует события с точки зрения их функционального значения для системы или общества. Такой подход можно соотнести с представлением дарвинизма о том, что в борьбе выживает сильнейший. В борьбе за выживание способны выстоять лишь наиболее функциональные существа, то есть те, кто обладает необходимыми для этого способностями. Школа получила название от «функции учреждения» (agency function), то есть оно объясняег, как институциональные рамки влияют на содержание социальной работы. Рассмотрено развитие интеракциональ-ных моделей до настоящего времени, в центр поставлена интеракцио-нальная модель социальной работы Шульмана, которую представим ниже в общих чертах. Сделана попытка показать процессы взаимодействия и решения проблем на примере отрывка из диалога между пациентом и социальным работником в учреждении социальной помощи. При этом показано также, что, вступая в общение, они могут иметь совершенно разные цели.
Обращено внимание на ценностные ориентации социальной работы, где в центре внимания находится индивид. Социология знания занимает важное место во взглядах интеракционизма на взаимодействие индивида и общества. (Berger og Luckman, 1967), а общество рассматривается и как объективная, и как субъективная реальность. Сторонники интеракционизма считают, что для понимания необходимо объяснить целеуста-новки субъекта. Делая что-то, человек сознательно достигает определенных результатов, которые имеют для него определенный смысл. В конце главы наглядно показаны отношения между пациентом и социальным работником. Главный момент в этих отношениях заключается в том, чтобы понять, как пациент переживает ситуацию с тем, чтобы социальный работник смог «принять на себя роль другого». Не менее важно для социального работника своими действиями показать, что взаимодействие между ними протекает в особых условиях.
В этих моделях, ориентированных на взаимодействие, очень важно
Говоря о функциональной социальной работе, мы имеем ввиду, что социальная работа должна проходить в среде социальных вызовов и из нее исходить (Levin og Trost, 19%; 155).65
Пример из интеракциональноа практики
Клиент Берит чувствует, что ее никто не понимает, и ей все чаще говорят, что ей могут помочь в учреждении социальной помощи. Она чувствует, что ее воспринимают как человека с ограниченными способностями и утверждает, что испытывает проблемы, когда объясняет другим людям, чего она хочет.
В социальном учреждении Берит предлагают помощь, к которой, как они знают, она относится довольно скептически, но которая, по их мнению, будет наиболее эффективной.
В социальном учреждении предлагают, чтобы члены ее семьи регулярно общались с социальными работниками, но она воспринимает это как обвинение в том, что она плохая мать. Для нее это сигнал, что, возможно, придется судиться из-за родительских прав. «Не ваше дело», — говорит она про себя. Если Берит понимает ситуацию так, что социальные работники хотят «упечь» ее и отнять у нее детей, то она нряд ли примет это предложение, хотя последнее вполне могло бы стать самым удачным решением.
Определение ситуации играет решающую роль в отношениях между пациентом и опекуном, Социальному работнику может казаться, что пациент не хочет освободиться от тяжести тех проблем, с которыми ока сталкивается каждый день. Ей же видится, что предложение, навязываемое социальным работниками, провокационно и что за ним стоит что-то еще, и поэтому она не считает нужным принять его.
Схематически мы представили это в таблице 1, где показаны две различные интерпретации ситуации, ее последствия и мнения пациента и социального работника об их взаимодействии.
66
Таблица I Папист и социальный работник по-разному определяют ситуацию
_——- | Определение ситуации | Последствия | Интеракция |
Пациент | "Контакт доверия» | Не хочет принять | Прекращает |
может значить для | такого рода помощь. | беспокоиться о | |
меня, что я плохая | "контакте доверия». | ||
мать. Существует | переживает | ||
опасность, что меня | предложение | ||
лишат родительских | помощи как | ||
■ | пран. | насилие над | |
личностью, и се | |||
внонь никто не | |||
понимает. | |||
Опекун | Организовать | Хочет предложить | Она сама будет рада |
''контакт доверия» - | еще больше помощи. | тому решению, что | |
эта лучшее, что мы | возможно даже | мы ей предложили. | |
можем сделать для | специалиста- | Она ведь самане | |
блага пациента. В | специалиста по | знает, что для нее | |
дшшом случает не | компьютерной сети | самой лучше. | |
идет речь о передаче | на основе полной | ||
водительских поав. | занятости. |
Их общение «заходит в тупик», если они по-разному определяют ситуацию. Прежде всего, им необходимо «настроиться на одну волну» друг с другом в отношении определения ситуации. Они должны прийти к общему определению (рабочее соглашение)1, которое предопределит их дальнейшее взаимодействие. Достигнутое рабочее соглашение означает, что пациент и социальный работник согласны работать вместе. В таком случае не должно быть серьезных расхождений в том, как пациент и социальный работник понимают ситуацию.
Нельзя «надеть те же ботинки, в которых уже кто-то стоит», поэтому мы должны понимать, как другой человек переживает конкретную ситуацию. Характерное для интеракционизма стремление понять точку зрения другого человека предполагает понимание того, как этот человека
- Понятие «рабочее соглашение» связано с определением ситуации: «Определение ситуации (...) Считается, что рабочее соглашение существует, когда когнитивные процессы одного человека, учитывая их социальные идентификации, не находятся в резком конфликте с поведенческими процессами другого человека» (МакКол и 1966.142).67
В этой главе мы разделим вес существующие интеракциональные модели на две группы — модели, относящиеся к феноменологии, и модели, относящиеся к символическому интеракционизму. Феноменологический интеракционизм уходит своими корнями в основном в философию. Его предметом является «то, что находится внутри головы» — сознание человека. Символический интеракционизм возник в русле микросоциологии или социальной психологии и в дополнение к истолкованию — основной черте феноменологии — исследует «реальности» внешнего мира. Этот подход более интерсубъективен, чем феноменология.