ИСТОКИ ТЕОРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Феноменология как философское направление
Центральным вопросом феноменологии является вопрос о том, как человек получает знания о внешнем мире. Ученых интересует, что заставляет людей обращать внимание на что-либо особенное, необычное. Основателем феноменологии является философ чешско-немецкого происхождения Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Он исследовал структурные процессы сознания и так называемое «чистое сознание» (Мое, 1994:143). Феноменологию можно, следовательно, определить как философское направление, в центре которого находится человек и его сознание и кото-рос пытается строить свои положения независимо от ранее существовавших представлений, предвзятых убеждений или философской догмы. Феноменология исследует феномены так, как они непосредственно воспринимаются социальным лицом (Социологическая энциклопедия, цит. по Wallace and Wolf, 1991:290).
«Cogito ergo sum» — «Я думаю, следовательно, я существую», — сказал философ Декарт, Гуссерль не только оценил этот афоризм, но и продолжил ход мысли Декарта, поскольку его интересовал предмет мыслей человека: «Я думаю, следовательно, я думаю о чем-то» (Fellesdal, 1993:183).
68
13 меньшей степени к феноменализму относятся межличностные «рабочие соглашения», определяющие ситуацию для обоих партнеров по взаимодействию5. Гуссерля интересовало, как мы «прибавляем» новый смысл к своим знаниям" и как мы направляем свое сознание на то, чтобы приобрести смысл. Если мы будем исходить из положения о том, что наши действия обусловлены нашим восприятием ситуации (теория Томаса), то феноменологию можно признать своего рода галлюцинированием. Если я вижу перед собой столб, то мои действия построены в соответствии с тем смыслом, который имеет для нас этот столб. Даже если никакого столба не существует, он является «реальным» в моих действиях — поскольку я не в себе. Поэтому интересно узнать, как мы образуем смыслы из чувственных ощущений.
Феноменология исследует, как мир сконструирован в нашем сознании, безотносительно к тому, существуют ли эти элементы в реальном мире. Действительное значение имеет феномен. Мир редуцируется до противоположности «мыслительным действиям»,» мы сами конструируем
его (Fellesdal, 1993: 182).
Хайддегер, ученик Гуссерля, утверждает, что феноменология позволяет вещам проявляться так, как они проявляются, то есть естественным образом (Tjenneland, 1993:191). Хайдеггер считает, что мы действуем осмысленно, хотя можем и не воспринимать свои действия как осмысленные, или понять рациональное посредством мышления. Его философия состоит в том, что мы понимаем смысл вещей не изолированно, но как часть окружающего мира (там же, стр. 192).
Философия опеки
Феноменология задумана и используется на практике в связи с опекунской деятельностью. Философ Кари Мартинсен, занимавшаяся теорией ухода за больными, ставит главный вопрос философии ухода: «Я приближаюсь к философии заботы, где главным является все реляцион-
5 В конце жизни Гуссерля гораздо больше интересовали проблемы интерсубъективности и объективности (Fellesdal, 1993: 186).1 В ходе философских дискуссий Гуссерль ввел понятие «смысл». До этого в философии существовало двухчастное деление на имя и референт (объект реального мира). Гуссерль ввел третий член оппозиции — смысл (Tjennelaud, 1993:191), Он использует, н частности, пример с галлюцинациями, когда наше практическое мышление направлено на несуществующий объект. Это обобщенное понятие «смысла» делает наше мышление направленным на что-то им интенциональным. Феноменология строится на таких простых и естественных обобщениях (Fellesdal, 1993:176).
69
ное (что касается отношений), все практическое и все ситуативно обусловленное. Забота — это то, что мы делаем и чем являемся. Мы относимся к другим людям, используя различные предметы. Практическое и действенное находится выше теоретически абстрактного (1993:14)».
Мартинсен утверждает, что она очень критически рассматривает роль знания в уходе за больными, и поэтому она придает большое значение метафизическим и, следовательно, этическим вопросам. Центральное место в философии медицинского ухода по Мартинсен занимает безусловная опека, а ответственность за беспомощных пациентов становится ее ведущим этическим принципом. Это является альтернативой традиции «профессионального медицинского ухода» и «оказания помощи самому себе», где основными задачами выступают достижение положительных результатов и улучшение состояния пациента (Kirkevold, 1992:27).
Мартинсен (1989:21) утверждает, что уходу за пациентом следует учиться в обычной жизни, а также приобрести профессиональную компетентность, ориентированную на пациента и определенные ценности. Мартинсен называет такого рода специалистов обученными работниками по уходу за больными (там же5). «Опыте — вот ключевое слово для тех, кто хочет стать искусным практиком. Способ и манера действия опытных специалистов не «выдуманы» или «выбраны» ими, — напротив, перспективы действия сами проявляют себя в опыте.
Получив опыт в похожих ситуациях, специалист сразу «распознает» ситуацию интуитивно или «на глаз» (Martinsen, 1989:25). Критерием и целью хорошего медицинского уходя является то, воспринимает ли пациент этот уход как благо для себя. Следуя ориентации на цель, заданной в ценностно-рациональном мышлении Вебера, социальные работники должны уважать переживания клиентом его ситуации. Это может находиться в некотором противоречии с методом решения проблем, который пред-сгавляет собой пример мышления типа: цель-средство, где мы также поступаем рационально относительно цели в веберовском понимании. Мартинсен подчеркивает, что мы способны действовать разумно и все же не решить проблему. Она пишет, что в альтернативном мышлении опеки мы не уверены в том, что решим проблему, то есть мы сочетаем цель и средство для того, чтобы достичь нужных нам результатов (там же: 24). Map-
тинсен проводит разграничение между интуитивным и полным включением в ситуации нестабильности и выходом из них без какого бы то ни было сознательного понимания того, какого рода знания было для этого использовано, с одной стороны, и холодным рассуждением, сопровождающим процесс решения проблемы, с другой (там же). Речь здесь идет о различных формах знания — знании высказанном и невысказанном. «Безмолвное знание» как присущая человеку способность практически не поддается определению и исчезает при малейшей попытке его формализации (R о gnhaug, 1996:84).
Это направление нередко критикуют за его неориентированость на решение проблем в форме готовых «рецептов» и практических предписаний, то есть за его скорее философский характер. Деятельность в повседневной жизни, требующей принятия немедленных решений, никогда не являлась сильной стороной философии.
Феноменология является, прежде всего, философским направлением, которое нашло применение в различных областях науки4. Говоря упрощенно, феноменология исследует то, что находится в сознании человека, или то. что каждый из нас конструирует, что мы считаем реальностью и нашим социальным порядком. Центральным для феноменологии является понятие чувственного восприятия, а также значимое для нас, то, на что направлено наше внимание. События приобретают значение в процессе интерпретации их индивидом, а значение является социально и реляционно обусловленным. Феноменологию интересует прежде всего человек, который создает значение. Если, например, практик развивает свои способности от уровня новичка до уровня эксперта, то здесь феноменологию интересует то, каким образом эксперт получает знание, и то, что клиент воспринимает его как эксперта, а не как новичка, неспособного использовать большой объем знаний.
Гуманистическая психология
В своей работе по основам психологии Аткинсон (Atkinson, i 993) выделяет три подхода к пониманию личности — с позиций психоанализа, феноменологии и теории социального научения — и четыре центральных принципа гуманистической психологии, непосредственно связанной с феноменологией (там же:544-545):
70
Ряд исследователей выделяют феноменологическую социологию (Wallace and f. 19У1) и феноменологическую психологию (Atkinson, 1993; Luckmann, 1983) понимает феноменологию как просто науку, а социология и психология считают, начинаются лишь на эмпирическом уровне.
•
Первостепенноезначениеимееттотопыт,которыйиндивидсозда- |• Приоритете исследованиях отдается ситуациям выбора, творче- i
ctbj и самоутверждению. Личностный рост и самоутверждение являются j
критерием психического здоровья, которое отнюдь не сводится к эго-1
контролю и приспособлению к среде.