Смекни!
smekni.com

М 74 модели в социальной работе: из разных истоков к одному полю деятельности. Гюнн Странд Хатчинсон, Сив Олтедал / Под редакцией Р. И. Даниловой. Архангельск (стр. 20 из 49)

80


ент социальное учреждение, семья — социальный работник (Shulman,

1992:21).

Учреждение, * семья

Клиент

социальный работник» четко просматривает-

Социальный работник

Схема 3. В отношениях «клиент -ся и «третий элемент».

Роль социального работника, его функция является контекстно-обус­ловленной, зависящей от характера отношений и ситуации (Shulman, 1992:22). Взаимодействие «социальный работник—клиент» является ди­намическим (там же: 82)» может быть затруднено разного рода профес­сиональными нормами или «врачебным» подходом с его объективнос­тью, дистанцией и нейтралитетом к клиенту.

Социальный работник должен вести себя профессионально, напри­мер, разделяя боль матери, ребенок которой умирает от рака, глубоко сочувствуя ей (Shulman, 1992:130).

Особенности интеракционального подхода '

к процессу решения проблем

Социальная работа включает в себя два больших процесса собствен­но интерпретацию и процесс решения проблем (Shulman, 1992; Johnsen, 1992; Askeland, 1994). Социальный работник должен помочь клиенту ра­зобраться в своих чувствах и решить накопившиеся проблемы (Shulman, 1991:24).

Существуют теории, уделяющие большее внимание первому (Shulman, 1992) либо второму (Compton and Galaway, 1984) процессам.

Шульман (1992) в своей интеракциональной модели работы с клиен­тами выделяет следующие стадии:

1 • Стадия подготовки.

Социальный работник должен сформулировать для себя мысли и чув­ства клиента и уметь высказать их, «настроившись» на клиента в процес­се их косвенной коммуникации, определив его отношение к помощи и способность к ее использованию.

81


2. Начальная стадия работы.

Социальный работник при первой встрече с клиентом должен:

• кратко сформулировать цели общения с клиентом, рассказать, ка­
кого рода помощь клиент может ожидать;

• уточнить свою роль, чем можно помочь в данной конкретной ситу­
ации;

• искать доверия клиента, обратной связи с ним;

• рассказать о наиболее частых стереотипах отношения клиентов к
социальным работникам;

• выделить в проблеме клиента основные моменты;

• помочь клиенту преодолеть нежелание обсуждать темы, являющи­
еся для него табу.

Третья стадия работы:

• найти «ключ к общению», способность понимать проблемы клиента;

• помочь клиенту «разговориться»;

• заключить рабочее соглашение/договор с клиентом;

• проявлять эмпатию к клиенту, сопереживать клиенту;

• приглашать клиента к участию в работе и активному сотрудниче­
ству;

• собирать необходимую для работы информацию;

• подводить итоги общения, работы, определять ее новые цели и за­
дач и.

Четвертая — заключительная стадия:

• заранее начать разговор об окончании работы, чтобы сделать про­
цесс работы более эффективным;

• определить свои чувства на заключительной стадии работы, спо­
собствовать клиенту в осуществлении контроля над ситуацией;

• «разделять чувства» с клиентом, как позитивные, так и негатив­
ные;

• определить теорию, при помощи которой можно лучше всего доне­
сти идеи, чувства и выводы, возникшие в ходе общения. «Доверить»
клиенту его/ее дальнейшее развитие;

• отметить положительные и отрицательные моменты в общении,
пытаться исключить «черно-белое» понимание;

• определить следующий этап развития для клиента.

Построение диалога в социальном учреждении

Исследования (Sorensen, 1994, 1995) показали, что при общении в социальных учреждениях, как правило, доминирует социальный работ-

82



ник что проявляется с особой четкостью на стадиях выбора и принятия шений. £ начале и конце общения уровень доминирования социальных работников ниже, когда есть необходимость вызвать клиента к обще­нию, поддержать его, выразить сочувствие. Социальные работники, как правило, дружелюбно настроены и уважительно относятся к клиенту. СЁреноен (там же) отмечает стремление социальных работников к равно­правию в диалоге, их слабое и скрытое доминирование. Однако слабое доминирование в некоторых случаях может оказаться помехой взаимо­действию. Берг Сёренсен дает следующие советы социальным работни­кам:

1. Доминирование и контроль являются прерогативой клиентов, жизнь

— ведь это их жизнь, проблемы и внутренние ресурсы. Система должна принимать все, даже «плохие» решения клиента.

2. Контроль при этом может быть передан социальному работнику,
однако тогда доминирование должно быть открытым и реализовываться
в форме решений либо советов и рекомендаций. Также как и в первом
случае, выбор такого соотношения ролей должен быть сделан клиентом.

Социальный работник и клиент должны доверять друг другу и соци­альному учреждению.

Ценностные ориентации в ннтеракционизме: индивид в центре внимания

Общество как объективная и субъективная реальность

Практика социальной работы, отношения «клиент— социальный работник» всегда протекают в определенном социальном контексте, су­ществующем на нескольких социальных уровнях — скандинавское об­щество, норвежское общество, местное сообщество людей или совсем не­большое сообщество, например, предприятие или учреждение, т.е. конкретное место работы. Любое сообщество формируется как результат взаимодействия людей в конкретной ситуации. Интеракционизм иссле-дует прежде всего способы, которыми люди определяют или конструиру­ют то, что является релевантным, значимым для общества. На одной работе люди занимаются лишь зарабатыванием денег, не проявляя лич­ной заинтересованности в ней, а на другой считают свое персональное участие определяющим для благосостояния остальных сотрудников. В последнем случае люди отождествляются со своей работой; так же вос-пРинимают их и другие, что в итоге превращает работу а значимое для них общество. Аналогичным образом формируются и другие сообщества, что подробно описывается в работе исследователей в области социоло-

83


гии знания Бергера и Люкмана«Социальное конструирование реальнос-И TH»(BergerogLuckmann, 1966). В этой работе реал ьность определяется как нечто независимое от нашей воли. Знание помогает нам убедиться в том, что эти феномены существуют (там же, с. 13). Социология знания в изложении этих авторов изучает три процесса, посредством которых зна­ние трансформируется в реальность.

Первый из этих процессов они называют экстернализацией. Экстер-нализация происходит тогда, когда человек создает что-либо в диалекти­ческом процессе. Первым этапом в этом процессе может явиться, напри­мер, выделение социальным работником средств клиенту на строительство дома по просьбе последнего, а вторым —■ совместного выбора конкрет- ' ного жилища. В обоих случаях роль социального работника является активной. На первом этапе создается «мы»-отношение между клиентом и социальным работником — новая, не существовавшая до начала этого i диалектического взаимодействия социальная реальность. Экстернализа- , ция в символическом интеракционизме связывается с «я»-функцией со- I циадьногосебя. Индивиды создают общество (Wallace and Wolf, 1991: 314). Творческая природа человека позволяет ему реагировать на созда­ваемую им самим реальность.

Следующий процесс позволяет нам воспринимать упорядоченность повседневной жизни, видеть порядок мира. Как результат этого процес­са, названного Бергером и Лкжманном объективацией, мы начинаем по­нимать общество как объективную реальность — в ходе определения ро- ! лей и институционализации. Источником формирования ролей выступают привычки, коль скоро существует некое собрание знания о различных j типах поведения (BergerogLuckmann, там же: 93). Любое институциона- j лизированное поведение неизменно приводит к формированию ролей. Привычки играют важную роль в социальной жизни, поскольку осво­бождают человека от необходимости постоянного выбора и осмысления событий, таким образом раскрепощая его. Центральным моментом объек- J тивации является формирование коллективного и разделяемого всеми мира посредством такого инструмента, как язык. Мир приобретает для нас, таким образом, качества объективности, постоянства и данности, а 1 общество становится объективной реальностью.

Третий процесс, участвующий в формировании общества как субъек­тивной реальности, называется интернализацией. Мы склонны прини- , мать вещи лично и отождествлять себя со своей профессией социального работника. Иными словами, человек является социальным продуктом, для которого центральным управляющим процессом является социализа-84


я которая, в свою очередь, вводит человека в объективный мир обще-ства(там же: 154). Первичная социализация протекаетвдетском возра­сте вторичная же является более поздним процессом, когда уже социали­зированный индивид социализируется в новых секторах общества (там же). Вторичная социализация является интернализацией в институцио­нальных реальностях, например, социализацией на новом рабочем месте. Успешная социализация представляет собой сбалансированное соотно­шение между объективной и субъективной реальностью. При безуспеш­ной социализации человек задается вопросами: «Кто я?», «Что я здесь

делаю?»

Итак, видение общества в интеракционизме подразумевает, что об­щество создается в ходе взаимодействия людей. С особенной силой твор­ческий потенциал человека, его субъективная созидающая способность проявляется в процессе экстернализации. В процессе объективации цен­тральное место отводится объектной стороне «я», себя. В процессе ин-тернализации главенствующую роль играет объективация, хотя взаимо­действие субъектной и объектной сторон «я» является более динамичным.