Смекни!
smekni.com

М 74 модели в социальной работе: из разных истоков к одному полю деятельности. Гюнн Странд Хатчинсон, Сив Олтедал / Под редакцией Р. И. Даниловой. Архангельск (стр. 22 из 49)

Однажды произнеся что-то, мы не можем впоследствии утверждать, что не говорили этого. Когда нам говорят: «Это не оттого, что я тебе не доверяю...», мы немедленно понимаем: «Этот человек мне не доверяет». Вовлекаясь в общение, человек навсегда покидает собственный рай (Luhmann, 1993, гл. 4:11). Общение является противоположностью дан­ности, естественного порядка вещей. Такие данные, общечеловеческие качества, как, например, доверие, открытость, добросердечие Лёгструп называет проявлениями жизни. Нередко намерение и содержание соци­альной работы не артикулируются, но в случае конфликта или непонима­ния, касающихся морально-этических вопросов, это непременно проис­ходит, особенно если вопрос затрагивает проблему доверия (Luigstrup, 1982:105). Как правило, только кризис может перевести разговор в сфе­ру ценностей. Доверие между людьми является основополагающим фак­тором общения, характеристикой, формирующей нас как людей. В идеях Лёгструпа переплелись метафизика и этика. Феномены, имеющие для нас ключевое значение, как, например, забота о другом человеке, являются для нас данностью, исходящей из факта сотворенности человека (Martinsen, 1993: 16)

89


Интеракциональные отношения «клиент социальный работник»

Интеракция и решение проблем имеют свои особенности и требуют соответственно рефлективной способности и решительности и целеуст­ремленности. Олтедал (1994) приводит пример социального работника, строящего интеракциональные отношения с клиентами. Для каждого кли­ента у него существует свой подход — он очень дружески настроен по отношению к ним, однако сохраняет «рабочие отношения», позволяя лишь некоторым из них звонить к себе домой, хотя не дает им никаких преимуществ. Этот социальный работник всегда «имеет в виду» задачи организации, свои функциональные обязанности, требования системы и сознательно относится ко всяческим проверкам и инспекциям, в то же время формулируя главную идею социальной работы как необходимость «играть в одной команде с клиентами».

РЕЗЮМЕ

Интеракционизм рассматривает человека сквозь призму отношений «пациент — социальный работник». Это перспектива «настоящего мо­мента», она строится вокруг процесса взаимодействия людей.

Интеракционалисты пытаются подойти к общению «непредвзято», когда пациент и социальный работник по-разному воспринимают ситуа­цию, и последний должен найти баланс между двумя этими точками зрения. Проблеме власти, в общем, уделяется достаточно мало внимания, в отли­чие от характера интеракции и вновь образовавшихся в ходе общения, взаимодействия пациента и социального работника структур отношений.

Интеракциональные модели позволяют увидеть общее и отличное в видении ситуации с позиций пациента и социального работника. Разного рода несоответствия в «определениях ситуации» влекут за собой целый ряд последствий. Данное положение иллюстрируется уже упоминавшей­ся нами в начале главы «теорией Томаса»: «Определяя ситуацию как реальную, человек воспринимает как реальные и ее последствия».

Символический интеракционизм, по сравнению с феноменологичес­ким в большей степени интерсубъективен. Практики, следующие фено­менологической модели, широко используют анализ своего опыта и стре­мятся к накоплению «невыразимого знания».

Приверженцы символического интеракционизма, напротив, старают­ся получить как можно больше информации от другого участника отно­шений. Указанные направления соотносятся друг с другом как внешняя — объектная и внутренняя — субъектная перспективы.

Феноменология пытается «стереть эти различия и выводит на первый план противопоставление «клиент как субъект» и «клиенткак объект», а ее сторонники убеждены, что «наблюдая со стороны», мы все-таки имеем воз-

90


можность проникнуть во внутренний мир «наблюдаемого» нами человека.

Феноменология формировалась как философская наука, а символи­ческий интеракционизм — как социологическая. Из этих двух направле­ний феноменология получила более широкое распространение. Так, на­пример, в психологии, признающей человека творческим существом, феноменологическая школа предлагает свой, альтернативный взгляд на формирование личности, конкурирующий с психодинамическим подхо­дом и теорией научения.

Схематически различия между этими двумя направлениями можно представить следующим образом:

Феноменология Символический интеракционизм
* Развивалась как философское
направление, главный
представитель - Гуссерль. * В дальнейшем развилась в
философию заботы. * Связана с гуманистической
психологией.
• Сформировалась в русле
социологии, главный
представитель - Г.Х.Мид. • Связана с социальной психологией. • Является новым направлением в
социальной работе.

Характерные признаки

Основное внимание уделяется: Основное внимание уделяется:
* сознанию человека; • субъекту; • языку и символическим формам; • «я» как субъекту и объекту;
* ценности рассматриваются с
позиций индивида; * свободному проявлению
феноменов; * истолкованию феноменов
(объяснению);
* принятию роли других; • развитию само-индентефикации; * истолкованию (объяснению)
феноменов; • акцент на настоящемю
* акцент на настоящем.

Модель действия

* Социальная работа рассматривается феноменологией скорее как творческая деятельность, чем как научное знание, а создать модель из предмета искусства довольно • Интеракциональная модель
Шульмана. * Большое внимание уделяется
истолкованию через символы и
саморефлексии как альтернативе
психологической оценке поступков
трудно. " Модель - это "размышляющий практик, обдумывающий свои действия". человека.
• Профессиональный рост от новичка к эксперту".

Продолжение таблицы
Феноменология
Символический интеракционизм

Ценностные

ооиентаиии
• Человек сам создает ценность себя. • Человека создает общество; другие
• Развить возможность "умения люди навязывают ему образ себя,
говорить о запретном". хотя и здесь есть возможности для
• Обычные феномены и "жизненные творчества, самопроявления и
проявления" - такие, как доверие, повышения оценки.
открытость речи и милосердие. • Ценность - это объективная, и
субъективная реальность.
* Главное место принадлежит праву
на самоопределение.

Ориентация

отношений
• Опытный практик может с первого • Важнее всего понять, как другие
взгляда сказать, что необходимо воспринимают себя, и "настроиться
другому человеку. на одну волну с другими" при
"определении ситуации" и
"символических форм".

Кош

пика
* Структуры играют слишком
• Игнорируются противоречия незначительную роль в теории.
между социальным работником и • Подход является слишком
пациентом, слишком высоко когнитивным, очень трудно
оценивается роль опытных выдержать информацию о чувствах
практиков, которые могут пациента
действовать на благо клиента. • Слишком мало внимания уделяется
• Ценности теряют свою структурно обусловленной власти,
определенность". которую нельзя игнорировать.
• Индивид становится "одиноким • Слишком сильная ориентация на
островом". достижение гармонии в личности
* Слишком сильная ориентация на пациента.
достижение гармонии в личности
пациента.

Глава 4. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ,

СВЯЗАННЫЕ С ТЕОРИЕЙ НАУЧЕНИЯ

Основоположниками модели социальной работы, связанной с тео­рией научения, являются Дж. Уотсон и Скиннер.

Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Путем научения может приобретаться любой опыт у человека. У представителей бихевиоризма (Дж. Уотсон, Скиннер, Э. Торндайк) научение трактуется как не связанный с психикой и познанием процесс случайного, слепого ассоциирования стимулов и реакций (в соответ­ствии с учением русского физиолога И. Павлова). Позднее «чистый» би­хевиоризм расширил свои границы и включил в число значимых факторов научения и ментальные процессы (мышление, чувства).

Основоположником теории социального научения является А.Бан­дура, который признавал за людьми способность представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически, в виде «внутренней модели внешнего мира». Благодаря этому, даже в тех случаях, когда индивид не проявляет открытых реакций, он наблюдает за поведением других людей и его последствиями, и в зависимости от характера на­блюдаемых последствий (поощрение или осуждение) индивид подража­ет образцу. С позиций теории научения проблемное поведение рассмат­ривается, прежде всего, как результат научения. И, следовательно, оно может поддаваться и «отучению» определенному поведению или его коррекции.