Смекни!
smekni.com

М 74 модели в социальной работе: из разных истоков к одному полю деятельности. Гюнн Странд Хатчинсон, Сив Олтедал / Под редакцией Р. И. Даниловой. Архангельск (стр. 30 из 49)

Конфликтологические модели в социальной работе берут свое нача­ло в философии и социологии, основополагающим тезисом для всех на­правлений в данной модели является понимание того, что в обществе всегда существует противоречие интересов различных групп, слов, клас­сов общества.

Основными представителями в истории становления конфликтных моделей являются К. Маркс, М. Вебер, П. Леонард, С. Стьернё.

В соответствии с представлениями ученых, конфликтные модели в социальной работе включают в себя и структурно-детерминистское по­нимание человека и взаимовлияние человека и структур, создаваемых коллективными действиями. При структурно-детерминистском подхо­де человек рассматривается как продукт общественных структур, и чаще, как жертва радикальный структурализм; второе направление конфликтологических теорий •— праксиология, которая предполагает, что, несмотря на влияние структур, можно осуществить перемены в обществе.

Социальная работа, основанная на теории конфликтов, направлена в первую очередь на маргинальные группы в обществе.

Центральным понятием для этого направления является «усиление» —- мобилизация, которое используется в работе с этническими мень­шинствами, женщинами, инвалидами и многими другими «ущемленны­ми социальными группами».

ВВЕДЕНИЕ

Конфликтологические модели представляют «конфликтный срез» общества и дают понимание социальных проблем. Общим для всех тео­рий конфликтов является признание существования противоречий инте­ресов в обществе. В связи с этим проблемы отдельных индивидов и конк­ретных групп рассматриваются сквозь призму общественных процессов

122


„структур. Особое внимание обращается на различие людей по отноше­нию к власти. Работа направлена главным образом на освобождение нн-йивидов от давления общества и изменение проблемных отношений с об-

И; В социологии теория конфликтов считается главной альтернативой .функционализму, поскольку она по своей сути близка анализу общества .Асоциальному анализу). В основе модели конфликтов близки к марксист­ской теории. К конфликтным моделям также относится все, что связыва-власть и бессилие с социальным статусом, но совсем не обязательно с отношениями собственности и способом производства. Главным пред­ставителем в истории конфликтных теорий можно считать Вебера. Он нвпедовал Марксу, несмотря на то, что был примерно на 40 лет моложе его. Большое место в работах Вебера занимает полемика с Марксом по .поводу марксистского анализа. Оба они признают отношения между об-. щественными классами решающим фактором для понимания истории. (Однако их взгляды расходятся в том, что же определяет позицию челове-.#а в определенном классе. Маркс связывает ее с отношениями к собствен-нНОСТИ,атакжес экономическими производственным базисом, в то время г;как Вебер определяет ее через положение конкретного человека на рын­ке. Рынок становится ареной борьбы людей друг против друга. Он рас-гсматривает проблему власти и способов ее приобретения.

Но и внутри марксистской теории произошло размежевание. Глав­ными ветвями, возникшими в результате деления, можно назвать струк­туралистское и прагматическое направления (Ronnby, 1992).

Марксистские структуралисты исследуют в первую очередь струк­туру общества и ее влияние на людей. Под «структурой» здесь понимает­ся модель отношений, связанных прежде всего с экономическим базисом общества, что, в свою очередь, оказывает влияние на политические и идеологические структуры и процессы в обществе, а социальные струк­туры определяют действия и поведение индивидов. Личность становится «жертвой» структур (структурный детерминизм).

Но такой подход едва ли возможно считать пригодным для социаль­ной работы, хотя он способен объяснить, каким образом проблемы на уровне одного человека связаны с социальными структурами. Данный подход не дает достаточного количества методов, которые могли бы быть использованы в социальной работе, которая в своей институционализи­рованной форме направлена на конкретных индивидов и группы.

В прагматическом направлении в марксистской теории центральное место принадлежит вопросу о том, как коллективные действия людей

123


могут изменить структуру. Утверждается, что человек не только входит в определенные структуры, но и сам способен создавать их.

Эти два направления послужили основой конфликтных моделей. Соци­альный работник работает с отдельными людьми и группами, чтобы способ­ствовать осознанию ими себя и своих действий. Для социальной работы глав­ные отличия этих подходов связаны со следующим: человек — отношения между человеком и обществом. В структурно-детерминистском подходе че­ловек рассматривается как продукт общественных структур, как жертва, но в то же время обладает способностью критиковать общество; в целом подход был назван нами в заключении радикальным структурализмом. Точ­ка зрения, которая предполагает, что, несмотря на влияние структур, инди­вид, действуя сообща с другими людьми, может изменить проблемные обла­сти или отношения в обществе, называется праксиологией.

Теория конфликтов впервые получила практическое применение не в социологических кругах. Подобная практика в других профессиональ­ных сферах также имела значение для социальной работы. Это относится, например, к бразильцу Паулю Фрейре и его методике обучения, связан­ной с осознаванием механизмов подавления, уходящей своими корнями в марксистскую теорию. Практические методы, разработанные им, были заимствованы из нескольких областей знания и соединены в одной «пред­метной рамке». Это произошло и в той части социальной работы, где были использованы его философия и методика.

Социальная работа, основанная на теории конфликтов, направлена в первую очередь на маргинальные группы в обществе. Центральным понятием для этого направления является «усиление». Этот термин был объяснен Каной Линден (1991) как «мобилизация власти». Понятие ис­пользуется для описания процесса, направленного на осуществление ка­кой-либо цели или реализацию ценностей, которые разделяют все уча­ствующие в нем люди. В социальной работе это означает использование тех сильных (позитивных) взаимоотношений или связей, которыми чело­век, семья, группа или определенный регион обладает, для мобилизации собственных сил, для того, чтобы изменить те отношения, которые удер­живают данную группу или человека в неблагоприятном положении. Определяющим в этом процессе являются участие и равноценность. По­нятие «усиление» использовалось в работе с этническими меньшинства­ми, инвалидами, женщинами, цветными женщинами и многими другими. Разработка данной методики социальной работы также испытала на себе влияние феминистического движения. Усиление относится к конфликт­ным моделям постольку, поскольку основывается на власти и безвлас-

124


тии. В Норвегии социальная работа всегда была тесно связана с теорией конфликтов. Социальная работа рассматривалась как метод, который можно использовать для изменения проблем, возникающих в обществе. Хе модели в социальной работе, которые постепенно развились из конф­ликтной теории, нельзя связывать только с работой, с обществом и делом. Они предполагают осуществление и индивидуальной, и групповой соци­альной работы. Эти модели основываются на целостном понимании, ког­да проблемы конкретного человека рассматриваются сквозь призму об-ущества, частью которого он является. Такие модели представлены здесь под заголовком «радикальные модели».