Смекни!
smekni.com

М 74 модели в социальной работе: из разных истоков к одному полю деятельности. Гюнн Странд Хатчинсон, Сив Олтедал / Под редакцией Р. И. Даниловой. Архангельск (стр. 31 из 49)

:-и В заключение мы коснемся отношений между социальным работни­ком и клиентом, направленных на раскрепощение пациента посредством см.обилизации ресурсов индивида и коллективных действий, нацеленных ^на решение проблемы.

ИСТОКИ ТЕОРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Социально-критическая перспектива

Чтобы прояснить смысл теории конфликтов, необходимо рассмот­реть ее в функциональной перспективе. В рамках функционального под­хода принято считать, что общество отличает стабильность и консенсус, конфликты можно разрешить путем взаимодействия между различными группами, когда акцент делается на достижении наивысшего блага для ^всего общества. Примером того, как общество работает на благо всех .его членов, может служить система законодательства. Как законодатель-^ство, так и общество можно описать при помощи понятий, подчеркиваю­щих общность между людьми и отсутствие глубоких социальных проти­воречий: «общественные интересы», «социально продуктивный» и др. Функциональное описание общества представляет проблемы на индиви-.дуальном и общесоциальном уровнях как последствие неполноценного интегрирования норм. Большую роль в развитии теории и моделей этого Типа сыграло введенное Дюркгеймом понятие аномии1. Постепенно по-

, ' Понятие аномии было введено Дюркгеймом разработано им в известной работе «Самоубийство», 1897. Понятие базируется на теории отношений между индивидом и обществом. Необходимо, чтобы потребности и возможности их удовлетворения нахо­дились в равновесии. Общество регулирует удовлетворение потребностей. Аномию можно перевести как отсутствие норм и отражение неструктурированности обще­ства, которая, в свою очередь, влияет на индивида. В анемичном обществе человек становится также аномичным, то есть в каком-то смысле теряет «форму и основу».

125


лучила развитие общая теория отклонений. Функционалистов не заним; ли вопросы классового характера норм, равноправия между полами ил социальными группами, они не задавались вопросами о том, кто устана! ливает нормы, цели и ограничения. Функциональный подход предполг гает наличие определенных различий, когда каждый играет свою роль обществе, так чтобы в целом оно могло функционировать гармонично. Существует и другое понимание функционирования общества, согла* но которому в обществе преобладает неравноправие, конфликты, наси лие и оно сильно подвержено изменениям. Конфликты разрешаются чере борьбу между социальными классами и заинтересованными группами где одни побеждают, а другие проигрывают. Иногда отношения во влас ти настолько искажают реальную картину, что невозможно разгляде-п идущую борьбу за власть. «Господствующий класс» побеждает почти в< всех областях, в то время как подчиненные группы почти всегда терпя1 поражение. Законодательство не всегда отражает волю общества; и счи­тается, что его формируют те, кто обладает достаточной властью для защиты своих интересов.

В конфликтных моделях отклонение не всегда оценивается как ре­зультат психоинтегрированной системы норм. Гораздо важнее знать, кто обладает достаточной властью, чтобы устанавливать нормы, и какие интересы принимались во внимание.

Конфликтологи рассматривают нормы как установление властной элиты. Марксистская теория устанавливает очень тесную зависимость социального статуса от общественных процессов и структур- «Слабые» группы и индивиды являются таковыми в силу их классовой принадлеж­ности. В конфликтологическом смысле эти группы попали в угнетенное состояние и надолго укрепились в нем. Центральными понятиями такого подхода являются «власть» и «бесправие», «контроль» и «властные сан­кции».

Маркс и Вебер разделяют мнение о более высоком статусе собствен­ников. Они также были едины в том, что надстройка создается с целью укрепления социального статуса (Wallace and Wolf, 199 (). Маркс связы­вал классовый статус со средствами производства, а Вебер — с рыноч­ной конкурентоспособностью человека. Он подробно описывает множе­ство ухищрений, на которые пускаются люди ради того, чтобы оградить себя от отношений соперничества и рыночной борьбы — различные при­вилегии, соглашения, объединения, всевозможные ограничения, профес­сиональные союзы и др. В отличие от Маркса, полагавшего, что классо­вая борьба неизбежно приведет к смене общественного строя и всеобщему 126


.равенству, Вебер не видел возможности прекращения борьбы за власть в человеческом обществе.

Уоллес и Вольф (Wallace and Wolf, 1991) называют три основных положения конфликтологии: первое основывается на допущении того, ,что людям неотъемлемо присуще стремление обладать вещами, которые они считают важными. Второе положение придает большую значимость чвласти в использовании идей и ценностей в качестве «орудия управле­ния» различными группами для своих интересов.

_,, К примеру, в Норвегии период после Второй мировой войны был от­мечен экономическим ростом и началом в 1945 году строительства «госу­дарства благоденствия», создавшего стране атмосферу сплоченности всех политических сил. Страну надо было восстанавливать из руин. Наблю­дался рост занятости населения и экономический подъем. Повысился уро­вень образования, и теперь дети рабочих получили возможность полу­чать образование. Все большее число норвежцев стали проявлять интерес к политике и общественным проблемам.

<; С начала 70-х годов внимание общества было обращено на так назы-•ваемых «незнакомых норвежцев» — людей, тем или иным образом «вы­спавшим» из общественной жизни. Сюда относились главным образом те, чьим основным источником дохода являлась социальная помощь или -Выплаты социального страхования, а также люди, содержащиеся в раз­ного рода социальных учреждениях.

Стационарные учреждения работали в соответствии с принципами

нкособой опеки»2, и, по мнению большинства, содержавшиеся там люди

оказались «оторванными от общества». Предание огласке деятельности

••тих учреждений повлекло за собой отрицательную ее оценку со стороны

-общественности.

Большинство исследователей отмечает, что эти социальные группы неимели возможности участвовать в улучшении благосостояния страны наравне с остальными учреждениями (Mathisen, 1971; Korpi, 1971; -Aubert, 1972;Kolberg, 1974;Lechen, 1976 и др.). Основываясь на матери­алах ряда исследований Лингос в своей работе «Мифы о государстве

" Признаком «особой опеки» являлась ее закрытость для большинства населения и направленность на строго определенные социальные группы. Для направления в 'УчРежДения HVPU требовалось медицинское заключение о наличии у клиента откло­нений в психическом развитии. При отсутствии такого диагноза клиенту не была бы оказана такого рода помощь. Другим ее признаком являлось наличие специальных административных органов или особых отделов и штатов сотрудников, ответствен­ных за выполнение этих обязанностей в отношении определенных слоев населения.

127


благосостояния» (Linges, 1970:216-218) выдвинул пять тезисов, касаю­щихся социальной политики Норвегии:

Тезис 1. Непризнание обществом значительных групп пациентов и клиентов, например, путем помещения их в закрытые учреждения, выпол­няет вполне определенную социальную и экономическую функцию. Пря­ча и уводя из света общественного внимания «неудобных» или «слабых» людей, мы даем всем остальным возможность действовать более эффек­тивно, продуктивно — так, что они становятся способны отвечать требо­ваниям производственной системы и хозяйственной жизни. В таком слу­чае Норвегия — эффективный производитель — может уверенно развиваться, не беспокоясь о своих более слабых гражданах...

Тезис 2. Сотворение мифов о государстве и обществе благосостояния лишь затруднило их достижение...

а) Увеличение объемов финансирования социального сектора и улуч­
шение методов реализации сделало положение «потерянной Норвегии» бо­
лее благоприягным, по сравнению с другими странами мира. Стоящие перед !
нами цели настолько высоки и труднодостижимы, что приводят к апатии и
пассивности в поиске новых путей развития социальной политики.

б) Основанная на капитализме социальная система Норвегии закры­
вает для нас возможности достижения общества благосостояния. Совре­
менный миф о достижении государства и общества благосостояния в ка­
питалистической Норвегии значительно усложняет задачи изменения
старой системы...

Пока люди считают, что у них все хорошо, но не относят это ко всем общественным классам, они не будут стремиться к слому структур, сто­ящих на пути к обществу благосостояния.

Тезис 3. В широком смысле наша система производства формирует все новые и новые группы клиентов и пациентов. Это происходит вслед­ствие возросшей рационализации структур и возросшим «давлением ра­боты», а также косвенным образом усиливающейся урбанизации.

Тезис 4, Сегодняшняя социальная политика Норвегии является по большому счету тупиковой, а работа в социальном направлении скорее представляет собой сизифов труд. Социально-политические меры направ­лены на поддержку капиталистической системы, а огромные ассигнова­ния на социальный сектор можно считать признаком болезни общества. 128


Тезис 5. Все возражения против сегодняшней социальной политики могут быть сняты только в случае, если социальные реформы будут яв-/;дяться частью стратегии и борьбы за достижение такой общественной системы, которая не создавала бы ни клиентов, ни пациентов.