Смекни!
smekni.com

М 74 модели в социальной работе: из разных истоков к одному полю деятельности. Гюнн Странд Хатчинсон, Сив Олтедал / Под редакцией Р. И. Даниловой. Архангельск (стр. 32 из 49)

„и Эти тезисы сформулированы исходя их конфликтологической кон-тщелции общества, когда индивидуальные проблемы тесно связаны с соци--яяльными структурами и процессами.

гт В 60-х годах в социальной работе доминировали психодинамическая -■■традиция и мышление. Социальную работу критиковали за чрезмерное увлечение внутренними процессами отдельных людей, когда связь меж-э,^гу обществом и социальными проблемами затушевывалась. В70-хго-"рдах конфликтологический подход начал укрепляться и в социальной ра-к боте (Payne, 1991:201). С начала 70-х годов в профессиональных и высших учебных заведениях социального профиля стал преподаваться "''предмет «работа с обществом». Дисциплина основывалась на конфлик-"'тологии и политической идеологии и в конечном счете стала частью пред-" мета «социальная работа».

Норвежские обществоведы-конфликтологи пытались придать сво­им исследованиям практическую направленность. Термин «деятель­ные исследования» в 60-е годы уже использовался в сфере рыночных отношений, а с 70-х годов такие исследования проводились и в соци­альной сфере. Вдохновителем этого направления являлся Ауберт, а р наиболее известным исследовательским проектом этого типа в социо-, логии явился проект Норд — Одал под руководством Лё'кхена. Клю­чевой фигурой социологической традиции деятельных исследований был Матисен, представивший предложения по реформе системы ис­правительных учреждений (Kalleberg, 1992). Цель деятельных иссле-1 дований — ускорить процессы изменения на локальном уровне и в пла-п не подготовки. Заинтересованные стороны сами избирают цели изменения и активно участвуют в нем. В ходе работы накапливается ,; практическое знание локального характера, которое стороны могут использовать, а также формируется общетеоретическое понимание (Engelstad, 1987).

Деятельные исследован и ясделал и работу с обществом более пригод-у нойдля образовательных целей, позволили отделить действия отполити-■ ки, поскольку исследования могут дать объективную оценку проводи-Мой работе.

129


Центральные понятия марксизма

Марксизм является философией, политической идеологией и науч­ным знанием и известен во всем мире. Работы Карла Маркса (1818-1883) посвящены философии, истории, политике, экономике.

Сам Маркс называет красной нитью своих исследований следующее (Marx, 1859:13-14): «В ходе своей жизни люди вступают в производствен­ные отношения — строго определенные, необходимые и независимые от их воли, соответствующие ступени развития материального производ­ства. Эти отношения образуют экономическую структуру общества, тот реальный базис, над которым надстраивается право и политика и кото­рый соответствует определенной форме общественного сознания.

Способ производства материальных благ определяет все остальные социальные, политические и духовные процессы. Не человеческое созна­ние определяет среду своего существования, а, наоборот, общественная ситуация определяет сознание людей».

Эта идея является ядром марксистской теории. Движущей силой об­щества Маркс признавал базис, то есть экономические отношения (субъек­ты собственности на средства производства, способы использования пос­ледних и продукты производства). Политические институты, право, религия, искусство, наука являются, по Марксу, «надстройкой».

Маркс утверждал, что общество развивается через противоречия материального характера, приводящие к смене общественных систем.

В рабовладельческом обществе противостоящими классами являлись свободные граждане и рабы, в средневековом феодальном обществе — феодалы и зависимые крестьяне, впоследствии — дворяне и буржуазия, в капиталистическом обществе — между рабочими, предлагающими свою рабочую силу на рынке труда, и капиталистами, владеющими средства­ми производства и покупающими рабочую силу.

Маркс полагал, что человек и природа также находятся в отноше­ниях диалектической взаимосвязи, и то, как мы работаем, определяет наше сознание; наше сознание и понимание вещей определяют характер наших действий. Индивид находится в диалектическом взаимоотно­шении с обществом. Человек делает историю, и в то же время история создает его.

В своих работах Маркс использует понятие «отчуждение» — бесче­ловечное последствие капитализма, вынуждающее человека восприни­мать мир как нечто совершенно чуждое для себя, считать самого себя чужим в своей жизни. Система производства отчуждает всех участников производственных отношений от продуктов производства: рабочих — от

130


того, что они произвели, и владельца продукта, «присваивающего» его себе. Рабочий не может решать, что, как и зачем производить, он лишь обменивает свою работу на деньги, а сам процесс производства ему без­различен. Капиталист лишь хранит у себя продукт какое-то время, и пос­ледний еМу также безразличен. ,4. Маркс сформулировал четыре тезиса, касающихся отчуждающего

_^рУДа(Магх, 1844:24):

9}г 1. Отчуждающий труд отделяет человека от природы.

2. Отчуждающий труд делает жизнь других людей средством к суще­ствованию отдельного человека. Человек продает свой труд, чтобы вы­жить физически, хотя сущность человека заключается в свободном осоз-

^^анном действии.

т 3. Это приводит к тому, что тело человека, окружающая природа, ее

.духовность, другие люди становятся чуждыми ему.

4. Непосредственным следствием отчуждения человека от его труда, человеческого рода является отчуждение от других людей. _^г Точно так же и другие люди отчуждаются от самих себя и от челове-

й^еского рода (там же).

Все это, по мнению Маркса, — признаки экономического уклада ка­питализма. Разделение труда также оказывает на человека отчуждаю-, j^ee воздействие, на макро— и микроуровнях. На макро уровне это об­щественное разделение труда—на различные отрасли, с одной стороны, чи на «умы» и «руки» — с другой, что отражает и одновременно подкреп­ляет властно-классовые отношения.

Марксистский подход в социально-политическом анализе в Норве­гии начал использоваться лишь в 1970-х годах. В социальной работе .{также отмечались попытки использования марксистской теории. В бро-•»<шюре Союза Социалистического Просвещения 1979 года под заголов­ком «Какая социальная работа нам нужна?» был поставлен вопрос: «Ка-

-кой должна быть социалистическая практика социальной работы, и как

-.мы должны способствовать профессионализации и организации с социа­листических позиций?». Стьёрне, один из авторов брошюры, сформуди-> ровал 11 положений, касающихся марксистской практики социальной

работы (Stjerno, 1979:61-63).

Социальная работа должна быть:

1. Ориентированной на коллектив и не допускающей обособления.

Необходимо разрабатывать коллективные формы социальной работы,

г • необходимо познакомить клиента с общественным опытом и проблемами

в обществе, объяснив при этом, что социальные проблемы людей не явля-

131


готся их личными проблемами, касаются многих людей и вызваны обще­ственными отношениями.

2. Классово ориентированной.

Социальная работа должна формировать у социального работника и клиента представление о классах и классовых интересах, о сходствах и различиях классов. Это часто означает тесное сотрудничество с профсо­юзом. При работе с клиентами предлагается собирать информацию о ра­бочем классе и других угнетенных и оценивать социально-политические реформыпо тем последствиям, которые они будут иметь для различных классов и групп.

3. Антирепрессивной и отрицающей насильственные меры.
Взгляды радикальных социальных работников на сущность и роль

государства заставляют их сомневаться в эффективности использования аппарата принуждения в отношении общества, так как это для них озна­чает насилие в отношении клиентов.

4. Оперирующей небуржуазным понятием прав человека..

В буржуазной идеологии права человека связываются, прежде все­го, со свободой слова, свободой объединения и законностью. Эти права несомненно важны, неотъемлемы, и их легко защитить. Социалисты счи­тают, что не менее важно иметь право на труд, достойное жилище, свобо­ду от материальной нужды и возможность совместно решать проблемы отдельных людей. Какой смысл иметь свободу прессы в стране, где боль­шая часть населения неграмотна? Насколько эти люди счастливы от сво­боды слова, не имея ни работы, ни жилья?

5. Гуманистической.

Ценности этого ряда присутствуют и в буржуазных, и в социал-де­мократических программах (буржуазный гуманизм устанавливает зап­реты лишь на непосредственное угнетение индивида, но не на косвенное или структурное — через коллектив).

Стьёрне отмечает, что этот взгляд разделяют не все направления мар­ксизма-ленинизма. Кроме того, достаточно размытыми являются грани­цы воздействия государства на социально или политически «отклоняю­щихся» индивидов и группы (например, гомосексуалистов, политических оппозиционеров и др.).

6. Социальной и действенной.

Взаимодействие с клиентами должно быть направлено на повышение сознательности восприятия клиентом своей ситуации и общества. Социа­листические социальные работники не должны манипулировать людьми и использовать соответствующие методы работы.

132


7. Трезво оценивающей практику.

Действия социалистов должны быть не спонтанными и не продуман-' .ными, но стратегически спланированными с учетом противостоящих сил. Однако компромиссы и тактические ходы не должны становиться моде-.-.лью работы. .8. Обобщающей.