Смекни!
smekni.com

М 74 модели в социальной работе: из разных истоков к одному полю деятельности. Гюнн Странд Хатчинсон, Сив Олтедал / Под редакцией Р. И. Даниловой. Архангельск (стр. 35 из 49)

Конфликтные модели социальной работы принадлежат скорее ко вто­рому направлению. Жесткое структурно-детерминистское понимание проблем лишает всякого шанса на успех любые попытки социальных работников, направленные на изменение социальных структур. Конфлик­тология рассматривает конфликт как динамическое начало в обществе, как «двигатель развития» Различные общественные классы или группы ведут борьбу друг с другом, отстаивая свои интересы. Власть непосред­ственно связана с социальным статусом. В конфликтологии существует несколько теорий, объясняющих, как складывается положение того или иного общественного класса. Маркс связывает последнее с отношения­ми собственности, в то время как Вебер объясняет это положением каждо­го отдельно взятого человека на рынке. При этом он переносит центр тяжести с процессов товаропроизводства и использования ресурсов на более или менее уверенное положение человека среди своих собратьев. Феминизм связывает социальный статус с полом.

Маркс является главным теоретиком конфликтологии, и нами были рассмотрены основные введенные им понятия. Конфликтология носит практический характер, связана с решением социальных проблем и мо­жет быть успешно применена в социальной работе. Конфликтология при­шла в социальную работу в конце 1960-х годов, в период, когда ради­кальная критика общества достигла своего апогея и психодинамические модели попали под сильнейшее давление критики.

Конфликтологи предлагали рассматривать общественные проблемы в контексте социальных процессов и созданных ими структур, которые имели значение для отдельных индивидов и групп. Именно социальная работа с начала 70-х годов стала путем практического применения этого подхода.

«Освобождающая педагогика» Фрейра представляет собой пример этого взаимодействия. Он создал социально-педагогическую модель, ос­нованную на праксиологии, которая имеет для социальной работы нема-

I4J


ловажное значение. Феминистические теории также пользовались в свое время достаточной популярностью. Радикальные реформы практики со­циальной работы, направленной на различные маргинальные группы, особенно развивались в 1970-х годах. Было предложено понятие «импау-эрмента» («усиление») — это английский термин, связанный с социаль­ной работой, который переводится как «мобилизация сил» «ущемленны-ми социальными группами». Понятие «усиления» связано не исключительно, хоть и преимущественно, с конфликтологией. Усилению подлежат социально ущемленные группы, что повлечет за собой измене­ние проблемных общественных отношений. Проводимые исследования общественных проблем и проблемных областей в социальной структуре могут иметь различную глубину. Роль социального работника в конф­ликтологических моделях можно сравнить с ролью катализатора хими­ческой реакции. Социально-педагогический подход и свободный диалог будут содействовать общественному признанию проблемных отноше­ний. Частью процесса осознания клиентом своего места в обществе в кон­тексте всех его связей и отношений и последующего их улучшения явля­ется оказание материальной помощи. Освобождение от «подавляющих» механизмов, составляет, наряду с практическими шагами, основу отно­шений между социальным работником и клиентом.
Радикальный структурализм Праксиология
• Критический взгляд на общество. • Марксистская теория занимает
центральное место, хотя другие
теории также используются.
• Исследует поступки, имеющие
отношение к анализу. * Сюда можно отнести
освобождающую педагогику
Фрейра и феминистические
подходы.

Основны

р черты
• Причины проблем отдельных
людей и групп следует искать в
социальных структурах • В обществе господствуют
конфликты и неравенство. • Конфликты создают динамику.
• Социальные структуры можно
изменить целенаправленными
коллективными действиями, хотя
нормально существует обратное
влияние. • (<Дух» и «тело», «теория и
практика» должны быть вместе,
чтобы индивид не чувствовал
отчужденность от среды и самого себя.

Радикальный структурализм Праксиология

Модель действия

* Привлечь внимание к проблемным Скрытые механизмы раскрываются
областям и подавляемым в ходе диалога.
отношениям в обществе. Используются социально-
* Социальная работа должны быть педагогические методы в процессе
направлена на изменение этих «осознавания» этих механизмов.
структур. Работа проводится с
• Трудно отграничить от маргинальными группами.
политической деятельности, Цель - улучшить состояние
следовательно, сужаются второстепенных проблем и
возможности осуществления совместно коллективными
социальной работы. действиями работать над решением скоытых пйоблем.
Ценностные ориентаиии
* Основываются на позиции т Человек испытывает влияние
структурного детерминизма в структур, но также сам может
отношении человека. участвовать в изменении общества.
* Уже существующий мир Человек должен стремиться к тому,
определяет возможности и чтобы стать субъектом в своей
ограничения человека. собственной жизни.
• Общество рассматривается как Это происходит с осознанием,
состоящее из классов и гр>пп с которое следует за поступками.
противоборствующими
интересами.
Ориентация отношений
* Социальный работник должен Социальный работник должен
оказывать пациентам поддержку, вести с пациентом диалог, целью
чтобы оказать влияние на которого является освобождение
подавляемые структуры. сначала от ощущения бессилия, а затем от подавляемых ctdvktvd.

Критика

* Слишком мало внимания уделяется Модели действия плохо
потребностям пациента. разработаны.
• Теории присущ излишний Предлагаемые модели работы
патернализм, участие пациента нацелены на отдельные
минимально. маргинальные группы, что признается как ограничение теории, что, следовательно, не позволяет эксплицировать
механизмы подавления.

Глава 6. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТЕОРИЕЙ СИСТЕМ

Теория систем и идеи системности в социальной работе своими кор­нями уходят к общей теории систем Р. Берталанфи, основа которой была разработана на биологическом материале: доказывалось, что все живые организмы являются системами, составленными из подсистем, а они, в свою очередь, есть часть сверхсистем.

Социальная работа представляет собой целостную систему, эле­менты которой, функционируя автономно, образуют некоторое целос­тное единство, однако это целое, состоя из частей, всегда является от­личным от простой суммы.

Главным элементом социальных систем является человек, со своими потребностями и интересами, своей культурой и мировоззрением, бы­товым, экономическим положением и социальным статусом. Системы, созданные человеком, состоят из более или менее мелких подсистем, ко­торые воздействуют друг на друга.

Специфичными элементами социальной системы являются люди, по­павшие в трудную жизненную ситуацию и нуждающиеся в социальной поддержке и защите.

Авторами данной книги выделены два направления в теории систем: функционализм, ориентированный на предоставление помощи клиенту, является начальным развитием теории систем в социальной работе; и конструктивизм более позднее течение, охватывающее как оказание помощи клиенту, так и позитивный диалог между социальным работни­ком и клиентом с целью личностного роста клиента.

ВВЕДЕНИЕ

Теория систем в последние 10-20 лет является доминирующей теоре­тической и практической моделью в социальной работе в учебных заве­дениях Норвегии. За рубежом она оказывала сильное влияние на соци­альную работу с 1970-х годов и почти все это время являлась предметом оживленных дебатов (Payne, 1991:134).

144


Во введении мы назовем общее для всех направлений теории систем, а далее глава будет разделена на два основных блока. В разделе «Исто­ки и линии развития» мы рассмотрим теорию систем в ее социологичес­ком понимании в рамках функционализма1 и конструктивизма2.

Мы подробно проиллюстрируем функционализм, рассказывая в де­талях о ролевом конфликте между пациентом и социальным работником в учреждении социальной защиты.

Затем мы остановимся на системной работе с семьей, рассматри­вая основные черты конструктивизма. Это, безусловно, междисцип­линарная область, на формирование теории и практики которой по­влияла профессиональная деятельность психиатров и служащих -учреждений по защите семьи. Здесь мы покажем, как с позиций нового «общего» мышления можно «конструировать» систему через диалог, передавая ей все новые и новые идеи, и объясним, почему невозможно достичь своих целей, «инструктируя» семью и рассказывая, как люди должны поступать.