Лечение строится на так называемой «проблемно определенной сис-ьтеме» (problem determined system), охватывающей проблему в лингвистически очерченных рамках и разделяемой всеми участниками общения (Anderson og Groolishian, 1986). Гульшиан является приверженцем новой -теории систем, связываемой с именем Люмана, где основное внимание -Уделяется индивиду и его видению ситуации.
Социальную работу можно подразделить на инструктивную и интерпретирующую — с «внутренних», или моральных человеческих позиций (Wadel, 1990:20). Возможна также интерпретация с «внешних» позиций — отношения к системе. Вадель (там же:27) пишет:
157
Том Андерсен приводит сопоставление сущности инструктивной и реляционной социальной работы, иначе «кибернетики первого и второго порядка», или функционализма и конструктивизма7.
Таблииа3
Инструктивный социальный работник | Реляционный социальный работник |
«Вещь» (например, болезнь) рассматривается как нечто само по себе негативное. | «Вещь» (например, болезнь) рассматривается как часть постоянно изменяющегося контекста. |
Профессионально осуществляет работу с вещью (лечение болезни). | Профессионально работает над восприятием вещи клиентом. |
Клиент обнаруживает, какой вещь является. Вещь имеет только одно истолкование. | Клиент сам создает представление о том, какой вещь является, понимая, что это лишь одна из возможных интерпретаций. |
Изменениями в психике человека можно управлять и, следовательно, предвидеть. | Изменения в психике человека развиваются спонтанно и «изнутри», и человек никогда не знает, что будет дальше, что произойдет и каким образом. |
Доминирующее положение в семейной терапии в настоящее время занимает конструктивизм, где внимание акцентируется на языке и рефор-мулировании проблемы, «ре-конструировании» ее по-другому.
7 Один из сподвижников Тома Андерсена философ Ore Вифстад в своей докторской диссертации (1996) отмечает движение семейной терапии от конструктивизма к социал-конструктивизму, где речевое общение подвергается анализу не только как отношения «субъект-субъект», но я как часть более широких отношений человека к миру в объективном смысле (там же: 177).
158
Среда и социальная инфраструктура
Среда и система неформальных социальных связей человека относятся к сфере конструктивизма, поскольку более свободные неформальные связи (общение и взаимодействие) накладываются на заданные формальные структуры. К сфере неформального общения относятся соседи, коллеги по работе и друзья, то есть те люди, которых мы хотели бы пригласить на свой день рождения.
Известный норвежский обществовед ЭйлертСундт (1817-1875), исследуя феномен, который мы теперь называем «системой социальных связей», приводит следующий пример (Be, 1993:39): «В деревне 100 дворов, -у каждого дома тесные связи с 10 другими. Сколько всего групп общения? Наш незамедлительный ответ—десять, оказывается неправильным. На самом деле кругов общения сто — у каждого двора свой, уникальный, единственный в своем роде. Можно выделить три основных признака социальной инфраструктуры:
i. Социальная инфраструктура является системой неформальных свя-^зей. Отношения и контакты не определены формально, не регламентированы. Социальная инфраструктура может совпадать, охватывать части или не совпадать с другими социальными системами.
2. Инфраструктура не является спланированным образованием, со
зданным для достижения заранее определенных целей, а представляет
собой результат спонтанных процессов.
3. Социальная инфраструктура не имеет управляющей структуры,
координирующей ее действия. Однако индивиды, входящие в инфраструк
туру, могут координировать свои действия с действиями других. Напри
мер, жители микрорайона могут совместно осуществлять мероприятия по
благоустройству территории и даже создать для этого организацию.
Глубокие исследования среды и социальной инфраструктуры были проведены американским психологом Бронфенбреннером (1979), представленные впоследствии в многочисленных работах Бё о системном мышлении в изучении подростков (1993). Подростки ориентируются на поведение людей, входящих в сферу их общения, особенно «значимых других». 'Последние служат для них моделью поведения, обладая всеми необходи-1 мыми знаниями, оказывая другого рода влияние и выполняя функцию социального контроля (Be, 1993:199). Бронфенбреннер выделяет в сфере социализации четыре рода систем: микросистемы, складывающиеся в ситуация «один-на-один», мезосистемы, являющиеся пересечением двух и более ситуаций микроуровня (например, семья и школа); экзосистемы — ситуации,
159
В социальной работе и педагогике целесообразно стремиться интегрировать микро— и экзосистемы в мезосистему (устанавливать воспитательные связи между домом и школой, брать детей на экскурсии на место работы родителей.
В Норвегии исследованиями социальных связей в социальной работе занималась Ливе Фиранд, изучая различные социальные связи человека, преимущественно внутрисемейные. Следуя Г. Эриксону, Фиранд выделяет объединяющие и соединяющие связи, подразделяя социальную работу с индивидом и семьей на выравнивание существующей системы связей и интервенцию, создающую новую инфраструктуру общения.
Социальная работа с локальными группами имеет целью повысить уровень интеграции всех ее членов в социальную структуру сообщества, развить социальную инфраструктуру и способность последнего решать внутренние проблемы, способствовать повышению уровня благосостояния социальных групп, находящихся в тяжелом материальном положении, и общему улучшению условий жизни в конкретном локальном сообществе.
В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Целостно ориентированная социальная работа
Начиная с 1970-х годов, кибернетика оказывала значительное влияние на социальную работу, представляя собой целостную и разделяемую всеми модель, несмотря на поляризацию социальной работы на индивидуально и социально интегрированную, выделение целевых групп работы (дети, беженцы, алкоголики и др.)- В 1960-х годах социальная работа в Норвегии была распределена по трем направлениям — индивидуальная, групповая и социальное планирование и администрирование. Попытки выделить общие моменты в социальной работе всех видов оформились в русле «интегрированной», «экологической», «общей» и
160
«системной» социальной работы (Roberts, 1990:2), когда четко проявилась потребность в универсальной, ценностно-ориентированной социальной работе. Примером такой интеграции послужила работа «Практика социальной работы: модель и метод» (Pincus og Minahan, 1973), использовавшаяся в Норвегии как учебное пособие по социальной работе в 1970-х годах. В работе представлены четыре системы социальной работы, ориентированные соответственно на клиента, агента изменения (социальный работник или социальное учреждение), цель и действие.
Пинкус и Минахан различают потенциальных и актуальных клиентов, причем к числу последних относятся лишь люди, обратившиеся за помощью в результате рабочего соглашения (Pincus og Minahan, 1973:56). Социальные работники работают с конкретными людьми, а не с абстрактными понятиями «общество», «организация», сообщество людей» (там же: 63).
Центральными понятием в этом подходе является «работа по изменению», причем, отождествляя понятия «социальный работник» и «агент изменения» важно не подменять целью средство (Roberts, 1990:109). Главным звеном являются цели, которые могут быть самыми разными и необязательно предполагать изменение. Изменение само по себе не является целью социальной работы (Bytrum, 1992),иможет в случае манипулирования и технократизации вызвать ряд вопросов этического характера.
Рассматриваемый подход не позволяет замыкаться на отдельной системе, но дает возможность целостного видения ее функционирования в обществе. Социальная работа в США, например, приобретает все большую социальную направленность в противоположность индивидуализму и медицинско-диагностическому мышлению.