Смекни!
smekni.com

М 74 модели в социальной работе: из разных истоков к одному полю деятельности. Гюнн Странд Хатчинсон, Сив Олтедал / Под редакцией Р. И. Даниловой. Архангельск (стр. 40 из 49)

Стейн (Stein, 1974) описывает опыт использования системных мето­дов в психиатрии, предполагающих широкое участие семьи в лечении, возросшую роль общения, снижении барьеров между системой и окружа­ющим миром. Целостный подход предполагает рассмотрение человека в ^совокупности систем, в которые он входит, учет всех значимых межсис­темных связей, оценку последствий возможных действий социального учреждения и их целесообразности.

Модели социальной работы

1 Ниже мы в общих чертах представим две модели, имеющие различ­ные корни и возникшие в русле собственно социальной работы и семей­кой терапии соответственно. Модель решения проблем имеет более ра­циональную окраску и принадлежит к функциональному направлению и

161


предполагает целенаправленное воздействие. Модель оптимального ре­шения является конструктивистской и дополняет первую модель. На прак-тикелучшевсего использовать идеи и принципы обеих систем.

Модель решения проблем

Понятие «решение проблем» было введено в социальную работу Пер-лманом и имеет место в этой сфере в работе с отдельными клиентами, группами, организациями и обществом в целом на фоне взаимодействия между системами и учетом изменений, происходящих в других системах (Compton og Galaway, 1984:312).

Модель решения проблем ориентирована на поиск целей и имеет сле­дующие характерные признаки:

1. Посвящена, главным образом, выяснению сути проблемы, иденти­фикации целей работы и сбору информации.

2. Фаза заключения соглашения обязательно предполагает оценку и обсуждение отношения между целью и проблемой, составление плана работы, распределение ответственности между социальным работником и клиентом, прогнозирование итогов работы.

3. Фаза действия состоит в выполнении плана, причем социальный работник может в течение работы сменить несколько ролей. Фаза завер­шается подведением итогов и оценкой результатов.

Модель строится на том, что взаимодействующие стороны выясняют надлежащий образ действия и осуществляют соответствующие действия. Проблему здесь может представить несовпадение видения мира и поня­тия «должного решения» у сторон, несоответствие их представлений о рациональном и здравом смысле.

Циклическая модель оптимального решения

Не останавливаясь на конкретной проблеме, мы можем начать работу над достижением желаемых целей. Показательна в этом отношении крат­ковременная терапия Шейзера (Schazer, 1988), состоящая из двух стадий: первая — жалобы и вторая — лечение. «Теория не акцентируется и в то же время не пренебрегает причинами возникновения проблемы и ее прогресси-рования, но заинтересована лишь в проведении терапии» (там же, xix). Бэйтсон (Bateson, 1972:400) сравнивает этот процесс со складывание го­ловоломки, когда мы, складывая фрагменты друг с другом, начинаем по­нимать, как выглядит вся картинка. Если фрагмент не подходит, значит выбранное нами решение является ошибочным. Такой способ работы яв­ляется альтернативой линейному построению «причина-следствие». 162


Исследователи Миланской группы (Sevini et al., 1980) в своей работе оперировали такими понятиями, как «гипотеза», «цикличность» и «нейт­ралитет». «Линейное мышление не всегда является ошибочным, но часто модель вводит в заблуждение, охватывая лишь один сегмент более широ­кой картины. Мы полагаем, что циклический подход здесь будет более продуктивен» (Tomm, 1985). Руководящим принципом работы является нейтралитет, предполагающий уважение, принятие и искренний интерес. «Нейтральный терапевт не стремится переложить вину на кого-либо или изменить систему. Его интересует прежде всего, почему система прино­сит такие результаты. Нейтральный терапевт исходит из того, что за всем этим что-то стоит» (Tomm, 1985).

Нередко само решение является лучшим объяснением сути проблемы (там же: 10). Проблема является способом выражения неудовлетворенно­сти человека чем-либо, а, следовательно, необходимо сосредоточить уси­лия на поиске оптимального решения, нежели на выяснении сущности проблемы.

Ценностные ориентации в теории систем Индивид

Личность, ее структура и самоидентификация относятся скорее к кон­структивистскому направлению системной социальной работы.

Помимо отношений, складывающихся между индивидом и социумом, для семейной социальной работы большое значение имеет самосознание индивида, восприятие им себя, собственного континуума (Fink, 1991).

Главный теоретик современной теории систем Матурана выделяет в системах структуру и организацию (Schetdt og Egeland, 1989:68), под ко­торой понимаются сложившиеся устойчивые связи между составляющи­ми. Структура является перечнем составляющих системы и связей между ними. Разные люди, обладающие каждый своей уникальной структурой, по-разному реагируют на одинаковые импульсы или информацию. Струк­тура живого существа находится в состоянии постоянного изменения, определяя способы реагирования системы. Внешние для системы собы­тия «запускают» ее внутренние процессы, но не руководят ими. В работе с семьей, таким образом, можно предлагать клиентам «пищу для размыш­ления», но не указывать людям, что они должны делать,

Люман, последователь Матурана, отмечает, что язык не всегда мо­жет адекватно отразить содержание переживаний и других психических феноменов. Человек — это нечто, не укладывающееся в рамки языка и социальной системы. Психическая система, таким образом, не является

163


подсистемой социума, но частью социального мира (Luhmann, 1993:1). формирующейся при обработке смыслов (Jonhill, 1995:65).

Общество

Социальная система является саморефлектирующей и создается в ходе коммуникации. Следует различать социальную систему с одной стороны, и ее гораздо более сложную среду — общество, не укладывающееся в рамки системы. Теорию систем больше интересует не целостное понима­ние общества, представляющееся практически недостижимым, но спосо­бы, посредством которых мы получаем знание об обществе, способы фор­мирования контекста и организации знания. Мировое сообщество само по себе не может считаться социальной системой, но является таковым в лице своих органов — таких, как ООН, НАТО и других международных организаций.

Системный подход берет свое начало в биологии и рассматривает общество как живой организм или систему, за что нередко критикуется (Elster, 1990:12).

Общество по-разному понимается в функциональной и конструкти­вистской перспективах. Функциональная парадигма предполагает цело­стный и гармоничный характер общества, в котором индивид должен найти свое место. Люди разделяют некое «объективное» понимание об­щества, социальные конфликты не столь очевидны, а общество возмож­но изменить.

Конструктивизм предполагает множественность представлений об обществе, зависящих от нашего места в нем и системы, с позиций кото­рой мы его рассматриваем. Поскольку каждый понимает общество и мир по-своему, наши действия по изменению общества оказываются парализ­ованы.

Функциональное объяснение

Следуя логике функционализма в объяснении феноменов, мы можем действовать тремя способами: выявлять причины, предшествовавшие какому-либо событию и подтолкнувшие его к определенным действиям (человек женится, чтобы не быть высланным из Норвегии), выявлять на­мерения или последствия действий (человек женится, потому что хочет иметь сына) или рассматриваем непосредственно действие как произо­шедшее в силу «обычного хода вещей» (человек женится, чтобы создать семью) независимо от причин и последствий. «Давая феномену функцио­нальное объяснение, мы рассматриваем, прежде всего, практические по-164


следствия, которые это действие повлечет за собой, и его функцию или полезность для группы» (Grilje og Grimen, 1993:107).

Нередко приходится обращаться также к причинам, поводу и контек­сту действия, что не всегда легко установить для человека, находящего­ся в состоянии изменений. Разводясь с супругом, мы иначе определяем цель, исходя из которой мы заключили брак, чем во время медового меся­ца. Функционализм анализирует, прежде всего, сегодняшнюю ситуацию, не останавливаясь на прошедших событиях и исходя из принципа «сде­ланного не вернешь». Прошлое можно использовать лишь в качестве трамплина для изменения, как основу для выдвижения гипотез, которые терапевт опробует, создавая в случае неудач все новые и новые, исполь­зуя уже полученную информацию (Sevini et ai., 1980).

Этика

Главной ценностью системной социальной работы является нейтра­литет, то есть попытка увидеть ситуацию глазами переживающего ее че­ловека (Oltedal, 1988:22). Поэтому мы должны очень тщательно выби­рать позицию, с которой мы оцениваем ситуацию, уважая интересы и мнения других людей, что особенно важно в семейной социальной работе — не отдавать предпочтения какой-то одной точке зрения, поскольку она не является более «правильной», чем другие. Системное мышление более подходит для относительно гармоничного состояния, когда все члены семьи видят одни и те же цели, даже в ситуации конфликта.

И все же плюрализм мнений не дает ответа на вопрос о месте морали, ценностей и абсолютного в социальной работе, коль скоро ничто не явля­ется абсолютным. Этот ответ мы находим в законодательстве, определя­ющем цели, условия и последствия действий социальных работников, а также их ответственность. Закон обнаруживает линейную логику в слу­чаях правонарушений или принуждения. То же касается и оказываемой помощи, нацеленной на улучшение жизненных условий клиента, поощре­ние его к самостоятельному поиску решения.