Смекни!
smekni.com

М 74 модели в социальной работе: из разных истоков к одному полю деятельности. Гюнн Странд Хатчинсон, Сив Олтедал / Под редакцией Р. И. Даниловой. Архангельск (стр. 47 из 49)

Социальная работа является ценностно-ориентированной

Социальная работа является в большей степени практической дис­циплиной, чем, например, социология. «Социологическоезнание... су­ществует в большей степени как противоположность частным и обуслов­ленным интересами людей представлениям, полученным из практики» (Bourdieu, 1995:218). Это означает, что, занимаясь практической рабо­той, работник приобретает свой профессиональный интерес, который зак­лючается в улучшении жизненной ситуации пациента или уменьшении социальных проблем на уровне индивида или общества.

В центре внимания находятся проблемы, вызванные недостатком ре­сурсов (способностей) индивида, рассогласованностью отношений с дру­гими людьми или любыми другими социальными ситуациями.

189


Этическое измерение в социальной работе является исключительно важным. Возвращаясь к различиям между социологией и социальной работой, мы можем увидеть, что последняя нацелена на действие и, сле­довательно, ценностно-ориентирована. Социология не является прак­тикой ни в каком смысле, а способом понимания общества (Berger, 1967). Научная объективность — это особая значимая структура, которую мы можем использовать (Berger and Kellner 1982:54). Однако, начав дей­ствовать, мы «отходим» от этой значимой структуры (там же, с.57-58). Действуя, социальный работник не может вынести свои личные ценнос­ти «за скобки». Социология исследует не только общество, но и отно­шения между человеком и обществом. Однако, как удачно показывает Роберте (Roberts, 1990), направив все свое внимание на общество и со­циальную среду, социология не имеет интереса в социальной работе. Исследуя литературу по социальной работе, он обнаруживает «почти полное игнорирование социологических теорий и концепций» (там же: 145). Подобная «прохладность» отношений между социологией и социальной работой объясняется различием интересов: «Очевидно, по мере того, как общественная наука становится менее американской и более вовлеченной в реальный мир, а социальная работа теряет свой психиатрический характер, возрастает потребность в сотрудничестве между двумя этими сферами для решения социальных проблем... Если социальную работу можно обвинить в действии без теоретического обоб­щения опыта, то социология виновна в теоретизировании без практи­ческих действий» (Kallen, Miller and Daniels, 1989). В Англии, по убеж­дению Дэвис (Davies, 1991:10) отношения между двумя этими науками осложнены тем, что социологи критикуют деятельность социальных ра­ботников, а последние должны действовать в силу своих профессио­нальных обязанностей.

Социальный работник не имеет возможности критически осмысли­вать или обдумывать ситуацию, так как он должен оказать конкретную помощь тем людям, с которыми сталкивается «лицом к лицу».

Главными ценностями, которые используются социальным работ­ником в работе с пациентом, являются две (Комптон и Галэуэй, 1984:68):

• пациент—это уникальный и своеобразный человек. Уважение че­ловеческой самоценности пациента занимает центральное положение в социальной работе;

• пациент свободен делать свой выбор. Огромную важность имеет право пациента самостоятельно принимать решения.

190


В социальной работе практикуется целостный подход

Работая с пациентом, важно предоставить ему как можно больше информации о ситуации и обо всем, что имеет отношение к оказанию про­фессиональной помощи через отношения. Такой смысл мы вкладываем в понятие «целостное», или широкое, понимание ситуации. Мы «включа­емся» в ситуацию, используем интуицию и способны «излечить» всю си­туацию целиком вместо того, чтобы отстраниться от ситуации и заняться анализом. Однако это не объясняет, почему мы должны принять целост­ный подход. Нам необходимо работать совместно с другими людьми, в том числе специалистами.

Работая в социальной среде пациента, или ведя прием пациентов, социальный работник «одинок» в своих усилиях «понять» потребности пациента и стремлении развить профессиональное понимание. Все более важное значение приобретает такой уровень профессиональных способ­ностей, когда социальный работник знает, что он способен сделать, а что — нет, и хорошо знаком с особенностями работы людей других профес­сий . Это знание необходимо, чтобы решать вопрос о привлечении других специалистов к сотрудничеству или о передаче пациента под их опеку. Результатом здесь будет являться взаимодействие между людьми различ­ных специальностей. Наличие ряда смежных профессий в одной и той же сфере работы ставит перед представителями каждой из них требование развивать возможности сотрудничества.

Целостная работа—это работа, которую совместно выполняют пред­ставители нескольких профессиональных групп.

Однако, встречаясь с пациентом, социальный работник должен быть оптимально ориентирован на целостный подход—поскольку он работа­ет с целостным человеком, а не с какой-то вещью, проблемой или потреб­ностью, которую он должен удовлетворить.

Отношения «лицом к лицу»

Социальная работа — это работа, связанная с отношениями, где цен­тральное место занимает взаимодействие между пациентом и социальным работником. Знания практика нередко являются «личными» и «безмолв­ными». Шён (Schon, 1983) различает безмолвное знание («знание— дей­ствие») и сформулированное, или выраженное, знание (знания — в—дей­ствии). Знание заключено в действии, а работник находится в очень тесном и осмысленном взаимодействии (там же:79).

В этих отношениях главная роль отводится языку и целостному вос­приятию другого человека. Личное общение — это нечто совсем другое,

191


чем разговор с человеком по телефону или просмотр информации о нем. Знание, полученное в непосредственном общении, невозможно получить никаким другим способом. Справедливо было бы усомниться в том, мож­но ли считать социальной работой только деятельность по решению про­блем, не сопряженную с личными контактами с людьми. Если же соци­альный работник ранее встречался с пациентами, то общение по телефону может стать частью проводимой им работы.

Работа «лицом к лицу» с пациентами является неотъемлемой частью социальной работы, необходимой для формирования профессионального сознания, то есть знания, приобретаемого через личный опыт и которое невозможно почерпнуть в специальной литературе.

Политика участия в управлении и планировании социальной работы предполагает особую, ведущую роль социального работника: важно, чтобы социальный работник имел обширные знания и богатый опыт, ко­торые он может использовать, чтобы оказывать людям помощь в конкрет­ной области. Социальный работник должен уметь руководить людьми, направлять их действия с позиции специалиста в определенной области. Эта философия значительно отличается от общей, конкретно не обуслов­ленной модели управления.

Лидерство в социальной работе означает хорошие отношения с кол­легами, помощь и руководство их работой, а также непосредственное общение с пациентом. Специализируясь в «управлении участия», соци­альный работник неизбежно испытывает потребность работать с самим собой как специалист. Управление и планирование в социальной работе также предполагает непосредственное участие работника в контактах с пациентами.

Систематичность в социальной работе

Характерной чертой социальной работы является ее систематичность, целенаправленность и ориентированность на достижение конкретных результатов. Социальный работник призван способствовать улучшению ситуации пациентов или воспрепятствовать ее ухудшению. Он должен действовать, не позволяя событиям случаться, организуя свою деятель­ность особым образом.

Время в социальной работе также имеет большую важность. Время имеет разную значимость в зависимости от того, какого рода работу мы выполняем — терапию социальной среды, разворачивающуюся на протя­жении продолжительного отрезка времени, или кратковременный кон­такт, направленный на решение конкретной проблемы, например, в уч-

192


реждении социальной помощи, причем в обоих случаях можно выделить четкие стадии социальной работы. Эти стадии называются «начало», «средний этап» и «завершение». Составными частями систематического процесса работы являются взаимодействие, цель и проблема. Мы уже говорили, что модели, если мы систематически следуем им, отличаются друг от друга расстановкой акцентов. Интеракциональные модели уде­ляют большое внимание взаимодействию, также конструктивизм и сис­темно-теоретические модели, однако последние были скорее ориентиро­ваны на выполнение задач, фокусировались на проблеме или цели, Ни одна из моделей социальной работы не может ориентироваться на взаи­модействие или результат, фокусируясь в основном на проблеме и цели. Систематичность работы означает, что и сам социальный работник, и другие люди дают оценку его работы. Это дает возможность улучшить результаты работы, находить более правильные предпочтения в ситуации, когда в нашем распоряжении находится очень мало ресурсов, а социальный работник находится под определенным давлением своей работы.

Социальная работа — это профессиональные способности социаль­ного работника, формируемые в динамическом взаимодействии специ­альными институтами, задачами и традициями работы. Социальная рабо­та является также сферой научных изысканий, учебным предметом и полем практической деятельности, основу которой составляют отношения меж­ду социальным работником и пациентом. Цель социального работника— улучшить жизненную ситуацию пациентов, используя методы социаль­ной работы. Эта работа является практической и ориентированной на действие, так как она осуществляется на отрезке взаимодействия между индивидом и социумом. Социальная работа является систематичной, ис­пользует целостный подход, ориентирована на ценности и проходит в непосредственном взаимодействии людей «лицом к лицу».