Пастырь должен хорошо разбираться во всех ересях и ложных учениях о Боге, чтобы спасать от них своих пасомых, как бы управляя ими: "Если пастырь не умеет хорошо отражать все …ереси, то волк может и посредством одной пожрать множество овец"[21]. Пастырь должен учить свою паству. Учить словом и учить делом. Святитель говорит о том, что мало для священника одной праведной жизни, нужно еще и знание и твердое стояние в догматах истины: "Это - совершеннейший способ учения, когда и делами и словами приводят поучаемых к той блаженной жизни, которую предписал Христос".[22]
Священник должен относиться к пасомым как отец к своим малолетним детям, служа им: "Как от этих мы не отвращаемся, когда они оскорбляют, или ударяют, или плачут, и даже, когда смеются и ласкаются к нам, не очень заботимся об этом, так и священники не должны ни надмеваться похвалами народа, ни огорчаться порицаниями, если они будут неосновательны".[23]
Священник − всегда учитель. Житейские его заботы не должны мешать его "делам духовным". "Учитель должен… сеять ежедневно, чтобы слово учения, по крайней мере, непрерывностию своею могло укрепиться в слушателях".[24]
"Священники − соль земли", − говорил святитель Иоанн Златоуст, опираясь на апостола и евангелиста Матфея. Пастырь должен, учит святитель, "знать все житейское не менее обращающихся в мире, и быть свободным от всего более монахов, живущих в горах".[25]
III. Заключение.
Подводя некоторые итоги рассуждениям святителя Иоанна Златоуста о пастырском служении в словах "О священстве", мы можем отметить следующее: Святитель говорит о высоте пастырского служения, с которым не может быть поставлено рядом ни одно дело человеческое на земле. Соответственно, пастырь должен быть чист душою, владеть словом и знать христианское вероучение. Целый ряд образов использует свт. Иоанн для раскрытия различных граней священнического служения: это и, собственно, пастырь и отец, и служитель, и учитель, и даже управитель.
Следуя за мыслью святителя, мы начинаем понимать, что священство предполагает святость и никак не менее. Все христиане призваны стать чадами Божиими по благодати, но на священнике - миссия руководства церковным народом, его управлении, поэтому он должен быть "солью", чтобы "осаливать" других, должен стяжать благодать, стать святым, чтобы
помочь в этом пасомым.
Литература.
1. Свт. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений в двенадцати томах.
изд-во Православная книга, М 1991.
[1] Свт. Иоанн Златоуст. О священстве / Собр. соч. в 12 т. Т. 1, кн. 2. – СПб, изд-во СПбДА, 1898г, репринт.
[2] См. там же
[3] См. там же
[4] См. там же
[5] См. там же
[6] См. там же
[7] См. там же
[8] См.там же
[9] См.там же
[10]См.там же
[11]См.там же
[12] См.там же
[13] См.там же
[14] См.там же
[15] См.там же
[16] См.там же
[17] См.там же
[18] См.там же
[19] См.там же
[20] См.там же
[21] См.там же
[22] См.там же
[23] См.там же
[24] См.там же
[25] См.там же