Смекни!
smekni.com

Методические указания к курсу лекций, семинарским и практическим занятиям по дисциплине «теория и история искусства» Втрех частях (стр. 3 из 4)

13. Рембрандт. Даная*.

14. Рембрандт. Возвращение блудного сына*.

15. Рембрандт. Автопортрет с Саскией на коленях.

16. Рембрандт. Ночной Дозор*.

17. Рембрандт. Синдики.

18. Рембрандт. Портрет Титуса*.

19. Рембрандт. Портрет старушки.(1654 г.)*.

20. Рембрандт. Портрет Хендрикье Стоффельс.

21. Вермеер. Служанка с кувшином молока.

22. Вермеер. Девушка с письмом*.

23. Вермеер. Урок музыки*.

24. Вермеер. Мастерская живописца*.

25. Вермеер. Любовное письмо.

26. Вермеер. Офицер и смеющаяся девушка.

27. Вермеер. Девушка с жемчужной сережкой*.

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 3. Искусство итальянского Возрождения

Вопросы

1. Образ героической личности в скульптуре флорентийского

кватроченто.

2. Портрет в живописи высокого итальянского Возрождения и

гуманистический идеал человека.

3. Станковая живопись итальянского Возрождения – окно в реальный

мир.

- Формирование линейной перспективы и способов передачи пластических объемов в живописи Тосканы и Умбрии

XV– XVI вв.

- Проблема изображения световоздушной среды и теневых переходов во флорентийской и римской живописи

XV – XVI вв.

- Передача взаимодействия цвета и света в живописи Венеции XV – XVI вв. Проблема колорита в живописи итальянского Возрождения.

4. Античный миф в живописи итальянского Возрождения XV – XVI

вв. Образы античной мифологии в живописи Манетеньи, Боттичелли и Тициана.

Библиографический список

1. Античное наследие в культуре Возрождения, сб. ст. / сост.

А. Х. Горфункель. – М.: Искусство, 1984. – 297 с.

2. Гращенков, В. Н. Портрет в искусстве итальянского Возрождения /

В. Н. Гращенков. – М.: Искусство, 1996 – 459 с.

3. Данилова, И. Е. От средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины кватроченто / И. Е. Данилова. – М.: Искусство, 1975. – 312 с.

4. Дживелегов, А. К. Начало итальянского Возрождения. /

А. К. Дживелегов. – 2-е изд. М.: Искусство, 1925. – 267 с.

5. Дворжак, М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения:

курс лекций / М. Дворжак. – М.: Искусство, 1978. – 372 с.

6. Лазарев, В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве / В. Н. Лазарев. – М.: Искусство, 1979. – 484 с.

7. Он же. Пьеро делла Франческа / В.Н. Лазарев. – М.: Искусство, 1966. – 218 с.

8. Либман, М. Я. Донателло / М. Я. Либман – М.: Искусство, 1962. –

84 с.

9. Муратов, П. П. Образы Италии / П. П. Муратов. – М.: Республика, 1994. – 592 с. – ISBN 5-250-02261-8.

10. Гращенков, В. Н. Рафаэль / В. Н. Гращенков. – М.: Искусство, 1975

– 234 с.

11. Лазарев, В. Н. Леонардо да Винчи / В.Н. Лазарев. – М.: Искусство, 1952. – 96 с.

12. Ротенберг, Е. И. Искусство Италии XVI века. / Е.И. Ротенберг. – М.:

Искусство, 1967. – 294 с.

13. Смирнова, И. А. Крупнейшие художники венецианской террафермы

первой половины XVI века / И. А. Смирнова. – М.: Искусство, 1978. – 548 с.

14. Она же. Тициан и Венецианский портрет XVI века / И. А. Смирнова. – М.: Искусство, 1964. – 342 с.

Семинар 4. Изобразительное искусство Нидерландов XV XVI вв.

Вопросы

1. Гентский алтарь братьев Ван Эйк. Художественные особенности, иконография, символика.

2. Клаус Слютер. Колодец пророков из монастыря Шанмоль.

3. Образ человека в нидерландской живописи XV – XVI вв.

4. Картины Питера Брейгеля Старшего на мифологические и библейские сюжеты.

5. «Времена года» Питера Брейгеля.

6. Триптихи «Воз сена» и «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха.

Библиографический список

1. Бенеш, О. Искусство Северного Возрождения / О. Бенеш. – М.: Искусство, 1972. – 222 с.

2. Воронина, Т. С. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии / Т. С. Воронина, Е. Л. Мальцева, В. В. Стародубова, В.В. Мальцева М.: Искусство, 1994. – 146 с. – ISBN 5-210-02198 – 8.

3. Гращенков, В. Н. Книга О. Бенеша и проблемы Северного Возрождения / О. Бенеш // Искусство Северного Возрождения. – М.: Искусство, 1972. С. 5-55.

4. Герман, М. Ю. Ганс Мемлинг / М. Ю. Герман. Л. : Искусство, 1982.126 с.

5. Гершезон-Чегодаева, Н. М. Нидерландский портрет XV века / Н. М. Гершезон-Чегодаева. – М.: Искусство, 1972. – 412 с.

6. Она же. Н. М. Брейгель / Н.М. Гершезон-Чегодаева. – М.:Искусство, 1983. – 276 с.

7. Егорова, К. С. Ян ван Эйк / К.С. Егорова. М. : Искусство, 1965.152 с.

8. Никулин, Н. Н. Золотой век в нидерландской живописи. XV век /

Н. Н. Никулин. М. : Искусство, 1982. 422 с.

9. Фомин, Г. Иероним Босх / Г. Фомин. М.: Искусство, 1974. – 148 с.

10. Фехнер, Е. Ю. Нидерландская живопись XVI века / Е.Ю. Фехнер. – Л.: Искусство, – 452 с.

11. Хейзинга, Й. Осень средневековья / Й. Хейзинга. М.: Наука, 1988.540 с. – ISBN 5-02-008934-6.

Семинар 5. Искусство Возрождения во Франции и Германии

Вопросы

1. Графика Альбрехта Дюрера.

2. Портрет в немецком искусстве XVI в.

3. Немецкие алтарные композиции XVI в.

4. Скульптура «Фонтана Невинных» Жана Гужона.

5. Архитектура замков Шенонсо и Шамбор.

Библиографический список

1. Вельфлин, Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса /

Г. Вельфлин. М. – : Искусство, 1934. – 326 с.

2. Вег, Я. Немецкая станковая живопись XVI века / Я. Вег. – Будапешт:

Корвина, – 1984. – 94 с.

3. Либман, М. Я. Искусство Германии XV – XVI веков / М. Я. Либман. –

М.: Искусство, 1964. – 382 с.

4. Либман, М.Я. Дюрер и его эпоха / М.Я. Либман. – М.- Л.: Искусство,

1961. – 314 с.

5. Мальцева, Н. Л. Французский карандашный портрет XVI века /

Н. Л. Мальцева. – М.: Искусство, 1978. – 298 с.

6. Немилов, А. Н. Лукас Кранах Старший / А.Н. Немилов. –

М.: Искусство, 1973. – 242 с.

7. Петрусевич, Н. Б. Искусство Франции XV – XVI вв. / Н. Б. Петрусевич.

– Л.: Искусство, 1973. – 434 с.

8. Степанов, А. В. Мастер Альбрехт / А. В. Степанов. – Л.: Искусство,

1991. – 184 c. – ISBN 5-210-00318-3.

9. Турчин, В. С. Города и замки Луары / В. С. Турчин. – М.: Искусство,

1986. – 224 с.

Семинар 6. Итальянское искусство и архитектура XVII в.

Вопросы

1. Караваджо и караваджизм в искусстве XVII в.

2. Творчество Братьев Карраччи и проблема академизма в искусстве XVII в.

3. Стиль барокко в скульптуре Италии XVII в.

4. Архитектура римского барокко.

5. Архитектура барокко в Венеции и городах северной Италии.

Библиографический список

1. Арган, Дж. К. История итальянского искусства в т. 2. / Дж. К. Арган. – М.: Радуга, 1990. – 239 с. – ISBN 5-05-002585-7.

2. Ротенберг, Е. И. Западноевропейская живопись 17 века. /

Е. И. Ротенберг – М.: Искусство, 1989. – 287с.

3. Якимович, А. К. Барокко и духовная культура XVII века /

А. К. Якимович // «Советское искусствознание-76», № 1. – М.: Сов. художник, 1978. – С. 37-70.

4. Виппер, Б. Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII –XVIII веков / Б. Р. Виппер. – М.: Искусство, 1966. – 276 с.

5. Вельфлин, Г. Ренессанс и барокко / Г. Вельфлин . – СПб.: Искусство, 1913. – 365 с.

6. Всеволожская, С. Караваджо / С.Всеволожская. – М.: Искусство, 1960. – 198 с.

7. Знамеровская, Т. П Микельанджело да Караваджо /

Т. П Знамеровская. – М.: Искусство, 1955. – 183 с.

8. Лонги, Р. От Чимабуэ до Моранди / Р. Лонги. – М.: Радуга, 1984. – 352 с.

Семинар 7. Фламандская живопись XVII века.

Вопросы

1. Жанры и стилистические особенности фламандской живописи

XVII в.

2. Живопись Якоба Йорданса и Франса Снейдерса. Фламандский натюрморт XVII в.

3. Творчество Питера Пауля Рубенса.

- Тематика картин школы Питера Пауля Рубенса

- Живопись на мифологические темы

- Портреты Рубенса

- Технические приемы и особенности передачи света, колорита и карнации в школе Питера Пауля Рубенса.

6. Живопись Антониаса Ван Дейка. Парадный портрет XVII века.

Библиографический список

1. Браун, К. Ван Дейк / К. Браун. – М.: Искусство,1989. – 239 с. – ISBN5-210-24248-2.

2. Варшавская, М. Я. Питер Пауль Рубенс / М. Я. Варшавская. –

М. Искусство, 1958. – 264 с.

3. Гершензон-Чегодаева, Н. М. Фламандские живописцы /

Н.М. Гершензон-Чегодаева. – М.: Искусство, 1949. – 223 с.

4. Лебедянский, М. С. Портреты Рубенса / М.: Изобраз. искусство. – 1991. – 192 с. – ISBN 5-85200-123-6.

5. Смольская, Н. Якоб Йорданс / Н. Смольская. – М.: Изобраз. искусство, 1959. – 124 с.

6. Фромантен, Э. Старые мастера / Э. Фромантен. – М.: Искусство, 1966.- 308 с.

7. Якимович, А. К. Человек и природа в образах Рубенса / А. К. Якимович // «Искусство», № 5. – М.: Сов. художник, 1977. –

С. 23-52.

Семинар 8. Испанская живопись в XVIXVII вв.

Вопросы

1. Творчество Эль Греко.

2. Творчество Франсиско Сурбарана и Хусепе Риберы.

3. Миф и реальность в живописи Веласкеса.

4. Портреты Веласкеса.

Библиографический список

1. Знамеровская, Т. П. Веласкес / Т. П Знамеровская. – М.: Изобраз. искусство, 1978. – 272 с.

2. Каптерева, Т.П. Веласкес/ Т.П. Каптерева. - М.: Искусство, 1961. – 211 с.

3. Она же. Веласкес и испанский портрет XVII века / Т. П. Каптерева. – М : Искусство, 1961. – 310 с.

4. Кеменов, В. С. Картины Веласкеса / В. С. Кеменов. – М.: Сов. художник, 1966. – 128 с.

5. Он же. Миф и реальность в картине «Пряхи» Веласкеса /

В. С. Кеменов // «Искусство», № 8. – М.: Советский художник, 1960.

– С. 45-62.

6. Левина, И. М. Искусство Испании XVI – XVII веков /

И. М. Левина. – М.: Искусство, 1966. – 368 с.

7. Малицкая, К. М. Испанская живопись XVI – XVII веков /

К. М. Малицкая. – М.: Искусство, 1947. – 211 с.

Семинар 9. Голландская живопись XVII в.

Вопросы

1. Голландский натюрморт XVII в.

2. Жанровая живопись Голландии XVII в.

3. Голландская пейзажная живопись XVII в.

3. Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна.

- Миф и реальность в творчестве Рембрандта

- Портреты Рембрандта

4. Живопись Вемеера Дельфтского.

Библиографический список

1. Виппер, Б. Р. Становление реализма в голландской живописи XVII века / Б. Р. Виппер. – М.: Искусство, 1957. – 393 с.

2. Он же. Очерки голландской живописи эпохи расцвета /

Б.Р. Виппер. – М.: Искусство,1962. – 271 с.

3. Доброклонский, М. М. Рембрандт / М. М. Доброклонский. – Л.: Искусство, 1937. – 195 с.

4. Егорова, К. С. Портрет в творчестве Рембрандта / К. С. Егорова. – М.: Искусство, 1975. – 231 с.