Смекни!
smekni.com

Методические указания к курсу лекций, семинарским и практическим занятиям по дисциплине «теория и история искусства» Втрех частях (стр. 1 из 4)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Владимирский государственный университет

Кафедра культурологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КУРСУ ЛЕКЦИЙ, СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА»

В трех частях

Часть 2

Составитель

Т.А. АКИМОВА

Владимир 2008

УДК 7.01.09

ББК 85.0 г

М54

Рецензент

Кандидат исторических наук, доцент

кафедры культурологии

Владимирского государственного университета

В.И. Жарнова

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Владимирского государственного университета

Методические указания к курсу лекций, семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Теория и история искусства». В 3 ч. Ч. 2 / Владим. гос. ун-т. ; сост. Т. А. Акимова. – Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2007. – 25 с.

Содержат краткие тезисы лекций, список литературы для самостоятельной работы студентов, перечень обязательных для изучения памятников искусства, а также вопросы для подготовки сообщений и докладов на семинарских и практических занятиях.

Пособие состоит из трех частей. Во вторую часть входят темы по искусству Возрождения и западноевропейскому искусству XVII века.

Методические указания предназначены для студентов 1-го курса специальности 031401 – культурология очной формы обучения. Могут быть использованы студентами других гуманитарных специальностей.

Библиогр.: 130 назв.

УДК 7.01.09

ББК 85.0 г

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вторая часть методических указаний по теории и истории искусства является логическим продолжением первой части данного учебного пособия и целиком посвящена истории искусства Западной Европы XIV – XVII веков. Настоящий выпуск методических указаний ставит своей целью выработку у студентов-культурологов навыков распознавания специфики произведений изобразительного искусства и архитектуры эпохи Возрождения и европейского XVII века, способностей выявления исторических предпосылок рождения стиля из умонастроений эпохи, а так же умения ориентироваться в стилистических и иконографических особенностях изобразительного искусства и архитектуры вышеназванных периодов. Каждая тема семинарского занятия снабжена списком вопросов, предназначенных для докладов и сообщений студентов и перечнем специальной литературы, необходимой для их подготовки. Лекционные занятия во второй части методических указаний представлены тезисным планом лекций и списком обязательных для изучения памятников искусства, а в тех случаях, когда по данной теме не предусмотрены семинарские занятия, - списком литературы.

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Лекция 10. Поздняя готика и Проторенессанс в искусстве Западной Европы XIV в.

Происхождение и содержание термина «Возрождение». Периодизация и типология искусства XIV – XV вв. в Италии и странах Северной Европы.

Готические традиции в изобразительном искусстве Бургундии, Нидерландов, Франции. Творчество братьев Лимбургов и Клауса Слютера. Архитектура «пламенеющей» готики во Франции и Англии. Поиски новой выразительности в архитектуре, живописи и скульптуре XIV в. Взаимодействие византийских традиций и новых приемом в изобразительном искусстве Италии конца XIII – первой половины XIV в. Творчество Каваллини, Дуччо, Симоне Мартине, братьев Лоренцетти, Джотто, Андреа дель Пизано. Понятие «Проторенессанс».

Европейское искусство около 1400 года. Проблема стиля «Интернациональной готики» в искусстве Западной Европы рубежа XIV – XV вв.

Библиографический список ·

1. Алпатов, В. М. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто / В. М. Алпатов. – М.- Л.: Искусство, 1939. – 338 с.

2. Прокопп, М. Итальянская живопись XIV века / М. Прокопп. – Будапешт : Корвина, - 1988. – 94 с. – ISBN 963-13-2683-7.

3. Эрши, А. Живопись интернациональной готики / А. Эрши. – Будапешт : Корвина, – 1984. – 84 с. – ISBN 963-13-2337-4.

4. Лонги, Р. От Чимабуэ до Моранди / Р. Лонги. – М.: Радуга, 1984. –

352 с.

Список памятников ··

1. Церковь Сан-Миньято аль Монте во Флоренции*.

2. Пьетро Каваллини. Фрески церкви Санта-Чечилия ин Трастевере в Риме.

3. Никколо Пизано. Кафедра баптистерия в Пизе*.

4. Чимабуэ. Мадонна.

5. Дуччо ди Буонинсенья. Мадонна Ручеллаи.

6. Дуччо ди Буонинсенья. Алтарь Маэста*.

7. Джотто ди Бондоне. Фрески капеллы дель Арена в Падуе*.

8. Джотто ди Бондоне. Мадонна на троне.

9. Симоне Мартини. Благовещение*.

10.Симоне Мартини. Маэста. Портрет Гвидориччи да Фольяно (фрески залы Маппамондо в палаццо публико в Сиене)*.

11. Амброджо Лоренцетти. Аллегория Доброго и Злого правления в Зале девяти в палаццо Пубблико в Сиене.

12. Антонио Пизанелло. Святой Георгий и принцесса (фреска церкви Санта- Анастазия в Вероне).

13. Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов*.

14. Стефано да Верона. Мадонна с куропаткой*.

15. Декоративное убранство фасада церкови Сан-Миньято аль Монте во Флоренции.

Лекция 11. Искусство раннего итальянского Возрождения

Флорентийское искусство первой половины XV в. Основные задачи и направления развития. Идеология итальянского гуманизма и формирование нового образа мира и человека в изобразительном искусстве Италии.

Портрет в скульптуре и живописи XV в. Скульптура раннего Возрождения в Италии. Творчество Верроккьо и Донателло. Поиски правильного изображения прямой перспективы и трехмерного объема в живописи Тосканы и Умбрии.

Архитектура раннего Возрождения во Флоренции. Творчество Филиппо Брунеллески.

Список памятников

1. Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции*.

2. Филиппо Брунеллески. Интерьер капеллы Пацци во Флоренции*.

3. Филиппо Брунеллески. Галерея воспитательного дома во Флоренции.

4. Филиппо Брунеллески. Интерьер церкви Сан-Лоренцо во Флоренции.

5. Леон Баттиста Альберти. Церковь Сант-Андреа в Мантуе*.

6. Леон Батиста Альберти. Палаццо Ручеллаи во Флоренции*.

7. Мазаччо. Чудо со статиром. Изгнание из Рая (фрески церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе)*.

8. Мазаччо. Мадонна с младенцем.

9. Мазаччо. Троица*.

10. Донателло. Пир Ирода (рельеф купели баптистерия в Сиене)*.

11. Донателло. Благовещение (табернакль церкви Санта-Кроче во Флоренции).

12. Донателло. Конный памятник кондотьеру Гаттамелате*.

13. Якопо делла Кверча . Сотворение Евы (рельеф портала собора Сан-Петронио в Болонье).

14. Фра Беато Анжелико. Благовещение (фреска монастыря Сан-Марко во Флоренции).

15. Фра Беато Анжелико. Коронование Марии (фреска монастыря Сан- Марко во Флоренции)*.

16. Паоло Учелло. Битва при Сан-Романо*.

17. Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов (фреска в палаццо Медичи-Рикарди во Флоренции).

18. Пьеро делла Франческа. Крещение Христа*.

19. Пьеро делла Франческа. Встреча царицы Савской и царя Соломона.

20. Андреа дель Верроккьо. Конный памятник кондотьеру Коллеоне в Венеции*.

21. Андреа дель Вероккьо. Давид*.

22. Сандро Боттичелли. Весна*.

23. Сандро Боттичелли. Рождение Венеры.

24. Сандро Боттичелли. Мистическое Рождество.

25. Сандро Боттичелли. Портрет молодого человека с медалью.

26. Козимо Тура. Пьета.

27. Андреа дель Мантенья. Фрески в Камеры дельи Спози в палаццо Дукале в Мантуе*.

28. Андреа дель Мантенья. Св. Себастьян*.

29. Антонелла да Мессина. Св. Иероним в келье*.

30. Антонелла да Мессина. Св. Себастьян*.

31. Джованни Беллини. Святое собеседование*.

32. Витторе Карпаччо. История Св. Урсулы. Сон святой Урсулы. (фреска Скуолы ди Сан-Марко в Венеции).

Лекция 12. Искусство высокого Возрождения в Италии

Скульптура высокого Возрождения во Флоренции и Риме. Творчество Микеланджело Буонарротти и эволюция образа героической личности в итальянской скульптуре XVI века.

Поиск совершенной композиционной, образной и пространственной гармонии в живописи высокого Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи и Рафаэля.

Архитектура Италии XVI в.: типология и основные тенденции развития. Венецианская живопись XV – XVI вв.: творчество Джорджоне, Тициана и Веронезе.

Список памятников

1. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта*.

2. Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа.

3. Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и

Св. Анной.

4. Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры деи Бенчи.

5. Леонардо да Винчи. Портрет Моны Лизы дель Джокондо*.

6. Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Роспись трапезной монастыря Санта- Мария делле Грацие в Милане*.

7. Микеланджело Буонарротти. Пьета (1447 1448 гг.).

8. Микеланджело Буонарротти. Давид*.

9. Микеланджело Буонарротти. Моисей.

10. Микельанджело Буонарротти. Роспись свода Сикстинской капеллы. Иконография.

11.Микельанджело Буонарротти. Сотворение Адама, Сивилла Кумская, Страшный суд (фрески свода Сикстинской капеллы)*.

12. Микеланджело Буонарротти. Капелла Медичи церкви Сан-Лоренцо. (интерьер, скульптурное надгробие Джулиано Медичи: аллегории Дня и Ночи*).

13. Микеланджело Буонарротти. Пьета Ронданини.

14. Микеланджело Буонарротти. Площадь Капитолия в Риме.

15. Микеланджело Буонарротти. Купол собора Св. Петра в Риме*.

16. Рафаэль Санти. Мадонна Конестабиле.