Эта тенденция обусловливает важное изменение условий социальной эволюции. В то время, как воинственный импульс влечет за собой уничтожение людей и обществ, неспособных к защите, импульс соперничества не вызывает непосредственно такого уничтожения. Он мирится с нежной заботливостью об их существовании. Миллионер, которому, под влиянием этого импульса, удается присвоить себе часть общественных богатств, может пожертвовать их на учреждение публичных библиотек, на госпитали и столовые. В сущности, природная тенденция импульса соперничества стремится поддерживать, а не уничтожать побежденного противника, – его отношения приносят более полное довлетворение импульсу, и эксплуатация его труда счастливым соперником представляет естественный результат соревнования.
Поэтому, по мере того, как соревнование заменяет в каком-нибудь обществе драчливость, оно стремится положить конец естественному подбору индивидуумов внутри общества, так что зависимость эволюции человеческой природы от группового подбора все увеличивается. И если международное соревнование вполне вытеснит международную драчливость или воинственность, групповой подбор также ослабеет. В этой стадии наиболее цивилизованные общества стремятся, чтобы согласно закону, коллективный ум шел по стезе эволюции индивидуального ума через большие промежутки времени. Существуют несомненные признаки того, что воинственность наций сменяется соперничеством; что война уступает место промышленной и интеллектуальной конкуренции; что войны между культурными нациями, заменяющие моральные конфликты между индивидуумами и между обществами, охваченных воинственным духом, стремятся стать простыми инцидентами в торгово-промышленной конкуренции, и их ведут ради обеспечения рынков сбыта сырья, которые принесут промышленные или торговые выгоды их владельцам.
Эта тенденция соперничества занять место драчливости есть, следовательно, тенденция довершить то, что было важным и, пожалуй, важнейшим фактором прогрессивной эволюции человеческой природы, а именно, подбор полезного и уничтожение менее полезного (среди индивидуумов и обществ), представляющий результат их конфликтов. (Этой же тенденции надо приписать попытку основать науку и искусство «евгеники» или улучшения рода)».
Литература.
Мак-Дауголл У. Основные проблемы социальной психологии [Текст] / У. Мак-Дауголл. – М.: Космос, 1916. – С.2-4, 10-13, 43-45, 206-217.