Смекни!
smekni.com

С. С. Суразаков оставил глубокий след как один из талантливейших мастеров-педагогов высшей школы, как мудрый наставник молодежи, как трудолюбивый ученый-фольклорист, поэт огромного дарования, воспевши (стр. 1 из 2)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 г.Горно-Алтайска».

Творчество С.С.Суразакова

Выполнила: Каменова Назгуль,

8 класс

Научный руководитель:

Елена Владимировна Бадакина

г. Горно-Алтайск

2009г.

Содержание.

Введение.

1. Сайдыс в мифах и легендах алтайцев.

2. Родословная С.С.Суразакова.

3. Творчество С.С.Суразакова, его вклад в алтайскую литературу.

4. Литературный музей имени С.С.Суразакова.

Заключение.

Приложение.

Литература.

Введение.

В последнее десятилетие в Республике Алтай при школах было создано много литературных музеев, посвященных алтайским писателям. Так, например в селе Ело Онгудайского района музей имени Э.М.Палкина, в селе Сайдыс Майминского района музей имени С.С.Суразакова.

С.С.Суразаков оставил глубокий след как один из талантливейших мастеров-педагогов высшей школы, как мудрый наставник молодежи, как трудолюбивый ученый-фольклорист, поэт огромного дарования, воспевший свою родину – Горный Алтай. Особенно его интересовал героический эпос алтайского народа. Именно вдумчивая кропотливая работа по записи героических сказаний способствовала тому, что С.С.Суразаков стал одним из теоретиков и алтайской сказительской школы. Все научные выводы и художественные переживания вызревали в тайниках его ума и души и выливались в книги. Поэтому-то читая их, начинаешь сопереживать автору, видеть методы и способы его исследовательской работы в науке и художественной литературе.

Изучение его творчества, родословной, изучение литературного музея ( с момента его создания и до сего дня) позволяет определить линии развития алтайской литературы.

При исследовании данного реферата поставила перед собой цель:

1.Рассмотреть творчество, изучить родословную С.С.Суразакова; рассмотреть литературный музей.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- изучить историю села, где родился и вырос С.С.Суразаков.

- изучить творчество писателя, его родословную;

- исследовать публицистическую линию литературного музея как отражения духа времени.

Задачей культуры, литературы в данном случае, становится накопление, анализ и передача будущим поколениям позитивных жизнеспособных традиций и знаний, а также объектов культурного наследия, которые являются ничем иным как материальными носителями этих знаний.

Сайдыс в мифах и легендах алтайцев.

В литературном музее с.Сайдыс содержатся материалы по истории создания села, усилиями энтузиастов-учителей, учащихся собраны этнографически-прикладная материальная культура, исторические материалы. Особенно познавательна история создания села в мифах и легендах алтайцев.

В мифе о Сайдысе рассказывается о том, как много веков назад монгольские завоеватели добрались до центра Горного Алтая, оказались на перевале Сартамыр. Увидели они зеленую, окруженную невысокими горами долину. Враги залюбовались красотой долины и решили отдохнуть у реки. В спешке ринулись в долину – в топкое болото. Красивая зеленая долина оказалась страшным болотом для монгольских лошадей, привыкших к твердой, песчаной почве. Тысячи монгольских лошадей завязли в болоте.

Местные жители, майминцы, увидев, как тонут лошади, с криком бросились на врагов: «Сай! Сай!», что в переводе означает «Коли! Коли!». Сотни пик майминских мужчин и женщин расправились с большинством завоевателей.

С тех пор зеленая долина называется Сайдыс (мы кололи). Перевал, где шла битва майминцев с монголами, бросившими на болоте лошадей, бежавшими, спасаясь от смерти, называется «Jуу-Ашкан» (Война прошла), а долину за перевалом от Сайдыса называют «Jуу-Чак» (Война).

До битвы с монголами Верхний Сайдыс назывался – Оро-Тон, Средний Сайдыс – Урен-Арт, Нижний Сайдыс – Ак-Кобы и Кайынзуур. Здесь и родился известный ученый, писатель Сазон Саймович Суразаков. Ак-Кобы – Белый лог, в этом месте каждый год цветет большое количество ромашек. Глянешь на поле, а оно белым-бело.

Гора Чаптыган издревле считается покровительницей рода чапты. Гора для этого рода считалась священной. Люди всегда поклонялись ей.

Раньше на горе был пожар, после чего на ней образовалось голое место, где до сих пор нет деревьев. Там, по семейным преданиям, прапрадед С.С.Суразакова совершал обряды поклонения Ульгеню – главному божеству алтайцев, «общался» с духами-покровителями рода. Удивительно могуча эта гора! Уже с подножья чувствуешь на себе ее завораживающую силу! Может быть, это исходит от воздуха, настоенного на темнозеленых пихтах и ветвистых кедрах, на малине и смородине, на душистых травах Алтая? Здесь кончается суета повседневной жизни и человек чувствует себя частицей Планеты, Космоса, Вселенной.

Есть об этой горе легенда:

Однажды соседняя гора Адаган поссорилась с Чаптыганом. После чего Адаган стал кидать камнями в Чаптыган, а Чаптыган – кедровым лесом. Гора Чаптыган начал гореть и там все сгорело.

С тех пор на горе Чаптыган много камней и мало деревьев.

Родословная С.С.Суразакова.

Про С.С.Суразакова известно и написано довольно много в основном о его творчестве и педагогической деятельности. Недостаточно раскрыта его общественная деятельность, и почти не изучена родословная семьи Суразаковых. В литературном музее собран материал о родословной семьи С.С.Суразакова до восьмого поколения.

Родословная начинается от шамана Jадыная. Он славился в северном Алтае, как шаман большой личности. Его боялись и уважали. Шаманы бывают разного направления: лечащие, ясновидцы,борющиеся с разными недугами, защищающие родовое племя. Jадынай шаман 18 века. В основном, все шаманы Суразаковых были лечащими шаманами, поэтому народ относился к ним с уважением. Свое мастерство Jадынай передал сыну Таjы. Третьим поколением был Суразак , внук Jадыная. Он был женат на красавице Пестиек из рода кергил. И от Суразака распространилась фамилия Суразаковых. Семьи алтайцев были в основном многодетные. Часть детей Суразака и Пестиека проживали в Шебалинском районе, основная семья проживала в двух селах Сайдыса, майминского района.

Главным родовым шаманом был Ебечек. Про шамана Ебечека ходили легенды. Люди были свидетелями во время камлания шамана Ебечека: от дымохода аила мог идти ливень со снегом в летнее время или вокруг аила появлялись белые или черные собаки. Женщины и дети видели пляшущих чертей. Ебечек, видимо, обладал большой силой гипноза.

Если собрать всех внуков и правнуков Jадыная , получится более тысячи человек. Главной особенностью родословия Суразаковых было шаманство, которое переходило из поколения в поколение.

Одним из ярких личностей был Кам Онопрой – чапты, о нем говорят, что среди людей он появлялся редко, в основном обитал в тайге, во время старолуния уходил в лес;у него за пазухой находилось немного соли, в руках- маленький топорик и охотничий нож.

И в зимнюю стужу, осенью и летом он проживал в тайге. По рассказам очевидцев он сумел приучить диких коз, маралих, одомашнил волчат, за счет их молока и мяса жил в лесу неделями. Больные люди его к себе не звали, а сами ходили к нему на лечение, Онопрой был сильным камом, охотники и местные жители его сильно боялись. Они старались с ним не встречаться. Самые назойливые охотники часто возвращались с пустыми руками, могли и заболеть. Так, Онопрой превращался в грозу охотников и, защищая диких зверей, он наводил ужас не только на местное население, но и на русских переселенцев охотников. Русские староверы говорили, что в начале 19 века его убили казаки из Бийска. По всей вероятности, проклятие Онопроя настигло убийц все их семьи стали болеть падучей оспой. Когда члены их семей стали болеть и умирать, староверы были вынуждены покинуть алтайские территории.

Дальше род продолжил Матвеяк, дед С.С.Суразакова. О Матвеяке люди говорят немного. Хотя он тоже был шаманом, но по-видимому, силой гипноза не обладал. Единственное, что наши бабушки из поколения в поколение передавали, что он был мастером сказаний благопожелания молодым. Молодожены перед свадьбой всегда ходили к шаманам.

Из слов создателя музея М.В.Опонгошевой, которая слышала от своего деда Бабаева Алексея Степановича, 1952 года рождения, что кам Jадынай считался камом сел Ынырги Сайдыса. Он жил за Чаптыганом. Его сын Тади с шестнадцати лет начал камланить и он мог влиять на погоду, например он останавливал дождь. Жена Tajи родом из с. Сайдыс. Всего у него было семеро детей. Шесторо из них были его детьми, а седьмой –Суразак был незаконным сыном Tajи. По алтайским законам отец должен был содержать незаконно рожденного сына до шестнадцати лет.

Когда Суразаку исполнилось шестнадцать лет, отец отправил его и свою жену из Ынырги. Жена Tajи привела Суразака в Сайдыс и со слезами попросила Бабая, чтобы он не усыновил, а выдал за Суразака свою единственную дочь Пестиек.

Кам Бабай внимательно выслушав, согласился выдать дочь за него и решил обучить Суразака шаманству, так как он заметил в нем необыкновенного мальчика. Мальчик был рыжий, с зелеными глазами, смелый, ловкий, умный. И кам Бабай сыграл очень важную роль в судьбе Суразака. Впоследствии Суразак станет известным камом-шаманом.

Старший сын Ебечек был сильным камом, он лечил людей и предсказывал будущее. Особенно хочется рассказать об отце Сазона – Сайму Суразакове. Из слов Марии Викторовны Бабаевой: У Матвеяка и Кадышкана родился сын Сайму. Она говорит, что хорошо знает его. Жену Сайму звали Майна Адарина, у них было шестнадцать детей. Сайму как и его родственники был камом. К нему приходило много людей лечиться.

Родословную С.С.Суразакова продолжают его дети, внуки и правнуки. Дочь – Елена живет в г. Томске, младший сын – Владимир в г. Владимире, а старший сын Александр живет в г.Горно-Алтайске.