После начала освоения нефтегазовой целины жизнь коренных северян изменилась. Можно говорить о тех проблемах, которые осложнили быт и само существование ненцев, но, как отмечал губернатор Ямало-Ненецкого национального округа Ю.В.Неелов: «...разработка нефтяных и газовых месторождений дала очень многое этим людям. Были построены за счет газовиков и нефтяников школы, интернаты, созданы районные больницы, специализированные школы - интернаты, где дети, живя и учась, находились на полном государственном обеспечении до 16 лет. От предприятий они направлялись стипендиатами в вузы, и после окончания вуза возвращались на Ямал. А теперь многие из них пользуются огромным уважением на родной земле». В то же время в процессе развития нефтегазового комплекса были и издержки. Прежде всего, в области экологии . Бывали случаи осквернения священных мест, кладбищ, озер - некоторые водоемы фактически вышли из рыбопромыслового оборота. Варварское отношение к земле имеет свои последствия. Нефть добывалась любой ценой, по принципу «а там посмотрим, что будет». Нарушается экобаланс тундры, исчезают оленьи пастбища, стойбища снимаются с насиженного испокон веков места и перекочевывают в другие края. Это катастрофа для народов, для которых эта земля - родной дом, а разрушенный дом восстановить труднее, чем построить новый.
Правительство округа ныне интенсивно задействует рычаги, позволяющие обуздать неразумные действия нефтегазовых гигантов, и, прежде всего, с помощью лицензирования, грамотной политики землеотводов.
Если сравнить жизнь ненцев со дня создания округа с нынешней, то прогресс есть. И в области развития культуры, и с точки зрения роста жизненного уровня. В период становления рыночных отношений стало хуже жить тем, кто остался в тундре. И новые условия хозяйствования коренным жителям сложны, а порой даже непонятны. Раньше все было просто - добывали рыбу, пушнину, приезжали на факторию, сдавали продукцию, получали взамен товары, ружья, порох, хлеб, масло - два раза в год отоваривались, таким образом, и уезжали снова в свои стойбища. Теперь фактории лопнули, предпринимателям и торговцам невыгодно идти в глубинку. Все эти проблемы легли на плечи бюджетов местных органов власти, нефтегазовых предприятий. Говоря о проблемах коренного населения нельзя не привести следующие цифры: продолжительность жизни коренных жителей в ЯНАО на 12-18 лет меньше, чем в целом по стране, заболеваемость туберкулезом выше в 5-6 раз, детская смертность в 2-3 раза превышает общероссийскую. Средняя продолжительность жизни аборигенов Севера не превышает 45-46 лет. Поэтому, сейчас многие меры администрации округа направлены на возрождение традиций и форм взаимоотношений ненцев с внешним миром, решение социальных проблем быта и здоровья народа.
Впервые в бюджете Ямало-Ненецкого национального округа в 1996 году отдельной строкой предусмотрены меры по развитию малых народов Севера. Бюджет округа в последние годы имеет социальную направленность. На развитие каждого коренного северянина заложено в бюджет в 5-6 раз больше средств, чем на всех остальных жителей округа. Создана развернутая программа по развитию малых народностей Севера. В ней - здравоохранение, обучение, развитие культуры народов, финансирование малого бизнеса и содержание факторий и многое другое. Округ образовался как культурно - национальная автономия, и малые народы Севера, достаточно много бывая за границей, видят, что в цивилизованных странах, таких как США, Канада, Швеция, Финляндия их сородичи не смогли, как хотелось бы, сохранить свою культуру и обычаи, как в России. На ставших уже традиционными съездах финно-угорских народов было отмечено, что культура наших ямальских народов сохранена лучше. Конечно, что - то и в России упустили, некоторые национальные виды искусств безвозвратно утеряны. Но все же богатая национальная культура многочисленных народов сохранена и развивается даже в сложных современных условиях.
Руководство Ямало-Ненецкого округа придерживается главного принципа - по наиболее важным вопросам вести постоянные консультации с представителями коренных народов. И, если они говорят, что нельзя допустить, чтобы по священным местам проходила трасса или газопровод, то к этому мнению прислушиваются, с обычаями людей считаются. У них есть свои национальные корни, своя душа, свои понятия о чести. Ни одна лицензия не выдается теперь без согласования с национальной общественностью.
На съезде оленеводов в Москве многие делегации отмечали, что Ямал -фактически единственная территория Арктической зоны, где традиционные отрасли остались более традиционными, чем на Чукотке, Якутии, Таймыре. Даже соседние округа не идут в сравнение с Ямалом. Это стало возможным потому что ненцы поняли: противодействие современному освоению, сохранение своего народа - только а традиционном укладе жизни. Иначе следующему поколению передавать будет нечего. Важно также, что национальная интеллигенция, даже работая в городах, не оторвалась от своего народа и умело использует свой интеллект в проведении законодательной базы. На территории Таймырского округа находятся гигант цветной металлургии международного уровня ОАО «Норильская горная компания» /в т.ч. горнометаллургический комбинат, геологическая экспедиция/, Норильскгазпром, строительные и подрядные организации. Но этот округ - один из наиболее отсталых в социально - экономическом отношении субъект Российской Федерации по всем экономическим показателям. Ограничены финансовые возможности округа. Социально - экономическая ситуация в Таймырском округе обусловлена несколькими специфическими особенностями: округ расположен в абсолютно дискомфортной зоне, географически удален от других экономических и культурных центров России. Снижение объемов государственной социальной помощи северянам, в т.ч. и коренному населению, либерализация цен, и инфляция и другие негативные тенденции в экономике страны больнее всего отразились на жизни населения Крайнего Севера.
Доходная часть бюджета округа на 30 % - дефицитная, растет кредиторская задолженность, т.к. в бюджет Таймырского округа, в отличие от Ямало - Ненецкого округа, нет статей расхода, направленных на охрану оленьих пастбищ, облет их вертолетом, ветеринарную службу, организации системы интернатов для детей коренного населения, ведущего кочевой образ оленевода, а также льготное медицинское обслуживание коренных жителей.
Неблагоприятно сложившаяся в последние годы ситуация в развитии отраслей сельского и промыслового хозяйства не позволяет пока надеяться на реальное улучшение экономической и социальной защищенности коренных народов Севера, работающих на промыслах и в сельскохозяйственном производстве Таймыра.
Вхождение в рынок стало для округа не только сложным, но и разрушительным. На 75 % сократилась продажа сельскими производителями оленьего мяса, на 91 % - пушнины, 26 % - рыбодобычи, полностью ликвидировано скотоводство, что значительно усугубило обнищание селян и тундровиков. Если раньше был госзаказ на мясо северного оленя, то сегодня производство мяса оленя не выгодно.
Разведение домашнего оленя подразумевает кочевую жизнь с соответствующей техникой, запасами питания, связи и быта оленеводов. Зарплата их хоть и невысока, но у них есть еще члены семей, остающимися незадействованными в сфере производства. Если раньше широко применялась практика привлечения женщин к художественному ремесленному производству, то теперь она отсутствует.
Каков же выход из этой ситуации?
Сейчас в администрации округа прорабатываются вопросы о крупных поставках продукции из северного оленя через заказ «Норильской горной компании», оптимизации численности населения в сфере занятости. Разрабатывается региональная концепция национальной политики применительно к малочисленным коренным народам Севера. Речь идет о содействии в процессе сохранения образа жизни коренных народов.
Сейчас все чаще наблюдаются случаи, когда после окончания начальной школы, родители забирают своих детей в хозяйство, обучают традиционному укладу и хозяйственным навыкам. Поэтому одной из главных функций администрации Таймырского округа является содействие там, где у местного населения есть естественная тяга к сохранению традиционного образа жизни и своеобразия своей культуры.
Заключение
Во всем мире благополучие, уровень жизни, сохранность культуры малочисленных национальных меньшинств, входят в визитную карточку страны, служат показателем ее прогрессивности. Поэтому значимость судеб малых народов Севера для России несоизмеримо больше по сравнению с их малой численностью, составляющей всего 0,1 % населения страны.
Чтобы сохранить национальную самобытность, малым народам Севера необходимо поддерживать традиционные виды хозяйства, сохранять свои традиции и культуру.
В конце XX века на федеральном и местном уровнях был принят ряд документов и законов, предусматривающих помощь малым народам в непростых условиях становления рыночной экономики, стало уделяться больше внимания проблемам сохранения национальной культуры. Постепенно, сообща мы сможем возродить и сохранить малые народы Севера.
Абориген - сродни хрупкому, после инея, мху ягеля. Свернуть его траком вездехода - пара пустяков. Но потребуются столетия, чтобы восстановить этот покров на вечной мерзлоте. И то вопрос: восстановится ли?
На Востоке мудро говорят: «Пусть расцветают сто цветов». Убережем один из них - убережемся сами.
Список использованной литературы
1. Бакулин В.В., Козин В.В. « География Тюменской области». - Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996 г.
2. Большая советская энциклопедия. Том 17. – М.: Изд-во «Советская Энциклопедия», 1974 г.
3. «Возрождение» (приложение к Тюменской областной газете «Наше время») № 39/ 27 декабря 1995 г.
4. Голубчиков Ю.Н. «Суровые края России «География в школе» /научно-методический журнал/ № 1/98
5. Голубчик М.М. «Политико-географические проблемы в постсоветском пространстве на рубеже ХХI века». География в школе» /научно-методический журнал/ № 6/99.
6. Леонтьев А.А. «Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии» /учебно-справочное пособие/ - М.: «Флинта», 1998 г.
7. Россия. Природа, население, экономика. Энциклопедия. Том 12. – М.: Аванта, 1999 г.
8. Соколова З.П. «Путешествие в Югру». – М.: Мысль. 1982 г.
9. « Эко-ресурс» /экономико-географический журнал/ № 1/2001