Смекни!
smekni.com

по астрономии выполнила ученица 11 «А» класса (стр. 1 из 6)

Муниципальное образовательное учреждение

«Общеобразовательная Октябрьская средняя школа №2»


РЕФЕРАТ ПО АСТРОНОМИИ

Выполнила ученица 11 «А» класса

Коптяева Мария Викторовна.

Преподаватель -

Матвейчук Ирина Николаевна.

п. Октябрьский, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Древние представления………………………….………...……..4

Глава 2. Средневековье…………………………………..………………...9

Глава 3. Новое время…………..…………………………………………...11

Глава 4. Развитие науки до конца XIX века………………………………16

Глава 5. Современное представление……………………………………..18

Заключение………………………………………………………………….21

Список использованной литературы……………………...………………22

Приложения…………………………………………………………………23

ВВЕДЕНИЕ

«Понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснения их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда. Они строили картину мира в соответствии с теми данными, которыми располагали» [3, с.5].

Астрономия – одна из древнейших наук. Первые записи астрономических наблюдений, подлинность которых несомненна, относятся к VIII в. до н. э. Однако известно, что еще за 3 тысячи лет до н. э. египетские жрецы использовали свои наблюдения за небом для определения поведения Нила, регулировавшего экономическую жизнь страны. В Древнем Китае за 2 тысячи лет до н. э. видимые движения Солнца и Луны были настолько хорошо изучены, что китайские астрономы могли предсказывать наступление солнечных и лунных затмений.

Теория строения мира преобразовывалась в течение многих столетий, копила результаты неоднократных наблюдений, труды лучших ученых, превратившись в глубокие современные познания о космосе и Земле.

К сожалению, многие наши современники, имея доступ к великолепному наследию предков, будучи представителями землян XXI века, не пытаются узнать что-то новое для себя, даже азы астрономии, не говоря уже о продолжении научно-исследовательской деятельности ученых-астрономов. Таким образом, наше поколение, стоя на высокой ступени развития, рискует забыть все великие открытия и опуститься до первобытного состояния в своем представлении о Вселенной.

Литературы по выбранной мною теме много. Самое трудное – выбрать самое основное и изложить информацию кратко и в логической последовательности.

Задачей данного реферата является: описание теории строения космического пространства с древних времен, ее развитие в течение веков до нашего времени, а также отображение невыясненных до сих пор вопросов в астрономии.

Краткие выжимки истории астрономии я нашла в книгах [1], [2]. Помогли в написании реферата материалы из Интернета. Много полезного материала оказалось на сайтах [4], [5], [6]. Особо хотелось бы выделить Энциклопедию Аванта+ как ценнейший источник прекрасно изложенной информации. Я обращалась именно к этой книге, когда возникали трудности со сложными явлениями.


Глава 1

ДРЕВНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Религиозная основа

Астрономия, как и все другие науки, возникла из практических потребностей человека. Кочевым племенам первобытного общества нужно было ориентироваться при своих странствиях, и они научились это делать по Солнцу, Луне и звездам. Первобытный земледелец должен был при полевых работах учитывать наступление различных сезонов года, и он заметил, что смена времен года связана с полуденной высотой Солнца, с появлением на ночном небе определенных звезд. Дальнейшее развитие человеческого общества вызвало потребность в измерении времени и в летосчислении (составлении календарей). Полезность этих знаний заставляла ценить их и передавать из поколения в поколение. Так зародилась астрономия, считающаяся древнейшей наукой у всех народов.

Следы первобытных познаний доисторического человека, некогда населявшего нашу страну, раскрывает нам археология. Среди них есть и некоторые намеки, показывающие интерес человека каменного века к звездному небу. В археологии известны большие каменные плиты или маленькие изделия из кремня или других камней с изображением на них чашеобразных углублений, сочетающихся в разнообразные группы. Некоторые археологи допускали, что эти изображения представляют собою как бы доисторические звездные карты.

Два таких камешка были найдены П. А. Путятиным еще в 80-х годах прошлого века в неолитической стоянке на берегу Бологовского озера. Он считал их пастушескими амулетами. На одном из них, более крупном, среди ряда ямочек можно выделить наиболее отчетливые в своем сочетании, действительно представляющие фигуру Большой Медведицы, причем Мицар изображен двойным. Отчетливое изображение Б. Медведицы уже более позднего времени, эпохи бронзового века, можно видеть на кованой медной игле из собрания В. И. Бястова в юго-западной Руси.

Археологи нашли довольно много каменных сооружений. Их называют мегалиты (от греч. "мегас" - "большой", "литос" - "камень"). Еще в каменном веке по всей Европе жили племена, родственные друг другу, обладавшие достаточно развитой культурой. Эти племена иногда так и называют - строители мегалитов. Такие сооружения обнаружены повсюду - в Европе, Азии, Америке, Африке. Например, Стоунхендж в Великобритании.

В 1771 г. доктор Джон Смит тщательно измерил все камни и пришел к выводу, что Стоунхендж – это не только храм Солнца, но и календарь. Он отметил, что количество камней в одном из кругов - 30 - равно числу дней в лунном месяце, а если его умножить на 12 (число месяцев), то получится 360, соответствующее количеству дней в древнем солнечном году.

Таким образом Стоунхендж (как и другие мегалиты) был гигантской обсерваторией, построенной для того, чтобы следить за движением Солнца и Луны. С его помощью решалась важнейшая задача – определение дня летнего солнцестояния, когда Солнце поднималось над Пяточным камнем, знаменуя завершение годового цикла.

Древние наблюдения над движением небесных светил велись в начале без всяких инструментов, были не очень точными, но вполне удовлетворяли практические нужды того времени.

Первые представления о мироздании были очень наивными, они тесно переплетались с религиозными верованиями, в основу которых было положено разделение мира на две части – земную и небесную. Если сейчас каждый школьник знает, что Земля сама является небесным телом, то раньше “земное” противопоставлялось “небесному”. Думали, что существует “твердь небесная”, к которой прикреплены звезды, а Землю принимали за неподвижный центр мироздания (См. Приложения, рис.1- 4,с. 23).

Философская основа

Система мира Аристотеля

С развитием человеческого общества перед астрономией выдвигались все новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчетов. Постепенно стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.

Все накопленные веками знания о природе вплоть до технического и житейского опыта были объединены, систематизированы, логически предельно развиты в первой универсальной картине мира (см. Приложение ), которую создал в IV в. до н. э. величайший древнегреческий философ (и, по существу, первый физик) Аристотель (384—322 гг. до н. э.).

Аристотель впервые отделил мир земных (вернее, «подлунных») явлений от мира небесного, от собственно Космоса с его якобы особенными законами и природой объектов. Далее изложены основные астрономические представления Аристотеля.

Вселенная подразумевалась как вся существующая материя, состоявшая из четырех обычных элементов — земли, воды, воздуха, огня и пятого — небесного — вечно движущегося эфира, который от обычной материи отличался еще и тем, что не имел ни легкости, ни тяжести. Впервые этот ученый сказал о взаимосвязанности свойств материи, пространства и времени. Вселенная представлялась конечной и ограничивалась сферой, за пределами которой не мыслилось ничего материального и никакого пространства. За ее пределами нет времени, которое Аристотель с гениальной простотой и четкостью определил как меру движения и связал с материей, пояснив, что «нет движения без тела физического». Именно здесь помещался нематериальный, духовный мир божества, существование которого постулировалось. А так как Вселенная единственна и объемлет всю материю, она вечна, никогда не возникала и принципиально неуничтожима.

Поскольку Аристотель считал Вселенную шарообразной (из-за общей кажущейся формы небосвода и кругового суточного движения небесных светил), она должна иметь свой центр. По его мнению, посреди мира обязана быть Земля, так как наитяжелейшим элементом считалась как раз «земля» (См. Приложения, рис.5,с. 24).

Из эфира, по мнению Аристотеля, состояли все небесные тела (непременно идеальной сферической формы, скрепленные каждое со своей сферой из того же эфира). А передвижение звезд и планет с запада на восток он объяснил универсальным способом: «природа всегда осуществляет наилучшую из всех возможностей».

Крайней, наиболее удаленной, восьмой сферой считалась сфера звезд. На взгляд Аристотеля, звезды неподвижны относительно своей сферы (вывод о сделан также и на том основании, что Луна всегда повернута к Земле одной стороной). Это раскаленные тела, нагревающиеся в результате трения о воздух при движении (весьма стремительном, учитывая удаленность последней, звездной сферы неба). Так думал, например, Анаксагор. Но по Аристотелю тепло и свет возникали не от трения звезд, а самих сфер друг о друга.

Звезды и планеты ученый называет огромными телами, тогда как Землю он считал небольшой (на основании быстрого изменения звездного неба во время передвижения по ее поверхности). Приведенная им оценка ее окружности (более 70 тыс. км) самая древняя из известных. Более точные оценки (40 тыс. км) получали после Аристотеля в III – II вв. до н. э. Архимед, Эратосфен, Гиппарх.