Московский государственный университет
им. Ломоносова
Факультет психологии.
Реферат
по сравнительной и зоопсихологии
"Эволюция пластичности поведения животных"
студентки 1 курса, 12 группы
Аграчевой Елизаветы.
Преподаватель: Мешкова Н.Н.
Москва, 2000
Содержание:
1. Введение................................................................................стр. 3
2. Глава I "Пластичность на уровне сенсорной психики".....стр.5
· Низший уровень...............................................................стр.5
· Высший уровень...............................................................стр.6
3. Глава II " Пластичность на уровне перцептивной психики"................................................................................ стр. 9
· Низший уровень................................................................стр.9
· Высший уровень.............................................................стр.11
4. Выводы.................................................................................стр.15
5. Список использованной литературы.................................стр.16
Введение.
Повышение интереса к поведению животных, которое наблюдалось к концу прошлого века, в большой степени было связано с появлением теории эволюции путем естественного отбора. Дарвинизм поставил множество вопросов о различии поведения между животными, животными и человеком. Одним из главных вопросов - вопрос о пластичности поведения животных и ее развитии в процессе эволюции животного мира.
По определению Лебушкина, поведение – это специфический для животных вид жизнедеятельности, в котором проявляется психическая форма отражения и который выражается в разнообразных двигательных реакциях, таких как локомоция, манипуляция, изменение формы тела.
Один из главных вопросов зоопсихологии, что же следует относить к психическому, решается по-разному разными учеными.
А.Н. Леонтьев, опираясь на два критерия - это характер отражения и характер деятельности, – выделяет 3 стадии.
Первая – стадия элементарной психики. Животные, относящиеся к этой стадии воспринимают отдельные свойства среды, а их деятельность направлена на отдельные объекты. К этой стадии относятся все беспозвоночные и рыбы.
Вторая стадия по Леонтьеву - это стадия перцептивной психики. На этом уровне животные отражают целостные объекты, а действуют с учетом пространственного расположения объектов. Одна из главных особенностей этой стадии – это способность переносить опыт, полученный в одной ситуации на другую, основываясь на сходстве вещей.
К этой стадии относят всех позвоночных, исключая рыб, которые относятся к первой стадии, и антропоидов, которых Леонтьев отнес к третьей стадии – стадии интеллекта..
Животные этого уровня способны отражать объекты в их связях и отношениях друг с другом, а действуют они в ситуации связи и отношения между предметами. Перенос опыта осуществляется на основе сходства целых ситуаций. К этой же стадии Леонтьев отнес кошек и собак, иногда не уступающих по интеллекту обезьянам.
Другая теория принадлежит К.Э. Фабри.
Он разделяет всех животных на две стадии:
1. Стадии элементарной сенсорной психики, которая, в свою очередь имеет 2 уровня:
а) низший, к которому Фабри относит одноклеточных и губок,
б) высший, в который входят двухстворчатые и брюхоногие моллюски, черви, иглокожие и кишечно-полостные,
2. Стадия перцептивной психики, которая также имеет два уровня:
а) низший, включающий членистоногих и головоногих моллюсков,
б) высший, к которому Фабри отнес всех позвоночных.
Вопрос о последний стадии вызывал много возражений у критиков. Основными критериями, которыми руководствовался Фабри, относя всех позвоночных к стадии интеллекта были следующие признаки интеллекта:
1. способность решать двухфазные задачи,
2. способность замечать изменения, происходящие в окружающей среде и действовать в соответствии с этими изменениями,
3. способность предвидеть развитие событий в ситуации,
4. способность к переносу навыков.
Фабри считает, что именно "движение (первично локомоция, а впоследствии манипулирование) являлось решающим фактором эволюции психики"[1]. Таким образом, решение двухфазных задач многими позвоночными (кошками, собаками, попугаями, врановыми, дневными хищными птицами, дельфинами, некоторыми грызунами и другими позвоночными), а также их другие способности дали Фабри основание для объединения всех позвоночных в одну группу – высший уровень перцептивной стадии.
Глава I
Пластичность на стадии сенсорной психики.
Пластичность поведения, то есть способность адекватно реагировать на изменения окружающей среды, присуща всем уровням.
Существует два способа наблюдать пластичность поведения: естественный, который наблюдается в естественных для животного условиях, и искусственный, который проводится в искусственно созданных условиях.
Низший уровень
На низшем уровне сенсорной психики поведение у ряда видов достаточно сложное.
Примером такого поведения в естественных условиях может служить реакция инфузории-стентор на сильные потоки воды. Сначала она приседает и начинает отклоняться в разные стороны. Если это не помогает, то она перемещается до тех пор, пока не найдет место, которое будет комфортным для нее.
Интересны реакции привыкания у одноклеточных. В опыте Н.А. Тушмановой, при продолжительном воздействии на инфузорию с помощью вибрации у части животных выработалось абсолютное привыкание, а у другой – относительное, то есть они реже реагировали на вибрацию сокращением. Быстрота выработки привыкания у инфузорий составляла 1-10 минут, а полное привыкание возникало через 23-27 минут.
Имеет определенное значение и частота подаваемого раздражителя. Если период был около 6 секунд, то привыкание к вибрации развивалось очень быстро. При подаче раздражителя раз в минуту оно развивалось медленно, а при увеличении периода до полутора минут не развивалось вообще.
Утомление у инфузорий возникало при частом сигнале через 3 – 4 часа, причем было выяснено, что при привыкании увеличивался синтез рибосомальной рибонуклеиновой кислоты (р-РНК), а при утомлении – понижался. То есть происходило истощение ресурсов животного, и выработалась приспособительная реакция, которая была направлена на то, чтобы экономить жизненные ресурсы организма.
Если в течении часа не раздражать инфузорию, а потом подать сигнал, то будет видна выработанная до этого реакция привыкания. Затем, при увеличении периода, можно наблюдать уменьшение этой реакции. Через 12-24 часа инфузория "забывает" свою реакцию на воздействие вибрации. Таким образом, память у инфузорий действует в течении 12-24 часов и является примером "простой формы кратковременной памяти"[2]. Если соотнести этот период с длинной жизни инфузории, то видно, что он не так мал.
Было выяснено, что наиболее успешной научение инфузории происходит в середине жизни. В начале привыкание очень маленькое, а к концу оно не развивается вообще.
У одноклеточных можно говорить уже о таком виде научения, как ассоциативное. Оно основано на вырабатывании реакции на витально нейтральный фактор, который связан с биологически значимым. Опыты с таким научением были поставлены несколькими учеными, и большинство из них были подвергнуты серьезной критике.
В опытах Зеста, в которых он наказывал инфузорий – туфелек при заплыве на освещенную часть сосуда, было невозможно получить обратный результат из-за методической ошибки. Ученый С. Варвжинчик, который преодолел эти недостатки в методике, сумел научить инфузорий избегать темный участок, где их раздражали электрический током. В результате инфузории оставались на освещенной части в четыре раза дольше, и их реакция сохранялась в течение часа.
Высший уровень
К этому уровню относят брюхоногих улиток, двухстворчатых моллюсков, черви и иглокожие.
Фабри отмечает, что этот уровень отличается малой пластичностью и консервативностью. Он отмечает "господство врожденных стереотипов"[3].
Кишечно-полосные.
Примером пластичности поведения этого уровня в естественных условиях может служить актиния, которая находит раковины рака-отшельника, реагируя на отдельные их свойства, распознавая химические вещества. После этого, актиния начинает двигаться в сторону источника вещества. Способы взбирается на раковину разными способами, в зависимости от типа раковины и от того, с какой стороны она к ней приблизилась.
Другим примером может являться поведение актинии при приближении к ней морской звезды. Морская звезда, которая питается актинией, выделяет в среду особую аминокислоту, почувствовав которую, актиния движется в противоположную сторону от источника вещества.
Искусственные эксперименты, проводившиеся на актинии были направлены на изучение привыкания животного. Актинии тактильно раздражали щупальца с одной стороны. Первая ее реакция на раздражитель – вбирание щупалец. Через малое количество сочетаний животное перестало убирать их, но при раздражении другой стороны возобновилась. При этом, обучение на другой стороны происходило быстрее.
В 1907 году были проведены эксперименты с актинией на привыкание в сфере пищевого поведения. Голодному животному в течении 24 часов с промежутком, меньше часа, прикрепляли к щупальцам одной стороны бумагу, пропитанную соком рыбы, которая является жертвой актинии. Актинии втягивали в рот бумагу, затем отвергали. Понадобилось 5 дней, для того, чтобы животное перестало реагировать на раздражитель. При прикреплении бумаги к щупальцам другой стороны, обучение продолжалось 2.5 дней. Реакция сохранялась в течении 12 дней, после чего актиния опять втянула бумагу в рот.