Ответ на вопрос, достаточно ли ресурсов у государства, можно попытаться найти, используя известную модель организационной системы (см. рис.1), выступающей в роли оператора, который преобразует «вход» в «выход». Для преобразования входа в выход оператор расходует ресурсы: материальные, временные и интеллектуальные. Эффективность работы оператора оценивается путем сравнения выхода с входом. Чем больше расходуется интеллектуальных ресурсов, тем меньше требуется времени и материальных ресурсов. Применительно к государству: чем более качественные решения выдает власть (субъект управления, см.рис.2), тем меньше ресурсов требуется гражданам (объекту управления) для достижения желаемой безопасности, благосостояния и социального развития.
Каким же образом с точки зрения эффективности системы государственного управления складывалась история Государства Израиль за первые 50 лет его существования?
Главным ресурсом в любой организационной системе, как известно, является человеческий труд. Ужасы Второй мировой войны стимулировали переезд в Эрец Исраэль большого числа евреев. Их труд, а также труд миллионов евреев - граждан государств Северной Африки, Ближнего Востока, Восточной Европы и СССР, переселившихся в Израиль позже, вместе с трудом первых переселенцев еще в Палестину стал важнейшим источником богатства государства. Росту богатства способствовала жизненная позиция переселенцев – репатриантов, которые приехали с безграничной верой в сионизм и свои жизненные личные потребности сводили к минимуму, строя и защищая новый дом на земле предков. Все эти богатства были основным источником быстрого пополнения государственного бюджета. Другим источником «пополнения» государственной казны была экономия государственных расходов. Поскольку большинство переселенцев приехало в работоспособном возрасте, государство было избавлено от непроизводительных затрат на «доведение» граждан до работоспособного возраста, а также от затрат на профессиональное обучение приехавших.
Третьим источником пополнения казны были и остаются непомерно высокие налоги на зарплату и личные доходы предпринимателей. Способствуют пополнению казны высокие монопольные цены на многие товары народного потребления и услуги, усугубляемые наценками на добавленную стоимость (в полтора-два раза превышающие принятые в развитых странах), наценками в торговле и общественном питании, связанными с соблюдением кашрута и других узаконенных религиозных требований. Этому же служат запредельные таможенные налоги на импортируемые товары и несообразные монопольные цены на землю для частного строительства[149]. Фискальное бремя в Израиле по мировому «Индексу экономической свободы» считается одним из самых высоких среди развитых стран.
Источником средств была также финансовая помощь США, беспрецедентная по объемам и продолжительности[150]; репарации, полученные с Германии; благотворительные взносы зарубежных общественных и религиозных организаций[151] и др. Были ввезены и значительные капиталы, с помощью которых были созданы крупные предприятия, обеспечившие высокие налоговые поступления в казну.
Все эти средства, поступавшие в казну, представляют «вход» в систему «государство». Понятно, что таких огромных средств было более чем достаточно для благоприятного экономического и социального развития страны, поэтому «выход» из оператора не мог не стать положительным. Раскроем «черный ящик» и попытаемся понять, какие механизмы превратили огромный поток ресурсов в позитивный результат – улучшение материального и социального положения граждан. Какова в этом роль органа управления государством, основной характеристикой которого (согласно результатам анализа) является нестабильность.
Позитивные факторы, возникшие по инициативе народа (власть не препятствовала) – это свободное предпринимательство и рынок, обеспечившие большую часть потребностей населения, созданные под влиянием кооперативных идей медицинское обслуживание, сельское хозяйство, общественный транспорт и, частично, банки. Несомненным достижением власти было создание мощной армии, обеспечившей военные победы (бывшие многочисленные военачальники теперь составляют основу политической элиты), а также транспортной инфраструктуры, системы абсорбции новых иммигрантов и социального обеспечения. Однако значительная часть средств ушла на восполнение потерь, вызванных неэффективным управлением государством[152]. Об этом свидетельствует социальная и этническая напряженность, непрерывные забастовки и отъезд немалой части высокообразованного коренного населения для работы и жизни за рубежом, а также острые непрекращающиеся конфликты с арабским миром. Большие средства были израсходованы на расточительное содержание органов власти, которые, пользуясь отсутствием законодательных ограничений (своя рука – владыка!), расходовали средства налогоплательщиков для покупки согласия членов Кнессета, для непрерывного повышения себе зарплаты и получения других льгот[153].
Итак, можно утверждать, что прошедшие 50 лет были исключительно благоприятным периодом для экономического и демографического становления нового государства даже при нестабильной системе государственного управления и напряженных внешних отношениях. В этот период нестабильность государственности действительно не оказывала существенного влияния на жизнь граждан и общества: ресурсов было достаточно, чтобы обеспечить успешное развитие государства и удовлетворить нужды граждан. Потери населения в террористических актах и войнах с агрессорами рассматривались как необходимая цена сохранения независимости. Отсюда возникло убеждение, распространенное среди израильских политиков, что проблемы нестабильности не существует, государственная система стабильна и не подвержена никакой опасности в будущем.
И такой взгляд правомерен, если предположить, что сохранятся источники получения ресурсов, потребности государства в ресурсах не возрастут и сохранится прежняя ситуация. Однако ситуация изменилась коренным образом. Нет мощных волн переселенцев - алии, поскольку большая часть евреев уже приехала в Эрец Исраэль, а оставшиеся в диаспоре не стремятся к переезду. В странах их проживания идут процессы демократизации и улучшения качества жизни, в то время как в Израиле нет уверенности в безопасности, в трудовой занятости и ограничены свободы светского населения. За прирост населения до достижения новыми поколениями совершеннолетия и их профессиональную подготовку теперь придется платить, как и за рост продолжительности жизни граждан. Придется платить за растраченные и не восполненные ресурсы, за нарушения экологии. Придется платить за модернизацию производства, поскольку, длительное время, пользуясь дешевой рабочей силой, предприниматели могли выдерживать конкуренцию при устаревших технологиях и оборудовании и многое другое. Вполне вероятно снижение государственных доходов от промышленного и сельскохозяйственного производства, от международного туризма и Хай-тека, которые существенно зависят от стабильности жизни в стране и глобальных процессов международного перемещения капитала. Сможет ли внешняя помощь покрыть дефицит растущей потребности в ресурсах?
Но и это не главное. Более серьезным потребителем ресурсов становятся острейшие проблемы жизни граждан, общества и государства, решение которых власть постоянно откладывала из-за нестабильности в собственной системе управления. Рассмотрим некоторые из этих проблем.
Известно, что проблема – это требующее разрешения противоречие, которое отражает неудовлетворенность граждан, социальных групп, организаций или иерархов власти существующим состоянием дел или отношений и их перспективами. Проблема не перестает существовать, если на верхнем уровне управления не принимаются меры по устранению причин неудовлетворенности. Например, если власть не способна найти решение проблемы на своем уровне путем принятия законов, выделения средств или заключения международных договоров, тогда проблема «решается» за счет подданных государства, их имущества, здоровья и жизни. При этом надо иметь в виду, что для предотвращения проблемы или устранения ее на начальном этапе требуется во много раз меньше ресурсов, а главное, человеческих жизней по сравнению с решением застарелой проблемы.
На рис. 7 показана структура одной из хронических внешних проблем Государства Израиль – конфликта с Палестинской автономией. Модель показывает бесперспективность противостояния - «патовую» ситуацию, которая, бесконечно повторяясь (террористический акт – возмездие – террористический акт и т.д.), ведет лишь к гибели людей. Число жертв резко увеличится при вынесенных за скобки «окончательных» решениях проблемы, на которых настаивают экстремисты с обеих конфликтующих сторон. Трагическая ситуация не меняется, поскольку, как видно на схеме, сохраняется источник ее происхождения – слабость исполнительной власти государства. Премьер-министр (даже из числа тех, кто осознает свою ответственность перед живущими и будущими поколениями) не может - лишен полномочий - подготавливать государственные решения на стадии переговоров и, тем более, парафировать проекты договоров. Попытки некоторых глав правительства предложить решение проблемы, в котором нуждается большинство народа[154], но которое не устраивает членов надзорной организации – Кнессета, обычно сопровождаются вотумами недоверия премьер-министрам. Вотумы нередко завершаются досрочным смещением глав правительства. За последние 10 лет (1992-2001г.) сменилось шесть премьеров, в том числе один был убит, трое смещены досрочно, один находится в начале каденции[155]. В тот же период у противоборствующей стороны сохранялся один и тот же властитель. Понятно, что если не будет устранен источник нестабильности