Смекни!
smekni.com

Новое государство израиль – выживет? (стр. 22 из 28)

В социальной сфере диктат выражается во вмешательстве в частную жизнь граждан страны.

В системе образования религиозный диктат под видом формирования еврейских традиций внедряет в сознание детей, начиная с дошкольного возраста, единственное ортодоксально-религиозное мировоззрение. В нем нет места воспитанию демократии, сионизма, следовательно, необходимости защищать Государство Израиль. Также нет места идеям изменчивости мира и активной роли человека в мире. Эта система образования препятствует усвоению в школьном возрасте современных научных и этических ценностей и ведет к хроническому отставанию новых поколений израильтян от своих сверстников, получающих образование в демократических странах. Косвенный результат: свыше 30 % лауреатов Нобелевской премии в естественнонаучных областях и в области экономики – евреи; но среди них нет ни одного лауреата, получившего образование в Израиле (по мировой классификации численность лауреатов отражает выживаемость страны в мировой экономической конкуренции).

В научной деятельности: запрет на археологические раскопки, запрет на вскрытие трупов (даже при подозрении на криминальный характер причины смерти) и т.д.

Отношение к женщине: отказ от признания ее равных с мужчинами гражданских прав, негуманное отношение к женщинам, находящимся в фактическом разводе, но не получившим религиозного одобрения на развод, и ущемление в связи с этим прав детей, родившихся в такой ситуации; ограничения в продвижении по служебной лестнице (идеи восточно-религиозной ментальности); ущемление достоинства путем запрета на совместное присутствие с мужчинами в общественных местах, например, разделение женщин и мужчин в очереди в учреждениях по трудоустройству («лишкат авода»), в автобусах; регламентирование в выборе одежды и др.

Матримониальные ограничения: осуждение смешанных браков; невозможность вступить в брак с неевреем без прохождения им ортодоксального гиюра (вынуждает многих молодых людей затрачивать значительные средства на поиск обходных путей), права вдов и др.

Религиозные отправления: создание осложнений в исповедании консервативного и реформистского иудаизма и неиудаистских религий.

Похороны евреев только по галахическому ритуалу, дискриминация военнослужащих, погибших при защите Израиля[179]. Исключительное раввинатское право признания смерти военнослужащего и др.

В оборонной сфере диктат ультраортодоксов создает субботние ограничения, которые отражаются на быстроте принятия оперативно-тактических решений в связи с тем, что высшее руководство армии и государства обязано исполнять предписания субботы. Требования обязательного соблюдения кашрута в подчиненных Государству армии и на флоте, проведение религиозных пропагандистских кампаний в так называемые «грозные» дни и другое.

В международных отношениях: вследствие ультрарелигиозного диктата Израиль официально не признал Всеобщую декларацию прав человека и не выполняет полностью или частично ряд статей Декларации. Отказ от признания Декларации подрывает престиж Государства Израиль на международной арене. Диктат запрещает дипломатические контакты по субботам и в период религиозных праздников и налагает ограничения кошерности при проведении дипломатических приемов, встреч и т.п. Даже поведение государственных деятелей регламентировано религиозными требованиями: президент и премьер-министр не могут в субботу встретиться с главами иностранных государств. Не только они, но и члены законодательной власти не могут в стенах Кнессета потреблять пищу, не имеющую религиозного разрешения. Государство не в состоянии защитить свои святыни: когда сжигают флаг Израиля (не только арабские экстремисты), игнорируют государственные праздники или мочатся на могилу убитого премьер-министра.

Духовный лидер партии ШАС достопочтенный рав Овадья Йосеф немало лет является как бы фактическим главой государства. Он единолично определяет и посредством голосов в Кнессете проводит решения об избрании или отставке премьер-министров, о принятии или блокировании законов, о распределении бюджетных средств. Ведет контроль над образованием, судопроизводством, над выборами в Кнессет, над исполнением религиозных предписаний в производстве, армии, торговле. Рав Овадья Йосеф дает публичные оценки высшим должностным лицам. За советами и благословением ездят к нему президенты и премьер-министры, силовые министры и руководители фракций Кнессета[180]. Поскольку ценностные положения в целевых установках ультраортодоксов и национального лагеря («еврейские символы превыше всего») совпадают, консерваторы по идейным соображениям оказывают ультраортодоксам поддержку в усилении диктата[181].

Все эти религиозные запреты и властные полномочия не могут вызывать осуждения сами по себе. Если человек верит в трансцендентную силу и добровольно признает юрисдикцию галахического права, это - дело его совести. И в том, что законы Галахи и религиозный диктат распространились на все сферы жизни общества и государства, нельзя обвинять ультраортодоксов. Такова закономерность развития любой идеологии, стремящейся к расширению своего влияния на умы и души людей. Однако расширение влияния ультраортодоксального диктата, отсутствие противовесов – прямая вина системы управления светского государства, которое не в состоянии понять опасности потери евреями своей государственности и противостоять этой опасности. Кстати, такой противовес также важен и для самого иудаизма, численность адептов которого в мире только за ХХ век снизилась с 0.8 (1928 год) до 0.3 процентов (1988 год)[182]. Сохранение светского Израиля является решающим условием сохранения численности приверженцев ортодоксального иудаизма.

Таким образом, нестабильная государственная система из-за задержки решения острейших внутренних проблем, требующих возрастающего увеличения внутренних расходов при отсутствии соответствующих доходов, вероятнее всего, будет находиться в весьма трудных условиях. Развитие по любому недемократическому сценарию (националистическое, теократическое или композитное), как и в глубокой древности, может привести к разрушению государства. Даже без участия враждебных внешних сил.

На рис. 10 показана флуктуация государственности еврейского народа со времен глубокой древности до ближайшего будущего. На схеме приведены исторические флуктуации государственности других стран мира, тренды которых направлены в сторону демократии и гражданского общества. Как видно из рисунка, тренд государственности нынешнего Израиля направлен против мировой тенденции. Возможные результаты видны на рис. 10 (тренд А ).

Существуют ли человеческий потенциал и политические силы, способные переломить негативную тенденцию государственности, вернув Израиль на путь сохранения и развития еврейского демократического государства (см. рис.10, тренд В)? Большинство в израильском обществе склонно жить в еврейском демократическом государстве, в длительном мире с соседями, следуя общечеловеческим идеалам, сохраняя свои национальные особенности, культуру, религию. Этого хочет большинство светского населения, в том числе большинство соблюдающих еврейские традиции, глубоко верующие евреи (на уровне своих семейно-личностных отношений), а до недавнего времени - и


значительная часть арабского населения и других этнических групп. Среди политических сил имеются не зараженные «прагматизмом» функционеры в партиях либерально-демократического и социал-демократического направлений и в центристских партиях. Они существуют также в Национальном лагере среди образованных политиков с гуманистическим мировоззрением. Однако в начале XXI века в Израиле не оказалось влиятельных политических и общественных сил либерально-демократического направления, способных консолидировать граждан и общество, чтобы противостоять недемократическому развитию государства. У них не оказалось средств на создание альтернативных СМИ, которые уравновешивали бы потоки антидемократической информации и пробуждали демократическое политическое сознание и политическую культуру. Лидеры политических партий и демократических общественных движений не осознали необходимость перелома в сложившейся ситуации, даже находясь во власти (каденция Э.Барака тому наглядный пример). Наконец, нет национального лидера, способного объединить демократическое большинство, т.е. весьма мала вероятность появления такой личности как Ф.де Голль или Г.Эрхард.

Таким образом, на вопрос (см. выше), может ли сохраниться в современном мире малое государство, не будучи демократическим и не имеющим внутренних сил для того, чтобы построить демократическую форму правления на либеральной основе, не удается найти положительного ответа[183].

Некоторые соображения (в стиле Андрея Амальрика). Чтобы избежать разрушения нового государства Израиль, нового рассеяния еврейского народа и сохранить его сбывшуюся многовековую мечту жить в Эрец Исраэль, надо искать нетривиальные решения. Может быть, с помощью дружественных государств. В истории такие случаи известны. Это – присоединение к более мощному государству в статусе члена федерального государства или приглашение высших иностранных авторитетов на посты руководства государством. В Древней Руси была формула приглашения варягов «Приходите княжити!». В современной Японии «варягом» был поставлен (правда, насильственно) генерал Мак-Артур. Он модернизировал государственное управление, уволив многие тысячи государственных чиновников, и обязал японцев принять демократическую конституцию. Результаты «княжения» известны: Япония при отсутствии природных ископаемых за короткое время «выпрыгнула» из феодального статуса, превратившись в демократическое государство, заняла одно из самых высоких мест в мире в экономическом и социальном развитии. При этом сохранила религиозные и даже феодальные традиции в жизни своих граждан.