Смекни!
smekni.com

Новое государство израиль – выживет? (стр. 23 из 28)

Я там был. Жил там. Недолго. И кое-что увидел своими глазами…

Приложения


[1] Bierce, Ambrose. The Devil's Dictionary. Cleveland, The World Publ. Co., 1911.

[2]The Complete Guide to Systems Thinking and Learning by S. Haines, president of Center for Strategic Management, USA, 2000, HRD Press.

[3]Этническое понятие народ – группа людей, члены которой имеют общие название и культуру, обладают мифом (версией) об общем происхождении, общей исторической памятью, ассоциируют себя с общей территорией и обладают чувством солидарности. «Народы мира и религии мира». Энциклопедия, изд. БСЭ, Москва,1998, с.6.

[4] Определения, предлагаемые автором, не претендуют на универсальность и приводятся лишь для однозначного понимания излагаемых положений.

[5] Например, у Гегеля четыре группы, описывающие все множество интересов, мотивов, побуждений человека: 1) физические потребности, 2) потребности права, законов, 3) религиозные потребности,

4) потребности познания. Цит. по книге П.М.Ершова «Потребности человека». Москва, «Мысль», 1990, с.327

[6] По мнению известных американских исследователей D. I. Cleland, W.R. King (1968) «System analysis and Project Management», McGrow Hill Book Co. и H.Koontz, C. O’Donnell (1976) «Management: A Systems and Contingency Analysis of Managerial Functions”, Sixth ed. McGrow Hill Book Co., с тех самых пор, когда люди начали объединяться в группы для достижения тех целей, которых они не могли достичь порознь, управление стало необходимым для координации индивидуальных усилий. По мере того как общество во все возрастающей степени стало опираться на групповые усилия, а многие организационные группы достигли больших размеров, задачи управления стали усложняться.

[7] Пассионарность – термин, введенный Л.Гумилевым, – это органичная совокупность психо-физических характеристик личности, определяющая его социальную активность и влияние на окружающих и вследствие этого - на характер событий. (Этногенез и биосфера Земли, Изд. Ленинградского университета, 1989.)

[8] В.М. Кайтуков (1991) Эволюция диктата. Опыты психофизиологии истории. «Наука» Москва.

[9] Протогосударство преимущественно с экстенсивной экономикой. Главная черта – существование формального вождя, выборного или наследственного, но не обладающего абсолютной властью. Цитир. по «Народы и религии мира». Энциклопедия, с. 10.

[10] Название дано Н. Макиавелли, XYI век; в русском языке – также синоним «страна».

[11] Интересное описание иерархии в социуме, состоящем из двух человек, в семье, дает .Амброз Бирс: «Брак: Организация общественной ячейки, в состав которой входят господин, госпожа, раб и рабыня, а всего двое». «Словарь Сатаны».

[12] В истории еврейского народа период отсутствия государственности наполнен трагизмом, но, как будет показано ниже, его уникальное самосознание и общая вера сохранили народ.

[13] Организационная система – это объединение большого числа людей и компонентов с априори определенным статусом и устойчивыми внутренними и внешними связями, структурой и распределением функций. Организационные системы являются развивающимися (динамичными), они обладают способностью целеполагания и самооценки, имеют внутренние и внешние (надсистемные) критерии эффективности, которые в общем случае выражаются в форме экономии времени – основного фактора деятельности человека.

[14] В русском языке слово «государство» используется как производное от слова «государь» (от общеславянского «господин») – т.е. орган управления государством; английский аналог rule, regime, power, authority. Для обозначения государственного строя (системы организации государства) используется термин «государственность» (state system, polity).

[15] См. Кайтуков, цит. соч., с.7.

[16] Индивиды, создающие интеллектуальные ценности в науке, искусстве, культуре, относятся к слою производителей и как правило составляют основу контрадиктата из-за своего стремления к новому, вступающему в конфликт с инертностью системы. То же соч. Кайтукова.

[17] Государственный строй, государственность, может сохраняться и при нестабильной системе управления, но это чревато либо экономическими потерями, либо ростом социальных конфликтов. В малых государствах нестабильность власти обычно завершалась разрушением государства, гибелью и рассеянием большей части населения.

[18] Автор понимает, что на численные значения показателей могут влиять такие случайные факторы, как продолжительность жизни иерарха или непредсказуемые реакции внешней среды. Однако при немалой выборке (почти 6000 лет истории государств и их большая численность) флуктуации не могут существенно изменить оценки общей тенденции. Кроме того, по мере развития цивилизации влияние второго фактора уменьшается. Мировое сообщество способно оказывать все большую помощь для предотвращения негативных факторов: пример агрессии Ирака, 1990 г., объединение мирового сообщества против международного терроризма, 2001 г.

[19] Действует принцип преклонения и всеобщей поддержки иерарха:

«Враг диктатора – враг народа».

[20] Авраам Линкольн в Геттенбургском послании этот принцип определил так: «Желательно: правительство народа, с помощью народа и для народа. Цель – как эти идеи могут реализоваться». Кстати, эта гуманистическая идея названа в «Притчах Соломона» первой добродетелью.

[21] Таким же образом поступил английский король Генрих YШ, объявивший себя в 1534 году главой новой (англиканской ) церкви. С тех пор сложную церковную иерархию возглавляет правящий монарх (король или королева).

[22] Ср. с Торой (Дварим 17-18: 14-15): «Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, даст тебе, и овладеешь ею, и поселишься в ней и скажешь: «Поставлю я над собою царя, подобно всем народам, которые вокруг меня». Трудно представить, что пророк Шмуэль не знал Торы.

[23]Даты приблизительные; в различных источниках указаны разные даты.

[24] Майкл Грант, История древнего Израиля. Москва, Ктерра. 1988. (перевод с английского). Здесь и далее цитируется его сочинение.

[25] Существует немало научных публикаций в Израиле и в мире, которые опровергают факт царствования Соломона, основываясь на отсутствии археологических подтверждений и на противоречиях в различных документах. Вероятно, эти же соображения побудили известного исследователя М.А.Членова (Энциклопедия «Народы и религии мира», статья «Евреи») не упоминать царя Соломона. Однако для нашего анализа государственности спорность этого факта не играет существенной роли. Даже если письменные упоминания о государственном управлении появились через столетия после царствования некоего третьего монарха объединенного еврейского государства, они свидетельствуют о внимании в древнем мире к вопросам государственности и дают некоторые материалы для анализа.

[26] Первый царь объединенной монархии Шауль также был убит в бою в результате предательства со стороны будущего царя Давида.

[27] По свидетельству историков Тацита и Иосифа Флавия, в результате падения второй государственности 1 миллион 197 тысяч евреев погибли и были изгнаны, 600 тысяч человек подверглись тяжелым испытаниям. Encyclopedia Judaica, vol.13, p.866.

[28] Давид, Соломон, Иеровоам II (Северное царство Израиль), Аса, Иосия, Узия, Иосия (Иудея), Иоан, Гиркан.

[29] Идеология - система взглядов и идей, в которых оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также содержится цель (программа) социальной деятельности. Современный философский словарь, Лондон, Франкфурт на Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск. «Панпринт»,1998.

[30] См. вторую и третью «Книгу царств» (а также каноническую агаду «Как деревья царя выбирали»).

[31] Для сравнения: 50 первых бурных и военных лет США с 1789 по 1841 г., до восьмого президента Мартина Ван Барена, устойчивость власти была 6.25 года.

[32] Цит. соч. Systems Thinking and Learning,

[33] Системный анализ представляет одну из областей методологии системного подхода Общей теории систем, относящуюся к проблемам управления (см. Приложение 1).

[34] Кибернетика - управление и связь в живом существе и машине, подчиняющиеся общим законам, является одной из основ Общей теории систем. Кстати, Винеры, по семейному преданию, происходят от известного богослова и ученого Маймонида из Кордовы (1135-1204).